сухой остаток жисни, - по бергсону а

Серхио Николаефф
отказаться ли - от углубления в природу жизни ?.
/\
сухой остаток жисни .


--
продолж. знакомитьса с книжкою с интригующе квинтэс-
сенц. назв. "творческая эволюция", @-ва  бергсона а.



----
пожалуй для затравки приведу ниже - блок с цитированием
(:в начале соотв. книжки).

итак,

начало цитирован.:

--

>>

(..)

Наше рассуждение, столь уверенное в себе, когда оно вращается среди
инертных вещей, в этой новой сфере чувствует себя несвободно.
Очень трудно назвать хоть одно биологическое открытие, добытое чистым
рассуждением.
И чаще всего, когда опыт укажет нам, к какому способу прибегала жизнь,
чтобы получить известный результат, мы видим, что именно это нам никогда
бы и в голову не пришло.
И все же эволюционная философия без колебаний распространяет на явления
жизни те способы объяснения, которые успешно применялись в области
неорганизованной материи.
Вначале она представила нам интеллект как локальное проявление эволюции,
как проблеск - быть может случайный, освещающий передвижения живых существ
в узком проходе, открытом для их действия. И вдруг, забывая о том, что со-
общила нам, она превращает этот слабый светильник, мерцающий в глубине
подземелья, в Солнце, освещающее весь мир.
Смело приступает она, при помощи одного лишь концептуального мышления,
к идеальному воссозданию всего, даже жизни.

Правда, она наталкивается по пути на столь серьезные препятствия и замечает
в выводах, полученных с помощью ее собственной логики, столь странные проти-
воречия, что очень скоро ей приходится отказаться от своих первоначальных
амбиций.
Она уже заявляет, что воспроизводит не реальность, но лишь подражание
реальности, или, вернее, ее символический образ: сущность вещей ускользает
от нас и будет ускользать всегда;
мы движемся среди отношений, абсолютное нам недоступно, мы должны остановить-
ся перед Непознаваемым.

Но поистине, после излишней гордости это уж чрезмерное самоуничижение
человеческого интеллекта. Если форма интеллекта живого существа отлилась
мало-помалу по образцу взаимных действий и противодействий между определенными
телами и окружающей их материальной средой, то почему же не может он сказать
что-либо о самой сущности того, из чего созданы эти тела? Действие не может
совершаться в нереальном.
О духе, рожденном для умозрений или грез, можно было бы сказать,
что он остается вне реальности, искажает ее и изменяет, - быть может,
даже создает ее, как создаем мы фигуры людей и животных, выделяя их своим
воображением в проплывающем облаке.
Но интеллект, стремящийся к действию, которое должно быть выполнено,
и к противодействию, которое должно последовать, интеллект, ощупывающий
свой объект, чтобы ежеминутно получать о нем меняющееся впечатление, -
соприкасается с чем-то абсолютным.

И могло ли нам когда-нибудь прийти на ум подвергать сомнению эту абсолютную
ценность нашего познания, если бы философия не показала нам, на какие
противоречия наталкивается наше умозрение, в какие тупики оно заходит?
Но эти трудности и противоречия проистекают из того, что мы применяем
привычные формы нашей мысли к тем предметам, к которым неприложима наша
практическая деятельность и для которых, следовательно, непригодны наши рамки.

Интеллектуальное познание, поскольку оно касается известной стороны инертной
материи, должно, напротив, дать нам ее верный отпечаток, ибо само оно и отлито
по этому особому предмету.

Относительным оно становится лишь тогда,
когда, оставаясь тем, что есть, хочет представить
нам жизнь, то есть самого литейщика, создавшего отпечаток.
 
Следует ли из-за этого отказаться от углубления
в природу жизни?

Нужно ли придерживаться механистического представления,
которое всегда дает нам наш рассудок, представления неизбежно искусственного
и символического, ибо оно сводит целостную активность жизни к форме определенной
человеческой деятельности, являющейся только частичным и локальным выражением
жизни,
только следствием жизненной работы, как бы ее осадком ?

(..)

<< .

--
конец цитир. блочка.


----
и, моих комментарьев-то горсточка .:

--
во-первых,

разграничу такие схожие понятия,-слова  как то :

- рассудок , рацио- , логика, мозг, ум.. - эт по-моему +-
суть одно . некая, грубо говоря - счетная машина, кальку-
лятор, калькуляцьонна, э.в.м (.. вычислит. машина  соотв.)

- интеллект , - я бы предпочел назыв. нечто более сложно-
организованное; эмоциональн. интеллект, чувств.-интуитивн.
интеллект , напр.    и  интеллектуальн. интуиция . все энти
понятия выше простой линейной некоей логики-то.  это , есть
уже уровень выше , и сложнее  соотв.

- разум, сознание , мудрость -  некая эмпирическ., опытная,
составляющ. видимо, также связана с интуитивным. несколько
иррациональным значит. когда принятие решения производитса
на основе некоего - озарения вспышки , инсайта т.н. . основ.
на предыдущ. опыте , а также некоего  ч у т ь я   собств. ..
предчуйствия . иррационального ощущения правильности дейст-
вия, решения . над математикою, калькуляц. обобщеньями логи
ческаго характера . интуиция снисходительна к подобным при-
митивным математич. выкладкам. пригодным лишь для подсчетов
скока куда сыпать,накладывать: ложек сахеру ли, соли, таба-
чку ли , и т.п.  пр.  прелестей  собств.   и, без которых ..
тоже довольно тоскливо-то могло б быть-то.  однако на логи-
ке ж  одной-то,  --  далече,  увы;  не уйдёшь, не уедешь-с . 

- подсознание - есть вообще некый `черный ящик`, лес дремуч.
для человека-то . пока что.
хотя есть и некотор. попытки - распознать сокрытое пока что.

- ментальное -  и тоже весьма многозначн. слово (-понятие) ,
используемое как в пониманиях самого высокоорганизованного,
интеллектуально-разумного, высшего . а также кто-то и опус-
кает , принижает-таки - градус пониманий значений сего слова
до элементарн.; - таких как:  мозг да рассудок ли, ум & соз-
нание ли . 


--
плюс ещё , потом, к таким понятиям , как то :

реальность - ..  ;
да
действительность - .. .

- что не есть одно и то же .

абстрактное - .. ;
и,
умозрительное - .. .

что пожалуй тоже (..не всегда +-) есть не одно и то же.

искусственного - .. ;
и
представляемого - .. .
и,
снова умозрительного, опять-таки .

--
затем ещё:

концептуального - .. ;
&
идейного - .. ,
/\
символьного - .. .

воображения - .. ,
и,
фантазии - .. .

практического (/прагматического//..утилитарнаго) - .. ;
и
идеального - .. .

--
и далее :

физического - .. ;
&
метафизическаго (/алхимического..) - .. .

символического - .. ,
и,
символьного - .. .

жизни - .. ;
&
реальности - .. .

(..)

--
[: таких неких т.н.  то ли  паронимов , то ли даже и антонимов
даже , порою-то;  смежных или вовсе разных, противоположн. да-
же смыслов-то , значений соотв.;  - слов-то и понятий  сих .].

(..)

--
вот, предварительно, хотя б так: распределить, разграничить.

дальше - больше .
[толще & глубже (/да шыршэ , жырнэе/).].


(..)