Привет, Приват!

Александр Киркевич
Для удобства финансовых операций и покупок в магазинах приходится прибегать к банковским карточкам. Это не новость, а «затасканная» истина для всех людей, которые не хранят деньги в 3-х литровых стеклянных банках или наволочках с носовыми платочками; а также не роются в карманах в поисках мелочи, когда нужно рассчитаться в магазинах.
У меня, в силу всяких обстоятельств, бывали карточки различных банков, с которыми пришлось расстаться, а некоторыми банками я продолжаю пользоваться. Ну знаете, в некоторых удобно платить коммуналку, в некоторых удобно снимать наличные деньги, ну и прочее.

Примерно неделю тому назад мне нужно было получить компенсацию от турфирмы за проведение платных тестов на ковидлу для поездки заграницу. Почему-то, мой постоянный банк «Креди Агриколь» не принимал перевод денег на мой счет и выдавал какую-то ошибку в счете. Из турфирмы мне сообщили об ошибке и предложили перевести деньги на другой банк. Ближайшим территориально к моему оказалось новое открытое отделение Приват Банка. Я решил открыть счет в Приват Банке, чтобы проверить пресловутый улучшенный сервис, и как минимум быстро получить деньги на карточку.
Мне пришлось провести в отделении банка сорок минут, выслушивая бредовые предложения об удобствах банка. Я сказал, что меня интересует конкретная информация, но меня перебили, чтобы прочесть лекцию о всех преимуществах Приват Банка. Меня несколько минут уговаривали перевести мою пенсию на Приват Банк. Я отказался, но специалист еще четыре раза возвращалась к этому вопросу. Потом мне заявили, что я обязательно должен оформить себе страховку через банк. Почему обязательно? Потом мне сообщили, что мне нужно обязательно делать хотя бы один раз в месяц регулярный платеж какой-нибудь коммунальной услуги или пополнять счет мобильного телефона. Опять-таки, почему обязательно? После чего меня фотографировали, снимали копии документов, а в конце я расписывался пальцем на экране планшета четыре или пять раз. Наконец, я получил карточку банка и сообщил ее номер в турфирму. Мне прислали 1597,00 гривен (примерно $54) компенсации.

Начался второй сезон, я попытался зарегистрироваться в онлайн банке Приват24. Это оказалось непростой процедурой. Меня на странице регистрации водили по кругу, полагая что я бизнесмен. На нужный сайт я зашел только после онлайн консультации сотрудника Приват Банка, который все не мог поверить, что я не предприниматель, а простой пенсионер.

При регистрации, а также при каждом входе, мне звонил робот из банка и проверял, мой это вход в банк или нет, и предлагал нажать единицу на телефоне. Деньги на счет поступили, но через два дня с меня уже сняли 20 гривен за страховку. Еще через день в онлайн банке мне сообщили, что я должен пройти актуализацию. А именно, я должен сфотографировать все страницы своего паспорта и с подписями выложить эти файлы фотографий на сайте онлайн банка. Не нужно, видите-ли посещать отделение банка, а фотографировать свой паспорт с подписями. А для чего? Меня же уже зарегистрировали в банке при открытии счета!
Кроме всего прочего, почему-то появилась информация о моих коммунальных счетах, причем сплошные долги! Типа, у вас долги - платите у нас! Я же знаю, что коммунальные счета мною оплачены через другой банк. Я понял, что Приват Банк представляет собой подобие пиявки, от которой нужно поскорее избавляться. Я решил на следующий же день забрать свои деньги, от которых остались только 1577,00 гривен, и закрыть счет.

Начался третий сезон, я пришел в банк для закрытия счета. Забрать свои же деньги без уплаты комиссии банку невозможно. Снимают 4% от суммы, как будто я снимаю деньги с кредитной карточки (т.е. не мои а кредитные) в чужом банке где-нибудь в Турции или Египте. В кассу стояла большая очередь и я направился к банкомату. Хочу сразу сказать, что комиссию снимает как банкомат, так и кассир. Есть банки, где банкомат комиссию не снимет. Для начала я снял 1500,00 гривен, на счету осталось 61,00 гривна. Потом я снял еще 50,00 гривен, и на счету осталось 11,50 гривен. Остальное можно было снять только через кассу. Кассир сказала, что может мне выдать только 11,30 гривен и, почему-то попросила еще 1,00 гривну. А потому, что считается, что она мне выдала 11,41 гривен из-за комиссии банка. Осталось 8 копеек, которые мне выплатить не могли, и закрыть счет тоже не могли, но сказали, что деньги можно перевести на благотворительность.

Приват Банк кроме пиявки оказался еще и подобием энцефалитного клеща, которого и вырвать невозможно. В общем, счет я закрыл и сообщил, что мои 8 копеек пусть переведут на венок для Бени Коломойского. Мне сказали, что Коломойский уже не владелец банка. Тогда, предложил я, переведите 4 копейки Коломойскому и 4 копейки новому владельцу, это как раз стоимость резинового изделия № 2 по советским ценам.

Мне все-таки стало интересно, почему Приват Банк такой мутный, и я прочитал про него в Инете. Я что-то вскользь слышал о каких-то скандалах в банке. Опустив, всякие финансовые и деловые банковские подробности, получается следующая несвежая информация.

В 2013 году украинский программист Алексей Мохов заявил, что в онлайн-банкинге имеется критическая уязвимость, позволяющая постороннему лицу проводить финансовые операции по чужой карте. Как пояснил программист, ему удалось перевести чужие деньги на свой счёт, о чём он сообщил сотруднику банка. В ответ банк обвинил его в хищении. Позже, Приват Банк все же принял Алексея на работу.

В июне 2014 года хакеры группировки «GreenDragon» заявили о взломе IT-системы банка, краже кодов доступа клиентов к онлайн-банкингу, база кредитных и дебетовых карт. Никаких доказательств взлома представлено не было. Хакеры объявили о предоставлении населению 5 дней на снятие денег, после чего «средства с ваших кредитных карт и счетов будут сняты и направлены на оказание гуманитарной помощи востоку Украины». Никаких подобных действий впоследствии не было. Сотрудники Приват Банка опровергли сообщение хакеров о взломе системы, признали наличие «технического сбоя», из-за которого на сайте банка очень долго загружаются страницы. Позднее банк признал DDoS-атаку на свой информационный сайт.

В июле 2014 года группа хакеров «Киберберкут» выложила в публичный доступ личные данные клиентов банка (паспортные данные, телефоны и т. д.), а также внутреннюю переписку банка. Хакеры сообщили: "Мы подтверждаем наличие уязвимостей в системе безопасности Приват Банка и реальность угрозы сохранности денежных средств клиентов, о которой ранее заявила хакерская группировка «GreenDragon». Хакеры призвали клиентов выводить деньги из Приват Банка, поскольку, по их словам, вкладчики «рискуют остаться без копейки». Однако все опрошенные «Газетой. Ru» эксперты отметили, что представленная информация не доказывает, что был взлом системы управления счетами клиентов. По словам директора по маркетингу компании ESET в России Анны Свердловой, «подобная база стоит не более 0,5-1 руб. за один контакт и нередко продается компаниям для рассылок SMS». Представленная хакерами информация вполне могла быть получена от недобросовестных сотрудников, с компьютеров службы клиентской поддержки или из отделений Приват Банка в Крыму или в Луганской и Донецкой областях. Этого недостаточно для манипуляций с денежными средствами клиентов банка.
Информация о возможной национализации «Приват Банка» появлялась в украинских СМИ в течение года. В ноябре 2016 года тема активизировалась. За несколько дней до национализации, в ряде СМИ были опубликованы советы забирать вклады из банка, а в соцсетях появилось множество сообщений со ссылками на фальшивый аккаунт Игоря Коломойского в социальной сети Facebook.

18 декабря специалисты Национального банка признали «Приват Банк» неплатежеспособным, после чего НБУ обратилось к правительству с просьбой о национализации. Кабинет министров Украины в тот же день поддержал это предложение, инициаторами которого также стали Совет финансовой стабильности и СНБО. 19 декабря 2016 года глава НБУ Валерия Гонтарева объявила о национализации «Приват Банка». Председателем правления банка был назначен бывший министр финансов Александр Шлапак, которому прежний топ-менеджмент обещал оказывать помощь в переходный период. Акционеры банка в полученном правительством письме обязались за полгода реструктурировать кредитный портфель и донести залоги для компенсации потерь государства.

19 декабря «Приват Банк» приостановил, сроком на один день, обслуживание юридических лиц, ограничение не коснулось физических лиц. В парламент как неотложный был внесён президентский закон о 100 % гарантии для вкладчиков «Приват Банка». Но этот закон не был подписан Президентом и не вступил в силу. До этого подобным правом обладал только государственный «Ощадбанк». После нормализации финансового состояния банка допускается его последующая приватизация.

Причинами национализации Гонтарева называла действия прежних владельцев, выделявших значительные кредиты аффилированным лицам (из кредитного портфеля в 180 млрд гривен аффилированные кредиты по банковской отчетности составили 10 %, по оценкам ряда экспертов — 70-80 %, по словам Гонтарёвой — 97 %). Для гарантии возврата кредитов НБУ рекомендовал финансовому учреждению за три года провести докапитализацию на сумму почти 132 млрд гривен. Просроченная задолженность «Приват Банка» перед регулятором по стабилизационным кредитам составила 14 млрд гривен, общая задолженность — 19 млрд гривен. Общий размер «дыры» равнялся 148 млрд гривнам, покрытие этих средств государством было компенсировано выпуском облигаций со сроком погашения 15 лет и максимальной ставкой 10,5 %.

Национализация банка была поддержана МВФ (процесс был прописан как условие получения кредитов Украиной) и ЕБРР, главой МИД ЕС Федерикой Могерини, правительствами Великобритании и США.

По сообщению Валерии Гонтаревой, в ночь перед национализацией со счетов банка по мошенническим схемам было выведено 16 млрд гривен, а приближенным к руководству лицам передано 100 % корпоративного портфеля банка. Игорь Коломойский пояснил это процессом реструктуризации кредитного портфеля, при котором деньги были выданы компаниям, которые погасили кредиты предыдущих заёмщиков. Фактически, эти деньги остались в банке и использовались лишь для замены одних заёмщиков на других. По состоянию на конец июня 2017 года ни прежние собственники, ни прежнее руководство банка к уголовной ответственности не привлекалось.

В июне 2017 года аудиторская компания Ernst & Young сделала вывод, что качество кредитного портфеля Приват Банка оказалось гораздо хуже, чем предполагалось в декабре 2016 года. Для выполнения нормативов и улучшения структуры баланса была рекомендована докапитализация. Украинское правительство решило выделить на это 38,5 млрд гривен (1,5 млрд долл.), но не деньгами, а путём выпуска облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) и передачи их в портфель Приват Банка. Такой механизм позволяет улучшить показатели банка и при этом дополнительные средства не попадут на открытый рынок и не вызовут девальвацию национальной валюты.

18 апреля 2019 года окружной административный суд Киева удовлетворил иск Коломойского, постановив, что решение о национализации банка было принято с нарушением действующего законодательства. Национальный банк Украины заявил о намерении обжаловать данное решение, усмотрев в нём угрозу финансовой стабильности в стране.
Дальнейшее читать я не стал, итак все ясно.
Привет, Приват! Я расстался с тобой навсегда.