Картинки детства и не только. Чай

Елена Бездудная
                Я не большой знаток, ценитель и даже любитель чая, просто он мой повседневный напиток с детства и по сей день, но память временами напоминает разные моменты из жизни, связанные именно с чаем.
                В детстве, когда мы жили в Забайкалье, в нашей семье обычно пили черный, скорее всего китайский, и, так называемый, «карымский» чай – большие плитки из прессованных листьев. Заваривали обычным образом в заварочном чайнике, воду кипятили тоже в чайнике на плите. Правда, появился как-то самовар, но я не помню, чтобы его постоянно использовали. В чай часто добавляли молоко. Когда в доме бывали конфеты, обычно «подушечки» с повидлом, мне нравилось запивать их именно  чаем с молоком, а уж если попадались шоколадные, то пить с ними было лучше, только хороший черный чай.  Зимой можно было пить вприкуску с вареньем из голубики или ранеток. Но в основном, конечно, пили с сахаром. В то время сахар часто продавался в виде кускового рафинада. Это были довольно большие куски (говорили грудки) неправильной формы, которые еще нужно было поколоть на мелкие кусочки. Для этого в нашей семье  использовали нож с металлической ручкой. Берешь в левую руку кусок сахара, в правую – нож за лезвие, прицеливаешься  и коротким, точным, довольно сильным ударом бьешь по куску. Не всегда с первого раза, но кусок раскалывается. Повторяешь операцию, пока не получишь кусочки нужной величины. При этом вполне возможно и по пальцам попасть. Так колоть сахар, было целое искусство, и не у всех получалось. Позже у нас появились специальные щипчики для колки сахара, но с большими кусками они справлялись плохо, и нож по-прежнему был в ходу.
                Чай заварен, сахар наколот. Берешь подходящий маленький кусочек, осторожно макаешь его краешек в чашку, откусываешь подтаявшую часть и запиваешь горячим, ароматным чаем.  Иногда покупали быстрорастворимые кусочки сахара в бумажной коробке, но с ними вприкуску пить было не интересно. Макнешь такой кусочек в чай, а он мгновенно весь промокнет и буквально расползется в пальцах.
                Когда я летом работала в колхозе на сенокосе, помню, как «карымский» чай заваривали прямо в ведре, остуживали и пили вместо воды. В жаркий день он хорошо утолял жажду и придавал силы.

               Сама я, как привыкла с детства, так и до сих пор завариваю чай обычным образом, без всяких изысков, в заварном чайничке. А вот в гостях я встречала и другие способы заварки.
               В то время была пора дефицита то на один товар, то на другой. Далеко не всегда можно было купить «приличный» чай. Старались купить, скажем, краснодарский «экстра» или индийский со слоном на картинке.
               Так вот, один наш хороший знакомый заваривал чай в металлической кружке. Это была целая церемония. Может, не знаменитая японская чайная церемония, но все же… Заваривал, настаивал, помешивал, разливал по несколько глотков, добавляя по необходимости. Мы пили, наслаждаясь ароматным, действительно вкусным чаем, ведя неспешную беседу или слушая на магнитофоне записи песен Высоцкого. Наверное, именно тогда я более отчетливо стала воспринимать чай как нечто, доставляющее и эстетическое удовольствие, а не только как дополнение к еде.
               В другой семье наших знакомых чай заваривали в стеклянной молочной бутылке. Нынешняя молодежь и не знает, что были когда-то такие бутылки с широким горлышком. В них тогда продавали молоко, кефир и другую молочную продукцию. А вот наши знакомые использовали такую бутылку вместо заварного чайника и считали, что так чай будет ароматнее и вкуснее.  Причем заваривали из расчета, чтобы его не нужно было разбавлять дополнительно кипятком, а можно было сразу пить, закусывая свежеподжаренными маленькими (на один укус) сухариками.
                И еще…
                Когда я только начала встречаться со своим будущим мужем, он рассказывал, что студентом ему приходилось жить на одну стипендию. Свою пенсию по инвалидности он старался отсылать матери. Денег было в обрез, и довольно часто его едой была кружка кипятка с сахаром и куском хлеба. Такой у него был «чай». Уж не знаю, почему он не использовал заварку, то ли из экономии,  то ли для него это было затруднительно. Эта привычка пить чай по несколько раз в день, естественно уже нормальный, осталась у него до конца жизни…
                Через несколько лет, после того,  как его не стало, произошел странный случай, который иначе, чем мистический, я не могу назвать.
Снится мне мой Гриша и во сне просит воды. Я дала. Через день сон повторяется с той же просьбой.  Мало того. Вскоре встречаю соседку, и она мне рассказывает: –  Приходил во сне твой Гриша и просил пить, я напоила и спрашиваю его, почему он не пошел к жене, а он отвечает, что ее нет дома. Люди подсказали, что надо помянуть.
                Заказала я тогда службу в храме и с тех пор каждое утро наливаю мужу чай, как обычно раньше, в его любимую кружку, из которой больше никто не пьет…   
16.02.21