Ах, Тома, Томочка. Глава 15

Галина Гостева
          « В душе каждого человека есть солнце и звёзды,
             надо только научиться видеть их».
                ( Народная мудрость).

    Октябрь в 1969 году выдался относительно тёплым, хотя и ветреным.В преддверии суровых ноябрьских морозов, горожане по воскресеньям ближе к обеду тянулись в городской Парк культуры и отдыха. Иван с Анной со всеми своими детьми, и Виктором в придачу, обычно шли пешком от остановки «Восток» до центра парка, любуясь огненно-красными красками многочисленных кустов черемухи, буйно разросшихся вдоль тропинки, пышными красавицами берёзками, нарядившихся в золотые монисто, и прочными, кряжистыми, высоченными  тополями, словно стража, охраняющими  все, что находилось в парке.

    В Зелёном театре можно было посмотреть выступления любительских коллективов художественной самодеятельности. В Летнем кинотеатре шли показы известных  российских фильмов. Лодочная станция,  теннисный  и бильярдные залы, комната смеха и выставочные павильоны, привлекали к себе многочисленных посетителей парка. Танцевальная  и волейбольная площадка тоже никогда не пустовали. Дети с восторгом бежали к различным аттракционам и качелям с каруселями. Цены всюду были доступными для простого народа.

     Стадион  «Хуреш» всегда был заполнен не только жителями Кызыла, но и болельщиками, приехавшими с борцами со всех городов и кожуунов республики и даже из-за Саян. Хуреш -  это  название уникального, удивительного народного вида борьбы тувинцев. Особенно тепло болельщики с радостными, поощрительными выкриками встречали борцов при исполнении теми образного, красочного Танца Орла.

     Жители всей республики гордились  своим парком, открытым ещё в 1928 году. Он был единственным в Сибири естественным природным парком. На его территории в 70 гектаров росло множество различных видов деревьев, кустарников, цветов  и растений. Множество птиц услаждали посетителей своим чудесным пением с весны до глубокой осени.

    Самое удивительное было в том, что парк расположился в живописном,красивейшем месте на севере Кызыла недалеко от горы Вилан. Перед горой протекали реки Бий-Хем и Каа-Хем,образуя слияние.В южной стороне парка находились две протоки Улуг-Хема ( Енисея). Для удобства посетителей  были построены мосты для перехода через эти протоки.

    Чаще всего Виктор во время этих прогулок старался держаться около Анны, матери Галины. Ему ничего не хотелось скрывать от нее, понимая, что она уже давно осознала, что он только что вышел из тюремного заключения.
 
    Не сразу,конечно, он короткими,сжатыми частями в разные воскресные прогулки, рассказал этой доброй женщине, как докатился до заключения под стражу.

    « Тетя Аня, мою маму тоже звали Анной, как и Вас. Она работала врачом на
« Скорой Помощи». Однажды на крутом склоне водитель не справился с управлением, и они упали с обрыва. Мама погибла сразу же.  Мне тогда было всего 12 лет. Я так любил маму. Она была такой красивой, доброй, приветливой ко всем моим школьным друзьям, очень ласковой и веселой. Её смерть так потрясла меня.  Я долго не мог   осознать, что больше никогда её не увижу. После похорон я стал заикаться».

    «Через полгода папа – руководитель строительного треста в городе Черногорске, женился на своей молодой секретарше Жанне. Новая папина жена тоже была настоящей красавицей: высокая, длинноногая блондинка с длинными, роскошными , вьющимися волосами и огромными голубыми глазами. К моему сожалению, скоро мне стало понятно то, что насколько она была красива, настолько же злопамятна и жестока. Меня она просто невзлюбила с первого взгляда и по ночам убеждала отца, что меня надо непременно сдать в детский дом. Она, мол, ему своих детей  нарожает скоро».

    « Отец  боготворил Жанну и никаких денег не жалел, чтобы ублажить её.  Кошелёк мачехи  был всегда набит купюрами до отказа. Ненавидя Жанну, я стал воровать у неё деньги и раздавать ребятам на улице. Всем понравилось, что на эти деньги мы могли купить конфет, пряников, лимонад и папирос. Наши аппетиты возрастали. А тут и Жанна перестала оставлять на виду кошелёк с деньгами».

    «Мы начали по вечерам грабить прохожих, в основном девушек и женщин. Это продолжалось больше года. Хотя мне уже исполнилось 14 лет, я был всё же младше других. Некоторым из нашей компании было уже по 20 лет. Однажды поздним вечером  в апреле 1963 года  мы напали на женщину, выходящую из продуктового магазина, и стали вырывать у неё сумку с продуктами и деньгами. Она отчаянно сопротивлялась и звала на помощь. Кто-то из нас сильно толкнул её. Женщина, упав, ударилась виском о придорожный булыжник и погибла. Через несколько дней нас всех арестовали».

    « Колонию не хочу вспоминать даже. Ещё и сейчас кричу во сне от страха, когда мне снится, как сокамерники избивают жестоко меня, пытаясь сделать шестёркой. Хорошо, что меня позднее стал опекать один бывший спортсмен-детдомовец, узнав, что я при живом отце фактически стал сиротой. Он мастерски  рисовал всё, что нужно было для колонии, и  упросил администрацию назначить меня к нему в подмастерье. После  моего  18 –летия,  мы с ним отбывали срок в поселении. Вот так я и выжил».

     В конце ноября Виктору дали место в общежитии стройтреста. По субботним вечерам он приезжал домой к родным Галины, помыться в бане и поговорить с тетей Аней по душам. В это время Анна выливала его испуг на воск и читала над ним молитвы, прося Божью Матерь, чтобы Та тоже помолилась перед Лицом Своего Сына Иисуса Христа, нашего Спасителя о даровании Виктору прощения за все совершённые им грехи вольные и невольные.

     Однажды, вернувшись вечером домой с работы, Анна не обнаружила в шкафу денег, оставленных на целый месяц  семье на продукты. Дети клялись матери, что денег не брали.  Иван, придя с работы позже всех домой,  тоже удивился не на шутку. Брать чужое у других без спроса, и, тем более, у своих родных, не было принято никогда в их семье.

    Через некоторое время в дом вбежал запыхавшийся Виктор. Он отдал злополучную пачку денег Анне и стал объяснять случившееся: « Простите меня, что взял деньги без спросу. Сегодня утром к нам на работу приехала автолавка с теплыми зимними куртками. Зарплату нам должны были давать только после обеда. Я уговорил продавца поехать к вам домой в автолавке за деньгами. Ключ от замков я знал, где вы все прячете. Смотрите, какую чудесную куртку я купил себе на зиму. Не ругайтесь. После обеда я получил зарплату, и деньги  все вам привёз».

     Все сразу облегчённо заулыбались, стали разглядывать обнову и сели ужинать за стол, а затем пить чай с тортом, привезённым Виктором.

     5 марта 1970 года Виктор пришёл попрощаться с семьёй, которая так тепло приютила его. Он пояснил, что уезжает в Хову-Аксы к девушке-тувинке, которая приезжала к нему в поселение однажды на свидание в апреле 1969 года. Ему пришло известие, что Аэлита Монгуш родила дочь от него. Он решил поехать  к ней, чтобы создать такую же прочную семью, как у Ивана с Анной.

        Больше  с  Виктором  никому из семьи  так и не удалось встретиться.

             Продолжение следует: http://proza.ru/2021/02/24/281