Душа Камбоджи

Светлана Сук
«Неужели ты не скучаешь за старым Сиануквилем?», «Неужели тебе нравится новый город? Фу! фи!», «Камбоджа уже не та, убили атмосферу» и прочие старые песни на новый лад слышу я постоянно) Поэтому захотелось объяснить, почему мне нравится жить в Камбодже, в Сиануквиле именно сейчас. Потому что для меня в Камбодже ничего не изменилось), ну разве что жизнь стала намного комфортнее. Все, что я люблю в Камбодже – на своих местах. На месте море, мои любимые острова, ощущение морского бриза на лице, звуки мантр из храма, Будда, светлая улыбка мальчика-монаха, протяжное Сок Сабааай от улыбающего кхмера, мучительно-громкое караоке по вечерам) И прочие детали, мелочи, из которых и состоит чувствование страны, ощущение ее Души. И это ощущение у меня (и, похоже, у кхмеров тоже) не зависит от того, что вокруг Золотых львов – стихийная кхмерская застройка или китайские небоскребы. Не зависит от того, что ямы и ухабы заменили новые прекрасные дороги (хотя это и приятно). И, как бы это не ранило чье-то эго, не зависит от того, кто в данных момент истории «любит» Камбоджу – богатые французы-колонизаторы, не богатые «атмосферные» белые туристы и экспаты или очень богатые китайские инвесторы.
 Для кхмеров вовсе не было никакой «атмосферности» в детях, продающих браслеты на пляже (или, не приведи Будда, занимающихся еще чем-то, чем была печально известна Камбоджа), вместо того, чтобы ходить в школу. Не испытывали они трепета от похотливых экономных старичков, прибывших в Камбоджу недорого поддержать угасающее либидо. От низких цен проживания в гестхаусах, дешевого пива и наркотиков, существенно влияющих на облик «истинных ценителей Камбоджи». Нет, господа! Не делала кхмеров счастливыми вся эта «атмосферность». Поэтому не пускают они скупую слезу на тему «а помнишь, помнишь толпы всех этих экономных веселых людей в измененном состоянии сознания, они же так любили нашу страну». Не скучают за всем этим ни хозяева земли, недвижимости, бизнеса, перестроившиеся под новые реалии, ни те люди, которые нашли работу, позволяющую их детям больше не попрошайничать и не искать опасных приключений на пляжах. И девушки из баров (о, предательницы!) за экономными белыми старичками и другими молодцами тоже не скучают) Им как раз сейчас в Сиануквиле веселее всего) китайцы-то, в основном, и помоложе, и побогаче)
Поэтому можете забросать тапками и меня, и кхмеров-«предателей», мои атмосферные друзья. А мы к этому отнесемся по-буддистски, в традициях Кампучии. Я, например, обращусь к той, что для меня лично составляет часть Души Камбоджи – матушке  Лок Йеай Мао, той, что покровительствует путешественникам. И попрошу ее в своей милости как можно скорее помочь попасть в Камбоджу тем, кто умеет слышать, чувствовать и любить Камбоджу. Тем, кто по-прежнему любит Душу Камбоджи, которая не была никогда сосредоточена в притонах, барах и на лежаках пляжей. Душу, которая такая же, какой она всегда была и всегда будет – с нами или без нас.
С любовью из Камбоджи