Гл. 1. 3. Личность - образ в образе Вселенной

Владимир Толок
В основе познания находятся образы, поэтому можно сказать, что образ есть первичный элемент познания, в том числе познания личности. Ее исследование должно начинаться с выяснения сущности образа. Что такое образ? Вопрос многозначен, и он может быть понят в разных смыслах. Образ – это и картина художника, и человек, и любой »кадр» в «фильме» взаимодействий объектов друг с другом. На образ обычно смотрят как на инструмент мысли, но на самом деле мысль и образ неотделимы друг от друга.
Образ есть воображаемое или реальное свойство объекта (тела), значит, и он телесен, то есть обладает формой. Образ есть тело любой  идеи и всякого взаимодействия в вещественном мире. Мы можем со своего места (вещественный мир) выражать объекты вещественного и идеального миров при помощи образов, но там, где существуют в абсолютной истине образы бессмысленны. В писании говорится, что при творении вещественного мира вначале было слово (образ), значит, до творения никаких образов не было. Он там не нужен, так как объекты идеального мира понимают друг друга без слов, и в своих достоинствах тождественны друг другу.

Объекты, в том числе образы зародились по отношению к идеальному миру по  инициативе людей, для того, чтобы понять суть Единого, в составе которого на самом деле никаких объектов нет.  Форма образа принадлежит к вещественному миру, и весь этот мир состоит из образных форм. Любой образ обладает энергией своего внутреннего содержания, которое идеально.
Напомним, что в нашей трактовке идеальное отличается от вещественного прежде всего  количеством движения. При скоростях выше скорости света объект оказывается невидимым для самых совершенных приборов, поэтому кто-то может назвать его идеей, а другой, место его нахождения называет пустотой, в которой в потенциальном состоянии находится этот объект. На наш взгляд, правы оба исследователя, но тот и другой прав аллегорически, то есть говорят мифологическим языком.  И наоборот,  при замедлении движения того же объекта до и ниже скорости света мы получаем возможность наблюдать за ним тем или иным способом, и от этого называем его вещественным, однако и это название аллегорично.

Форма образа складывается из отношения ее частей между собой, определенного ритма, структуры… Форма образа строится свойствами элементарных единиц информации, образонами. Их можно сравнить с буквами в слове. Из беспорядочного набора образонов живой образ не сложится. Оригинальные комбинации образонов являются внутренним содержанием образа и смысл этого содержания срощен с формой образа. На этом симбиозе построена философия имени. Каждый объект имеет имя существительное, и по этому имени можно распознать суть этого объекта, утверждают ее приверженцы. Буддизм опровергает эту связь и называет имена существительных всего лишь бирками для распознавания объектов. Наше суждение в этом вопросе находится посередине. Хотя внутреннее содержание объекта и срощено с его формой, мы до конца не знаем в чем состоит суть его внутреннего содержания, поэтому наши наименования вещей несовершенны. С другой стороны, это срощение, и тут буддизм прав, не может быть вечным, в мире безмолвия имена бессмысленны, поэтому в нем от образа  останется только внутреннее содержание. Но пока есть и то и другое, имена не бирки, в них находится намек на истину, поэтому они не ложны и не истины, а метафоричиы. В зависимости от сложности объекта этот намек может быть ближе или дальше от истинного содержания образа.

Формы вещей, в том числе форма личности, появляются во  Вселенной в ходе эволюционных процессов. Все вещественные формы Вселенной стремятся эволюционировать в форму личностей, потому что они сотворены по образу Верховной Личности.
Человеческая личность – это форма жизни, осознавшая свое внутреннее содержание и с помощью этого инструмента сознательно преобразующая окружающий мир.  В конце эволюции творческие личности объединятся в форму гиперличности – одну на всю Вселенную. Гиперличность, в которую входит все вещество Вселенной и все разумные существа, - вершина ее формотворчества. Только гиперличность (не мистик, йог, гуру, лама и все иные религиозные овечки) сможет возвратиться в идеальный мир и слиться с Единым. Последнее случится при  сверхсветовом ускорении, в результате которого гиперличность начнет распадаться на отдельные образоны. Эти образоны станут возвращаться (запаковываться) на свои места в образонном континууме, то есть в Едином.
 
Многих людей разочарует гипотетическая потеря своего «Я» в Царстве Небесном. Но на самом деле никакой потери не будет, наоборот, появится абсолютное приращение всего: знания, блаженства, силы, красоты и всех других достоинств личности. Единый и его часть (образон) обладают одним уровнем качеств – совершенным, поэтому каждый образон в континууме, совершивший путешествие в вещественный мир,   всегда будет помнить все свои состояния во всех формах существования в нем, в том числе в форме человека.
Это разочарование мы бы сравнили со страданиями однодневного эмбриона Сократа, который беспочвенно стенает из-за того, что может  потерять свою в общем-то уродливую форму и навсегда раствориться в великой личности.
Далее мы  рассмотрим, что делает человека личностью.
   Существует огромное количество философских, этических, психологических и политических определений личности, в которых со всех сторон рассматриваются разные свойства личности, есть целые науки, глубоко исследующие нравственность человека, его характерные черты, эмоции, социальные установки, но мало  затрагиваемой или совсем не исследованной в проблеме личности оказались биогенетические задатки человека. Конечно, вытекающие из них индивидуальные природные способности,  творчество человека всегда упоминается исследователями феномена личности, однако и всегда поверхностно, как данность, не требующая глубокого анализа. Вместе с тем из этих задатков вытекает нравственность человека,  его характер, и все остальные свойства личности, а также состояние общества, которое определяется развитием личностей, находящихся в нем.
Мы попробуем восполнить этот пробел или хотя бы несколько  углубить понимание жизненно важного свойства личности человека.

Что же такое биогенетические задатки? Эмбрион человека повторяет всю биологическую цепочку эволюции человека, значит, в задатках ребенка находится все, чем мы были, а взрослый человек обладает новаторскими способностями, поэтому мы имеем задатки того, чем будем. Без полного представления о том, что было в самом начале, и том, что будет в самом конце,  невозможно понять, что такое личность, поэтому наше исследование логично начать издалека.
Сущностным свойством человека являются его биогенетические задатки. В них заключен определенный уровень эволюции вещества Вселенной, прошлое, и потенциал продолжения эволюции, будущее. Это  фундамент личности. В зависимости от того, как и насколько полно раскрыты эти задатки, формируется «Я» человека – род его деятельности, чувство собственного достоинства, ответственность, нравственность и прочая надстройка над этим фундаментом.

Каждая личность является человеком, но не каждый человек является личностью. Ребенок – это человек, но еще не личность, личностью он станет, когда его природные задатки преобразуются в индивидуальные способности. Вместе с этим преобразованием формируется характер, нравственность человека и его мироощущение. Человек с нераскрытыми природными способностями на всю жизнь остается безличностным. Конечно, кое-какие задатки раскрываются у любого человека, но их обычно достаточно, чтобы быть человеком толпы, и категорически недостаточно, чтобы быть  индивидуальностью. После тысячелетних восхвалений человека в стихах и политической прозе пора, наконец, опуститься на землю и признать, что человек пока не вышел из толпы, то есть не стал личностью в массовом масштабе.
 
Да, безличностные пока не уничтожили мир, потому что в нем есть личности, однако последних недостаточно для того, чтобы человечество (всем заметно) не скатывалось к своей гибели. Многочисленные эксперты и аналитики видят угрозы существованию человека в чем угодно, но только не в отсутствии личностей, однако мир людей жив не столько  соблюдением экологических  норм, сколько наличием  личностей. А их в наши дни катастрофически мало, кругом  одни толпы – парламентариев, болельщиков, митингующих, социальных сетей, театралов, едоков и прочих. Некоторые толпы депутатов или митингующих верят, что вступление в ЕС, союз с Россией, Китаем или США имеет определяющее значение в судьбе народа, другие толпы народов ищут свое спасение в религиях или в   национальной идее, но все это  локальные мифы или простые мечты стадного (прошлого) человека, который обречен. На самом деле судьба народа находится в нем самом, а не во внешних обстоятельствах. Все, что можно и нужно людям требовать от властей в современных обстоятельствах – это то, что превращает народ из толпы в сообщество индивидуальностей.

Проблема стадного существования богоподобного существа не нова. Ее пытались разрешить многие мыслители прошлого и с разных идеологических позиций, но одинаково безрезультатно. Всесторонне развитая личность оказалась недостижимой мечтой как для коммунистической толпы, так и для экзистенциальной. В последней, Кьеркегор еще позапрошлом веке талантливо описал проблемы машиноподобного человека, отделенного от своей сущности,  и существующего в отчаянии и страхе от своей неистинной жизни. 
Каждый человек толпы переживает отчаяние и страх по-своему, поэтому это интимное состояние развивается и преодолевается в одиночестве и в вере в Бога. Во время этого преодоления человек, согласно этому мудрому затворнику, и становится Единичным, которому присуще истинное существование. В нашем представлении, Единичный другой – это не рефлектирующая страхолюдина, а человек, вовлеченный в космический процесс богостроительства из материала (вещества) Вселенной с помощью индивидуальных природных способностей.
 
Реализуя свои свойства, Единичный объективируется, поэтому можно сказать, что если кто-то скрывает свои природные свойства от мира, то он не существует. К примеру, при работе некоторых двигателей внутреннего сгорания не все топливо используется по назначению, какая-то его часть по пути в камеру сгорания улетучивается, для двигателя эта часть топлива не существует. Так и тут.
Лишь Единичному присуще истинное существование.  Для человека существовать – значит реализовать свое бытие через свободный выбор в творчестве.  Категория истинного существования не действует в обществе, состоящем из массы анонимных людей и других столпотворениях, поэтому государства, церкви, народы и все остальное универсальное – это группы, сначала создаваемые для удобства жизни, выживания и  классификации, потом и по сей день - для эксплуатации человека другим человеком в корыстных интересах. Однако,  мир устроен более надежно, чем бензиновый двигатель, в нем любые «пары», дезертирующие от своего предназначения, улавливаются и сложными путями возвращаются в вечный двигатель Мультивселенной, поэтому, говоря о не существовании чего-то, мы в первую очередь, имеем в виду его отклонение от главного русла существования мира, то есть стержневой цепи причинно-следственных связей во Вселенной.

Человек в «двигателе» или «улетучился» можно узнать по тому, как реализуются его природные свойства.
Свойствами человека являются его индивидуальные природные способности, поэтому только человек с раскрытыми природными способностями, то есть индивидуальность, а не человек из народной толпы  в состоянии вступить в основной поток причинно-следственных связей во Вселенной. На религиозном языке это означает вступление человека в значимый контакт с Богом. Только при этом контакте он выделяется из любой толпы и становится индивидуальностью. Природные способности – это паспорт человека, действительный до конца творения.
Здесь мы снова должны вспомнить теорему Курта Гёделя о полноте системы. Согласно этой теоремы, система "человек" будет полной только в случае наличия противоречия в нем по схеме знание-незнание. Знание находится в подсознании, а  незнание в сознании. Они гармонизируются в человеке при деятельности на основе раскрытых природных способностей Получается, что человек, чтобы жить правильно, тоже как Бог, должен быть мифом. В случае, если незнание подменяется невежеством, то никакого мифа не сложится. Этот закон жизни относится  ко всем остальным системам мироздания.

Недавно мы говорили о тесной связи Единого и Ничто, но, быть может, более зримо эта связь проявляется, когда образы, «оторванные» от информационного поля, превращаются в вещественные объекты.
Любой объект во Вселенной состоит из двух начал - дискретного, вызванного существованием атрибута материи со свойствами Ничто и континуального, связи объекта с Единым. Первое начало вытекает из конечности любого вещественного объекта (множества) во Вселенной и самой Вселенной, которое дискретно относительно непрерывной бесконечности, и его взаимодействий с другими объектами, второе -  из неразрывности сущности (внутренней идеи) вещественного объекта с континуумом, которая не нарушается при отрыве этой идеи  от поля, так как отрыв произошел, вспомним шахматный ход в партии, сыгранной в бассейне, при Игре вслепую.
Вещественный объект есть множество, и человек тоже множество, микроскопическая часть образа Вселенной, поэтому два этих начала относятся и к нему. Эти два начала другими словами, быть может, более понятными для кого-то, описал мексиканский колдун Дон-Хуана Карлосу Кастанеде в их «Беседах о Силе». В них  колдун назвал эти начала тональ и нагваль.
 
Кстати, уже давно нужно было предупредить читателя, что никаких ссылок на страницы произведений авторов, повлиявших на эту работу, здесь не будет. Во-первых, свою работу мы определяем, как миф, а не научный трактат, во-вторых – лень, потом нехватка времени, но главное, ссылки при наличии интернета, мягко говоря, бессмысленны, так как при необходимости проще набрать в поисковике несколько букв из слова или цитаты, допустим, «нагваль» и выскочит то, что нужно, в-пятых, произведение нужно оценивать не по количеству, используемой литературы (своего рода круговая порука), а по количеству новых идей. Впрочем, какие-то цитаты с ссылками и здесь возможны, но как исключения, подтверждающие наше правило. А теперь продолжим.
Человек живет в себе лишь поскольку выходит из своего биогенетического прошлого, существует на его границах, соприкасаясь с будущим и воплощая его в настоящее с помощью природных способностей. Тогда человек – личность.

Личность связана с познанием, творчеством и поступком.
По своей природе творчество – это вселенское, нигде не локализованное, начало. Видимо, человек просто подключается к нему с помощью индивидуальных природных способностей. Индивидуальность проявляется в том, что она, подключившись к космическим вибрациям, слышит то, что для остальных малодоступно или недоступно совсем. Однако только через воображение, открывающееся в созерцании, происходит соприкосновение с тайной, поэтому воображение должно быть поддержано эмоциональной напряженностью поиска на стезе своего поприща, и мы снова возвращаемся к важности раскрытия природных способностей человека. Если они не раскрыты, то нет эмоциональной напряженности, а без эмоциональной напряженности пропадает воображение. В результате исчезает (не раскрывается) личность.
Индивидуальные способности – стержень персонального множества, ими открывается человеку запредельное.

Личность есть информационный образ, способная с помощью своих свойств интерпретировать саму себя в соответствии со сложившейся ситуацией. Более того, личность – это прежде всего интерпретирующий себя самого образ. Этот образ способен к саморазвитию, он просто обязан (это его долг и смысл существования) стремиться к тому, чтобы стать информационно насыщенным (многомерным) то есть более совершенной личностью. Личность способна к взаимодействию с другими личностями, образуя с ними единое множество.
Образ человека связан с его телом, а также с другими телами во всеединстве мира, и такого человека мы называем индивидом. С другой стороны, образ  связан с Единым (образонным континуумом), поэтому индивид имеет потенциал индивидуальности. Личность есть целостный образ человека (индивид плюс индивидуальность), в котором духовное начало (связь с Единым) овладевает всеми душевными силами человека.

 Единство личности создается этой связью.  По мнению Бердяева, личности человека нет, если нет бытия, выше ее стоящего, к которому она должна восходить. Личности нет, если нет сверхличностных ценностей, и личности нет, если она лишь средство сверхличностных ценностей. Кое-какие сверхличностные ценности (коммунизм, демократия)  у людей были всегда, но человек в них «лишь средство», поэтому личностей в массовом масштабе среди них пока нет. Как такое могло случиться?
Духовность во все времена воспринималась как выход человека за пределы его жесткой физической структуры. Трансцендентность – это путь поиска утраченной связи человека с окружающей природой и вселенским началом. Стремление к радикальному выходу из ограниченного бытового сознания всегда было присуще человеку. Однако духовные потребности человека  могут быть реализованы только с помощью других и через другие существа, то есть через общество. Необходимость в общности является базовой потребностью личности, поэтому стремление к духовности до сих пор реализуется в религиозной, политической, национальной и прочих общностях. Однако в этих общностях человек «лишь средство» достижения заинтересованными лицами своих корыстных интересов, винтик из массы других шурупов. Все эти общности более или менее тоталитарны, по своей сути преступны против личности, поэтому человек, обманутый эрзац-общностью, становится в ней нетерпимым и агрессивным.

По нашим представлениям, нормальная потребность в общности удовлетворяется, после раскрытия в человеке его природных способностей, в индивидуальном творчестве. Естественная общность для личности – это творческий коллектив и вытекающее из него содружество всех людей с задачей создания совершенной личности.
Раскрытые природные способности человека делают его психически здоровым, не претендующим на индивидуальное слияние (болезнь) с Абсолютом здесь и сейчас в медитативной или иной практике, освобождают от многовекового рабства в псевдообществах и просто способствуют биологическому выживанию человечества.
Что это за способности, о которых всем все известно, и вместе с тем для большинства они недоступны?

Люди во многом похожи друг на друга, и это сходство мы находим в общедоступных умениях и потребностях. Писать, считать, петь, что-то мастерить, выполнять простую работу более или менее хорошо умеют почти все, то есть диапазон природных способностей каждого человека огромен. Из этого диапазона родители выбирают для ребенка знакомый род деятельности, выгодный для его будущего. Выбор производится на основе таланта ребенка, который, как утверждают сами таланты, на 90 процентов состоит из труда по овладению профессией, то есть способностей, доступных многим. Так иногда появляются теслы, а чаще несчастные люди с исковерканным детством, прошедшим в занятиях, быть может, каждый день по пять часов за пианино, и без ожидаемого результата. Однако большинство родителей хотя и меркантильны, но не до такой жестокости, поэтому ответственность за род будущей деятельности ребенка перекладывают на случай. Выпускник школы подает документы в  разные  (пять-десять) учебные заведения, и куда удастся поступить, тот и оказывается «соответствующим» его природным способностям.

Случай – это неопределенная функция на пространстве элементарных событий, а неопределенность – мера нашего познания. При достижении полного знания неопределенность исчезает, и необходимость в теории вероятностей отпадает. Полное знание находится в образонном континууме, его раньше науки можно постигнуть интуитивно и выразить в аллегориях, но чтобы обладать интуицией, нужно раскрыть свои индивидуальные природные способности, и простой подачей документов на сорок факультетов их не определить. Неопределенностей вокруг способностей человека гораздо больше, чем при подкидывании монеты, поэтому теория вероятностей для их нахождения вряд ли поможет, тем более, что мы определили появление нашей Вселенной в результате Игры мирового разума, а как известно любая игра детерминирована своими жесткими правилами.  Известно, что в командной игре есть позиции более престижные и менее престижные, но если все игроки станут претендовать на престижное место, то команды не станет. Широта способностей позволяет вратарю занять место форварда и наоборот, но чтобы сохранить команду, каждый должен занимать в ней место по своим природным способностям.



Людей можно сравнить  с листьями на дереве. Все листья на дереве  на беглый взгляд одинаковы, но при более пристальном рассмотрении кроны дерева даже двух одинаковых листьев на нем не найти. Каждый листок дерева связан с определенным участком его корней. Этот тандем выполняет свою неповторимую роль в жизни дерева, вот почему все листья разные.  Так и на древе человечества. Индивидуальные природные способности каждого человека в качестве индивидуальной частицы знания связывают его с корнем жизни, полным знанием о Вселенной, которое в религиях называют   Богом. Они способ и утверждение жизни. Без их реализации человек становится свободным от жизни, оторванным листком, и если таких людей оказывается много, то древо цивилизации погибает.
Каждый человек потенциально гениальнее любого теслы (электрика самого низкого разряда, даже ПТУшника, в первобытном обществе назвали бы гением, как мы Теслу) и настолько, что  вообразить невозможно. Он это может почувствовать, связавшись с делом по призванию на любом месте профессиональной иерархии, и этот колоссальный потенциал постепенно раскрывается у новых поколений  в ходе развития человечества.

Природные способности человека можно представить в виде набора какой-то информации, а при  осознании этой информации, как часть полного знания о Вселенной. Эта информация, словно символы на вселенском табло, постепенно раскрывается в новых поколениях людей в зависимости от потребностей окружающей среды. Талант Теслы находился и среди первобытных людей, но их обществу были нужны охотники, а не электрики. И никто из этих охотников не грустил (не восставал) от того, что его потенциальная гениальность глубоко зарыта существующей средой. Никола, скорее всего, появился рано и для своего времени.
В общем, у какого-то  электромонтера по способностям нет причин завидовать чубайсам и теслам, тем более, что совсем рядом время, когда экономике  понадобится больше креативных инженер-электриков  и меньше монтеров электрических сетей, чем в настоящем времени. А пока своим простым и любимым трудом он лучше штатных реформаторов и священнослужителей приближает светлое будущее для себя и всего человечества.

Профессиональная взаимозаменяемость, конечно, возможна и даже необходима у столь многостороннего существа, каким является человек, но при всем множестве профессиональных тропинок перед ним, дорога для человеческой жизни у него одна. Он может при необходимости сойти с этой дороги на какое-то время или навсегда на какую-то иную профессиональную стезю, но в детстве он должен воспитываться в русле своих природных способностей. Раскрывая природные способности ребенка, мы на самом деле раскрываем перед ним связь с Вселенной, а чем он после этого будет заниматься, вопрос важный, но второстепенный. Налажена ли эта связь или нет, лично можно  узнать по своей совести; если она чиста, то все в порядке, а со стороны - по бескорыстию человека. Никто во Вселенной, контактирующий с ней, не стремится получить за плоды своей деятельности средств больше, чем необходимо для поддержания своих природных свойств. Из этого вытекает, что «талант», штампующий шедевры и вместе с ними виллы по всем мировым курортам личностью для нас не является.

В последнее время такие таланты из числа журналистов, шоуменов и олигархов часто идут в политику, но от их вступления на высшие должности  в стране к лучшему ничего не меняется.  Так происходит потому, что они на самом деле не талантливы, ибо талант – это не только и не столько умение, допустим, петь. Талантливый человек – это тот, который талантлив  во всем. Но такой человек может появиться при условии, что у него раскрыт индивидуальный талант. Многообразие в проявлении таланта следует из нравственности, сопутствующей ему.
 Дело в том, что полное знание и абсолютная истина являются синонимами высшей нравственности, и естественно, что объекту (частице знания), соответствует свой уровень нравственности.
Истинный талант неразрывно связан с нравственностью его уровня. И по закону обратной связи нравственному человеку становится легко постижимой информация из других сфер знания, находящегося на том же уровне нравственности.

У жителя деревни, аула или маленького городка раскрываются самые общие человеческие способности, связанные с простым физическим и умственным трудом, поэтому  их нравственность  расплывчата. Такие люди, находясь в своем мирке, до конца жизни остаются нравственными существами, но при  выходе из него, более или менее быстро теряют свои нравственные устои, и в этом меньше всего виновата безнравственная среда мегаполисов. Так происходит от того, что непоколебимая нравственность формируется вместе с развитием индивидуальных природных способностей человека, и если никто этим развитием серьезно не занимался, то ребенок вырастает потенциальным нравственным уродом, и проявление этого уродства или его сокрытие зависит только от случая.   Волк в лесу не  трахнет свинью, даже в период течки у нее,  потому что он индивидуальность,  его природные способности (талант) и его нравственность закрывают такую извращенность, он просто съест ее, а волк Папанова, свободный от своей природной сущности многостаночник, – с удовольствием и в любой сезон. Человек потенциально талантливее волка, но если его индивидуальный талант не раскрыт, то его нравственность оказывается подвижной. В угоду другим чувствам (жадности, похоти или жажды власти) и благодаря уму она может опуститься ниже шакалинного уровня и на словах возвыситься выше ангельского.

Ребенок с раскрытыми природными способностями почти автоматично становится по-человечески нравственным существом, но для этого рядом с ним должен находиться умелый воспитатель, способный раскрыть его талант, и эту почти врожденную нравственность он будет прилагать к любой последующей деятельности, ко всем своим поступкам. Он начнет жить по пословице: сколько человека ни корми рекламой гламурных искушений, он все равно в лес (на нравственный стержень) смотрит. Естественным воспитателем ребенка является его мать. Только она из широчайшего диапазона  способностей человека может выделить и развить в ребенке ту единственную способность, которая ему необходима для связи с Вселенной и для того, чтобы найти свое естественное место в обществе и  экономической жизни страны. В последнем случае мать точнее госплана и экспертного сообщества определяет, какие специалисты будут необходимы экономике через 15-20 лет.

С чего это вдруг простая женщина, пусть умелый воспитатель, понимает  рыночную экономику лучше, чем господин Сорос? А она и не понимает. Подлинную суть  рыночной экономики, как и все остальное в мире, всеобъемлюще знает только Вселенная. Женщина-мать – это бессознательный проводник вселенского знания в человеческое общество, и чтобы он не фальшивил, ему достаточно быть нравственным. Сейчас замужняя женщина считается нравственной, если соблюдает супружескую верность, а женатый мужчина -  когда нагло не домогается других женщин, например, на своей работе. На самом деле нравственность – это отношения с Вселенной, и если они существуют, то женщина, кроме прочего, и блюдет, а мужчина – не домогается.
 Эти отношения универсальны, поэтому влияние нравственной матери на будущее своего ребенка можно проиллюстрировать  на примере  из жизни даже муравейника.
Наука уверенно утверждает, что все муравьи в муравейнике рождаются с совершенно одинаковым набором генов. Для нас это означает, что природные задатки у всех личинок одинаковые. И вот, из этих абсолютно одинаковых созданий в процессе воспитания! из малышей чудесным образом вырастают разные муравьи, как по роду деятельности, так и по внешнему виду. Матка огромна, и она одна, рабочие муравьи мелкие, воины – значительно крупнее и всех их столько, сколько необходимо для гармоничного существования муравейника. Откуда няньки новорожденных муравьев черпают знание профессиональной специализации в муравейнике,   науке неизвестно, Но очевидно, что это знание имеет универсальный характер, поэтому не могло выветриться из женщин в процессе эволюции человека, и человеческому обществу оно необходимо не менее, чем муравьиному, Матери, а не экономические эксперты и институты должны определять кадровую политику в рыночной экономике, только тогда ее смогут покинуть вечные кризисы.
 
По всей видимости,  нравственность гармонизирует не только экономические отношения. Так устроен мир, что у человека  нет будущего без нравственности и в других сферах жизни.
В ходе выявления и развития природных способностей ребенка произойдет естественная нравственная трансформация человека в личность с нравственностью, непоколебимой, как инстинкт природного волка.
Как видим, человек, чтобы выжить, должен обладать нравственностью, соответствующей его мозгам. Насадить нравственность как инстинкт можно только в младенчестве, и если этот момент упущен, приходится писать религиозные заповеди, атеистические моральные кодексы, законы, многочисленные труды по этике и нравственные правила,  которые любой человек, не связанный с Вселенной, стремится нарушить, иногда просто ради спортивного интереса.
Правила поведения, безусловно, как-то ограничивают безнравственность человека, но ограничение не является синонимом развития. Запреты стремятся вернуть современного человека к нравственности первобытного существа, а снятые запреты рассчитывают на естественную эволюцию этого человека в личность, в результате обеих глупостей появляется одно и то же лощеное животное с нравственностью волка Папанова.

Рассчитывать в этом вопросе на природную эволюцию неразумно, потому человек давно покинул Природу, и стать  личностью он может  и должен самостоятельно, а для комментария примитивных призывов «назад к природе» у нас нет времени.
Человек появился в мире для того, чтобы перевести стихийную эволюцию в Природе, а затем и во всей Вселенной в сознательное русло. Творческий и нравственный человеческий разум введен во вселенскую Игру  потому, что эволюционировать вещество Вселенной  в свою противоположность (образ) стихия, если и способна, то слишком медленно.  К примеру, протон, из которого в основном состоит масса Вселенной, распадается десять в 32 степени лет, только после этого распада она превратится в сплошное излучение. Это невообразимо огромное время для потенциала абсолютной истины, за которое любая Игра превращается в занудное зрелище. Кроме этого, для возвращения нашей Вселенной в  обитель  полного знания еще необходимо время со многими нулями лет для эволюции этого излучения в чистую идею. Для придания предельного динамизма во вселенской Игре и был задуман человек и другие разумные существа. Он потенциально способен до предела укоротить время возвращения нашей Вселенной туда, откуда она появилась.  Современное человечество, в своем развитии достигло уровня, на котором оно, следуя логике вселенской Игры, должно самостоятельно превратить массового человека в нормальную, то есть в творческую, личность.

Человек - частица Бога, Вселенной, полного знания и абсолютной истины, но Бог и его синонимы от этого никак не ущемлены, так как  знание неделимо. Знание можно только тиражировать, поэтому Бог находится в каждом из нас и вокруг нас. Он непознаваем, потому что мы можем  превратить в знание только ту информацию, которой владеем, а она у нас о нем пока слишком скудна. Но мы можем чувствовать Бога, так как являемся  его частицей (часть полного знания), и даже рационально предполагать о  его существовании, потому что есть познание, динамика которого позволяет нам быть уверенными в том, что теоретически можно овладеть полным знанием о Вселенной и абсолютной истиной, то есть достигнуть Бога. Достигнуть только с помощью научного познания мира, и единственно, раскрывая миру свои природные способности.
Природные способности человека или, говоря шире,  реализуемые свойства объектов Вселенной - единственный способ их существования и развития. Конечно, не все ее объекты могут придерживаться этого закона жизни, в этом случае они утилизируются для возрождения новой жизни на основе появившегося субстрата.  Времени, как мы только что показали, у нее предостаточно.