Репин. Портрет Софии Ментер

Алина Алексеева-Маркезин
    Илья Репин.Портрет пианистки и профессора Санкт-Петербургской консерватории Софьи Иосифовны Ментер.1887г. 124,5 см , 121,5 см  Третьяковская галерея.

    Софья Осиповна Ментер(1846-1918)немецкая пианистка, композитор, музыкальный педагог, профессор Петербургской консерватории (1883—1887). Виртуоз, одна из крупнейших пианисток второй половины XIX века. Любимая ученица Листа.

     Дочь Йозефа Ментера, виртуоза-виолончелиста и певицы Вильгельмины Ментер. Уже в детстве проявила себя как талантливая пианистка, училась в Мюнхене у Фридриха Ниста, затем у Зигмунда Леберта и наконец в Мюнхенской консерватории под руководством Йозефа Райнбергера, Юлиуса Леонхарда и Юлиуса фон Кольба.

 В 1860 году 14-летняя пианистка совершила своё первое артистическое турне. В 1867 году стала известной за исполнение фортепианной музыки Листа в Гевандхаусе в Лейпциге. Продолжила совершенствовать мастерство у Карла Таузига, с 1869 года — у Франца Листа в Веймаре.

   Вышла замуж за Давида Поппера, музыканта-виолончелиста, композитора, вместе с которым объездил Германию, Англию, Францию и Россию. Концерты супружеской пары имели повсюду большой успех.
      
   В 1883 получила приглашение Санкт-Петербургской консерватории занять пост профессора по классу фортепиано. Преподавала в России до 1887 года, подготовила ряд известных музыкантов, среди её учеников — В. Л. Сапельников. В 1887 г. в составе группы преподавателей (вместе с Карлом Лютшем, Гуго Вёльфелем, Дмитрием Климовым и другими).

      Талант С. Ментер высоко ценился в России, наряду с А. Н. Есиповой и М. Т. Карреньо она считалась крупнейшей пианисткой второй половины XIX века. В 1884 году П. И. Чайковский, отдавая должное дарованию Софьи Ментер, посвятил ей партитуру «Концертной фантазии» для фортепиано с оркестром (соч. 56). В 1887 году И. Репин написал два портрета Софьи Ментер.


   В последующие годы С. Ментер жила в Тироле, периодически совершала концертные поездки по другим странам. Её игра захватывала эмоциональным порывом, масштабностью исполнения и одновременно изяществом и тонкостью художественной передачи.

ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ.

      Лист писал о ней: "Ни одна женщина не может сравниться с ней ", и особенно восхищался ее "поющей рукой".

      Критик Вальтер Ниман описал ее стиль как "смесь виртуозности и элегантности; великолепный, округлый и полный листский тон; пламенный темперамент;  пластичность; сквозное выдающееся мастерство.  Форма, в которой душа, дух и техника сливаются в гармонии и единстве "
   
    Бернард Шоу , слушавший Ментер в 1890 году, писал, что она «производит эффект великолепия, который оставляет Падеревски далеко позади ... Мадам Ментер, кажется, играет с великолепной быстротой, но она никогда не играет быстрее, чем слышит ухо, именно отчетливость атаки и звучание каждой ноты делает ее исполнение столь неотразимо стремительным "

    Петр Ильич Чайковский также был хорошо знаком с Софи Ментер, посвятив ей всю партитуру своей Концертной фантазии (хотя более ранняя фортепианная аранжировка принадлежит Анне Осиповой ). Во время пребывания с ней в Австрии в сентябре 1892 года он написал ей  Концерт в венгерском стиле для фортепиано с оркестром; он также дирижировал на ее премьере в Одессе четыре месяца спустя. Сохранились 3 письма Чайковского Софи Ментер, датируемые с 1891 по 1893 год.В архиве  дома-музея в Клину хранятся 4 письма Софи Ментер Чайковскому, датированные 1891–1893. гг.