Один день капитана Елпатова

Вячеслав Несмеянов 2
   Среди тружеников великой морской державы, обласканной 13 морями и океаном, особое место занимают моряки, занимающиеся промыслом рыбных богатств, которые по условиям жизни и труда по праву считаются рабочим классом суровой профессии мореходов. Английским морским ведомством проводилось исследование на предмет определения самой опасной и мужественной профессии на Земле. Летчики-испытатели оказались на 7 месте, на втором – шахтеры. А вот первое место отдали рыбакам и промысловикам приполярных морей.

   Сложность этой профессии заключается в том, что при любом состоянии морской стихии ее нельзя объявить непригодной для работы. Двенадцатибальный шторм невозможно признать недопустимым для мореплавания. Работа все равно продолжается, становясь очередной проверкой прочности корабля и надежности каждого члена экипажа. Такое испытание может длиться и день, и неделю и дольше, и его результат непредсказуем. Тревожно и даже немного жутко становится на душе, когда видишь как волны швыряют тысячетонную громадину, словно легкую щепку, а твою единственную опору накрывает океанская волна. Но каждый раз, вибрируя от напряжения, корабль сбрасывает с себя потоки воды и поднимая вверх форштевень выгребает на вершину новой волны.

   Малотоннажным сейнерам и траулерам приходится работать с многократно увеличенным напряжением и риском, чтобы упредить любые сюрпризы коварной стихии и исключить возможность аварийной ситуации. В отличие от сияющих круизных лайнеров и огромных транспортных судов различного назначения – рыболовецкий флот состоит из небольших кораблей, ведущих поиск и непосредственно добычу. Как правило, за ними следуют плавбазы, представляющие собой плавучий перерабатывающий завод. На них ограниченное корабельное пространство насыщено сложным технологическим оборудованием и цехами для промышленного производства рыбной продукции. Для обеспечения флотилии, ведущей непрерывный промысел, на борту базы находятся запасы топлива, продуктов и пресной воды. А на комфортное обустройство экипажа выделяется минимальное пространство и условия быта можно смело назвать спартанскими, обеспечивая экипаж солдатским минимумом удобств и возможностей для отдыха. В когорте тружеников моря, существует особая группа промысловиков, работа которых соединила в себе рыбалку и охоту на самое крупное животное планеты, включая азарт погони и снайперскую стрельбу. Сочетание этого в одной профессии требует завидной выносливости и особого мастерства. Это – китобои.

  Специалисты своего дела, имеющие многолетний опыт столь необычной работы, оставляют все имеющиеся у них земные блага - жен, детей, машины, дачи и все другие радости жизни, и идут в дальний 9-ти месячный поход, т.е. длительное автономное плавание на другой конец земного шара, в Антарктику. Там в нежилой зоне обитания человека, перенося всевозможные ограничения человеческого бытия, занимаются особым видом деятельности – китобойным промыслом, получившим широкое развитие в голодное послевоенное, время, обеспечив страну сотнями тысяч тонн мяса, жира, кормовой муки для животных и ценным сырьем для медицинской и пищевой промышленности. Один стотонный кит дает такое же количество мяса как коровье стадо в сотню голов. Во многих странах китовое мясо считается деликатесом, а в Японии, приготовленное особым способом, оно называется сашими и стоит около 200 долларов за килограмм. В этой стране и сейчас этот промысел является важным пищевым ресурсом и широко распостраненным продуктом питания.

   Особенность китового промысла, могу описать на примере одного рабочего дня нашего работяги-китобойца «Бесстрашный-28» и его немногочисленной команды.

   На флоте рабочие дни никогда не начинаются и не заканчиваются, они продолжаются все 270 суток рейса, превращаясь в один непрерывный рабочий день, без выходных и праздников, с непрерывной чередой вахт и не поддающихся учету дополнительных видов работ по поддержанию работоспособности всех машин и механизмов. Исправность оборудования является основой безопасности, а это самое главное.
 
   В светлое время суток поиск идет непрерывно, вне зависимости от того, ясная погода или штормит, и это происходит по установленному порядку. Вездесущий боцман занимает главный наблюдательный пост - «марсовую бочку», находящуюся на верхней площадке мачты, превращаясь из впередсмотрящего в кругомсмотрящего. Все остальные члены экипажа, кто в это время не находится на вахте, собираются на главном наблюдательном посту – на верхнем капитанском мостике, и, вооружившись мощными биноклями, занимают круговую наблюдательную позицию по секторам, и наблюдают океан до самого горизонта.

   Обстановка как и на загородной рыбалке – выжидательная, и как на настоящей охоте - напряженная, только короткие реплики и то вполголоса, чтобы не пугать рыбу, а в нашем случае – океанских исполинов. Наступает томительная пауза поиска и ожидание улыбки рыбацкого счастья. Где оно? В каком секторе безграничного океана? Так проходит долго, как и на всякой рыбалке - иногда час, а иногда и целый день, но в душе живет и теплится надежда – клюнет рыбка, а у нас - где вынырнет из морской глубины кит.

   Громкое: «Вижу…» звучит как выстрел. Все взгляды устремляются туда, где на фоне темнеющего горизонта показался белесый дымок фонтана. Все, проснулась в душе страсть охотника и промысловика, полный вперед туда, где замечена вожделенная добыча. Зазвенели колокола громкого боя, призывающие всю команду по местам стоять. Матросы расчехляют гарпунную пушку, и занимают исходную позицию, готовясь к поединку с огромным животным. Разумная природа его наградила защитным инстинктом, он применяет уловки, чтобы уйти от преследователей. Все посматривают на двух главных действующих лиц разыгрывающегося спектакля – на гарпунера и капитана, но теперь капитан только помощник гарпунеру, который внешне невозмутимо стоит среди толпы возбужденных зрителей, и только оценивающе смотрит на обнаруженный фонтан. Все ждут его указаний по выполнению маневров охотника. Действия экипажа подчинены его воле, а капитан обеспечивает безукоризненное срабатывание этого сложного механизма, он выполняет координацию и четкое взаимодействие всех его элементов. Тактика ведения охоты – это дело гарпунера, а вот стратегию ведения промысла - это определяет капитан. Опираясь на свои знания и многолетний опыт работы, он должен правильно определить направление движения и поиска – это его святая обязанность.

   Вот она и наша цель, к которой мы прилетели полным ходом, а она только плавником махнула и ушла на глубину. Опять бинокли, снова круговой поиск. Томительное ожидание прерывает долгожданный крик: «Вижу…», и снова полным ход туда, где замечен белый туман фонтана.
Наступает время проявить мастерство гарпунеру, проверить его знание тонкостей охоты, умение определять вид и повадки кита. Теперь все надежды на его верный глаз и твердую руку. Начинается спектакль, где зрители активно участвуют в роли страстных болельщиков. Как в футболе или хоккее, все считают себя знатоками, а их совет просто необходим в этом поединке.

   И вот удача - по последнему взмаху хвостового плавника уходящего на глубину кита, гарпунер сумел определить направление его движения и примерное расстояние до следующего выхода на поверхность для глотка свежего воздуха, а мы тут как тут. Гарпунер, словно натянутая струна, собран и сосредоточен – как снайпер. Все затаили дыхание, и участники и зрители. Наступает кульминация и команда ждет результат, а у него свой расчет и своя тактика охоты.

   Слабонервные уже не выдерживают: «Вася, да стреляй же ты…» А он что-то высчитывает и опять откладывает выстрел. Новый нырок, новый фонтан, и вот кит выходит на поверхность прямо по курсу.
Выстрел, взрыв гранаты. Дым рассеялся и на мостике послышались возгласы разочарования: «Я же говорил… говорил стреляй, а он…».

   Все в экстазе, только гарпунер, внешне без видимых эмоций, у него все кипит внутри, он весь в новой предстоящей атаке, весь в сжатых кулаках и пристальном, оценивающем взгляде.
Совершив циркуляцию, чтобы не намотать фал гарпуна на винт, все опять занимают исходную позицию, поиск и погоня продолжаются. Неудача только подхлестнула охотничью страсть, только разыгрался азарт охотника. После такого контакта, животное становится осторожнее и движется намного быстрей. Теперь он пытается уйти от преследования, уплыть, скрыться.

   Начинается захватывающая погоня. Идет соревнование мастерства гарпунера и выносливости хитрого, напуганного зверя. Теперь кит движется только прямолинейно, осуществляя непродолжительные заныривания и короткие выходы на поверхность, издавая при этом громкое фырканье и извергая мощный фонтан выдыхаемого воздуха с водой. Пока ему хватает сил держать дистанцию и не подпускать на пушечный выстрел, идущего полным ходом корабль. Как мы не пытаемся маневрировать, меняя свою скорость, расстояние не сокращается, пока у кита есть силы, он легко выдерживает безопасный интервал. Но после нескольких часов изнуряющей гонки, дизель еще выдерживает, а силы животного начинают потихоньку его покидать и расстояние между ныряющим китом и летящим за ним судном неумолимо сокращается. Эмоции преследователей доходят до состояния взрыва и напоминают финал чемпионата мира по футболу. Слышны настойчивые крики: «Да стреляй же ты…» Дальше идут эпитеты типа «мазила» и покруче. Но опыт гарпунера подсказывает иные, более разумные действия. Он пытается вывести корабль на параллельный курс и приблизиться на минимально возможное близкое расстояние для надежного, выверенного выстрела. Беглец уже не маневрирует, он из последних сил пытается уйти, двигаясь строго по прямой линии вперед. Постепенно, стремительно движущиеся объекты охоты, сближаются. Фонтаны брызг, от взлетающей над водой стотонной махины, в лучах заходящего солнца блистают как искры фейерверка. Корпус корабля от команды «самый полный вперед» вибрирует, от работающих на полную мощность четырех тысяч лошадиных сил главных двигателей. Вот он миг - мечта охотника - вот она, кульминация драмы…

   Выстрел звучит неожиданно, вовсе не в тот момент, который каждый считал самым подходящим. Звук крепко бьет по натянутым нервам. Надстройку и борта обсыпают осколки гранаты гарпуна, взорвавшейся в воздухе при рикошете от лоснящейся спины гиганта. Промах…И полная тишина, пока не рассеется дым. Мы лихорадочно выполняем циркуляцию, уходя от затонувшего капронового каната с гарпуном, а через несколько потерянных минут дорогого для погони времени, в лучах уходящего за горизонт солнца, мы видим прощальные фонтаны переигравшего нас исполина.
   
   Ну что ж, охота есть охота, сегодня у нас нулевой результат, сегодня не наш день…

   Во время ужина, в кают-компании, главные действующие лица - капитан Елпатов, гарпунер Василий Дубина, и все остальные участники поединка, устраивают настоящие разборки полетов. Но всегда это шумное производственное совещание заканчивается братАнием и все резкие и грубые определения заменяются бесполезными для гарпунера советами, как лучше целиться и в какой момент лучше стрелять, но это решение всегда остается за ним. Страсти затихают и пятнадцатый просмотр: «Кавказкой пленницы» вносит мир и благодать в растревоженный улей.
   
   Палубная команда идет отдыхать, с надеждой на завтрашний день и верой в рыбацкую удачу. Продолжается непрерывная смена ночных вахт, а капитан еще долго корпит над картой района промысла. Он просматривает свои многолетние записи и наблюдения предыдущих рейсов, анализирует результаты селекторного совещания и суточный итог работы всей флотилии. На основании своего богатого опыта и рыбацкой интуиции, определяет район и стратегию завтрашней охоты, так как от этого решения зависит и результат, и настроение команды, и величина премиального фонда.

   Судовой хронометр показывает время далеко за полночь. В наступившей короткой ночной паузе, под равномерный звук работающих двигателей, несущих корабль к новому месту охоты, в памяти выстраивается очередь мыслей о доме, жене, трудностях с двумя подрастающими сыновьями, проводив которых в школу первого сентября, теперь увидишь их только после окончания учебного года. Отец и мать, как всегда сообщают, что у них все хорошо, но реальную картину можно узнать только из писем жены, которые пару раз доставляют суда из Одессы. Чтение этих редких писем из дома, превращается в некое священнодействие и бодрящий курс психотерапии, становясь минутами счастья, являясь единственным способом личного общения. Вспомнился забавный случай яркого праздника в Москве, на фестивале молодежи и студентов в далеком 1957 году, когда его курсанта мореходки, смешные девчонки песней «Одесский порт» впервые окрестили китобоем. Судьба складывалась в логическую цепочку внешне случайных событий, но неуклонно ведущих к китобойной флотилии. Друзья и коллеги рассказывали о необычайно интересной работе на китобойцах, ведущих промысел среди исполинов-айсбергов, в кипящем от моллюсков море и захватывающих поединках с гигантским зверем.

   Легенды, переполнявшие Одессу, делали китобоев героями города, которых по возвращению из рейса, в знак особого уважения, любой милиционер, считал за честь, препроводить загулявшего «героя» домой на такси. Эти воспоминания толпились в памяти, давая возможность, на короткое время, переключиться от напряженного дня. Ведь на следующий день необходимо выйти на капитанский мостик с видом командира, твердо знающего, что нужно делать экипажу, чтобы день был удачным. Начинается еще один трудовой день длительного рейса, а значит, на один день стала ближе встреча с милой Одессой. Будет новый день, а Бог даст пищу.