Если звёзды зажигают...

Коста Мария
«Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?» В.Маяковский

Данным вопросом в стихотворении «Послушайте!» задавался в своё время Маяковский, а в знаменитом произведении «Маленький Принц» Антуан де Сент-Экзюпери снова поднимает эту же тему: «Зачем звёзды светятся? Наверное, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою». Человек подсознательно связывает поиск смысла жизни и своего предназначения с небесными светилами, более того довольно часто использует их в качестве ориентиров, указывающих верное направление.

Экзюпери в своей аллегорической притче наделил каждого персонажа отдельным домом – астероидом, и как положено во всяком жилище были заведены собственные порядки. В одном обитателе планеты отражается целая прослойка общества. И каждый из них подразделяется по "типу личности", с характерным мировоззрением и видом деятельности. Главный герой, Маленький Принц, живя обособленно сначала учился понимать свой внутренний мир, и индивидуально взаимодействовать с миром внешним, заботясь о своих владениях, а также выстраивал личные взаимосвязи с другими обитателями, по мере того как их встречал на своём жизненном пути. Но прежде довольно долгое время он «жил в одиночестве и ему не с кем было поговорить по душам». Однако, Маленький Принц довольно хорошо научился заботиться о самом себе, и умело справлялся с возложенными на себя обязательствами - каждый день чуть свет начинал приводить в порядок свою планету, а вечером позволял себе заслуженный отдых, в виде созерцания многочисленных закатов. 

До тех самых пор, пока однажды он не встретился с Розой, проросшей на его планете из маленького зёрнышка, занесённого неведомо откуда, и изменившей в последствии всю его жизнь и мировосприятие, Принц и не задумывался глубоко о возможности взаимоотношений. Очевидно, что Маленькому Принцу, в своём собственном мире, каким бы самодостаточным он не являлся, временами бывало грустно и одиноко. Пускай он не знал другой жизни, да и сравнить было не с чем, однако в глубине своей души он ощущал, что однажды ему представится шанс испытать гораздо более сильные чувства и получить новый опыт. И Роза появилась в самый подходящий момент, когда он был морально готов к судьбоносной встрече. Более того, она в кратчайшие сроки стала ему больше, чем другом. Персонаж Розы был создан Экзюпери для того, чтобы показать суть и специфику гендерных отношений, затронуть чувственные струны, позволить героям разговаривать на языке любви. Принцу понравилось проявлять особенную заботу о том, кто был в состоянии оценить его нежные и регулярные ухаживания, искренне и безвозмездно дарить свои чувства, восхищаться непревзойдённым великолепием необыкновенного Цветка, ощущать неведомые доселе позитивные эмоции. Но главное, вести с ней душевные беседы, ведь прежде с ним никто не разговаривал откровенно и на равных. В этот момент впервые он начинает испытывать симпатию к тому, кто в состоянии ответить ему взаимностью. Но спустя некоторое время, как и в любых отношениях, наступил этап более глубокого осмысления происходящего. Принц начал сомневаться в искренности ответных чувств, стал замечать не только позитивные особенности предмета обожания, но в значительной мере и множественные недостатки. Ему начало казаться, что некоторые действия Розы нарочито направлены против него самого. В его размышлениях: «Горда и обидчива, кашляла, чтобы он мучился совестью» - прослеживаются домыслы о характере Розы и о мотивах её поведения. Другими словами, по ощущениям Принца, завышенные требования некогда обожаемого им Цветка привели к тому, что он стал чувствовать себя несчастным, не получая обратно того, что было необходимо ему самому, ни в виде желаемого эмоционального отклика, ни в качестве долгожданной ответной заботы. В тот момент наш Герой ещё не понимал, что подлинное счастье состоит в том, чтобы щедро одаривать ближнего, не ожидая ничего взамен.

Только позже он сумеет осознать: «Нужно было судить не по словам, а по делам. Она дарила аромат, озаряла мою жизнь. За хитростями и уловками надо было угадать нежность. Но я был ещё слишком молод, я не умел любить». А в тот самый момент он замечал лишь её холодность, колючесть в виде шипов, необоснованные капризы. Недополучая ответного тепла, в порыве эмоций, охваченный болезненными чувствами, он решает покинуть свою планету и некогда любимый им Цветок. И даже получив от Розы извинения и признания в любви, Принц не сумел справиться с отрицательными эмоциями. Он всё равно решается уйти, бежать от боли, разочарования, пускаясь на поиски абсолютно нового, ранее неизведанного. Будучи уверенным, что поступает правильно, и путешествие даст ему ответы на все вопросы, а это в свою очередь принесёт долгожданное облегчение и освобождение.

Отправившись на поиски новых смыслов, он сталкивается с разными человеческими типажами. Каждый из них занят собой и собственными важными делами. До прибывшего гостя им и дела нет. И всё же большинство из них удостаивают Принца капелькой внимания, уделяя малые крохи времени, нехотя отвечая на вопросы, а некоторые даже пытаются навязать ему непыльную работёнку. Так на первой планете, где жил Король, нашему герою предлагают занять должность Министра правосудия. И раз уж судить на планете некого, то вырисовывается перспектива судить самого себя. Возможно, если Принц хотя бы попытался проникнуться возникшей перед ним перспективой и уделил новой идее некоторое количество времени, то вдумчивый самоанализ помог ему гораздо раньше осознать совершённую ранее ошибку. «Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр» - сказал Король. Но Принц посчитал утомительное занятие бесполезным. Отказываясь от шанса всё исправить в своей жизни «по горячим следам», он отправляется дальше - к новым перспективам и, на первый взгляд, впечатляющим возможностям.

В процессе своего путешествия Принц встречается с честолюбцем, пьяницей, дельцом, географом и фонарщиком. Из всех них, только жизнь фонарщика кажется ему мало-мальски полезной. Точнее, он посчитал данного персонажа менее нелепым, чем всех остальных, и единственным, с кем захотелось подружиться. Но у фонарщика не оказалось на дружеские беседы достаточно времени. Тем более он был слишком занят своим предназначением. Ситуация довольно жизненная, когда работа ставится превыше любых отношений, а дела важнее межличностного общения. Самое обидное, что дела не переводятся, от них нет спасения. Вот и фонарщик всю жизнь крутился, как белка в колесе, не получая от жизни ни радости, ни удовольствия. Ради чего настолько упорно работать, если не остаётся времени наслаждаться плодами своих трудов?! Что же касаемо Принца, его желание подружиться оказалось невыполнимо. Распространённая история, когда интерес остаётся безответным. Отношения без взаимности не складываются. Без обоюдных намерений желания превращаются в иллюзии. Надо отдать должное нашему герою, первая попытка сдружиться с треском провалилась, но не охладила его пыл, и не заставила опустить руки.

После этого череда персональных миров-планет заканчивается, но у героя появляется гораздо более ощутимая вероятность найти того, с кем ему не будет настолько одиноко. Он отправляется на планету Земля, где проживает огромное количество людей, а значит и потенциальных вариантов, всех типов представленных ранее личностей и даже многократно больше. Именно здесь Принц задерживается на целый год. На густонаселённой планете есть на что посмотреть, чему научиться и с кем вступить в контакт. Но в самом начале, попав в пустыню, он встречается со змеёй, открывающей ему одну из главных истин, которую нашему герою предстоит ещё впоследствии осознать: «Среди людей тоже одиноко». Количество людей вокруг не способно решить индивидуальную проблему недопонимания или же тотального одиночества. Однако, мы сами способны повлиять на это, вне зависимости от того, как много людей находятся рядом. В вопросах отношений качество важнее количества. 

В пустыне Принцу определённо не понравилось, и ровным счётом из-за того, что в тех краях не с кем было разговаривать. Маленький цветок, встретившийся на его пути, герой определил как невзрачный и недостойный особого внимания. У него появляется возможность узнать, что все Цветы разные и сравнить его со своей Розой. Раз уж произведение имеет аллегорическую форму, то само нахождение Принца в пустыне неслучайно. Место описывает его душевное состояние: опустошенности, растерянности, неудовлетворённости, до сих пор невосполненной энергии, жажды обновления и неспособности получить живительные глотки долгожданного общения. Желание внутренней наполненности сделало героя более открытым для отношений, но разборчивей в них он от этого не стал. Опираясь на скудный жизненный опыт в этом вопросе, он делает собственные поверхностные выводы, которые не приводят к желаемому результату. Чтобы любовь проникла в сердце, необходимо его для этого предварительно подготовить. Но ведь наш герой так и не разобрался полностью с прошлыми чувствами, они всё ещё его беспокоят, а значит его сердце по-прежнему не свободно. Потому он и решает, что заручиться дружбой гораздо проще. Будто в дружбе меньше метаний или сердечных терзаний. Но Принц еще не знает, что отыскать надёжного и верного друга бывает не так просто, что одной инициативы не всегда достаточно. Наконец, он набирается смелости решить вопрос с поиском новых друзей одним махом. Забравшись на высокую гору, Принц начинает осматривать окрестности. Но вокруг ни одной живой души, "только скалы, острые и тонкие, как иглы". Удивлению нашего героя не было предела. Не может быть, чтобы на такой огромной планете не оказалось никого лично ему подходящего. Становится не до разборчивости. И он решается предложить дружбу хоть кому-нибудь, вскрикнув от отчаяния: "Будем друзьями, я совсем один". В ответ на эмоциональное предложение ему уныло вторит гулкое эхо: "Один... один... один". А что ещё могло сделать эхо для нашего маленького героя?! Но ему кажется, что с ним разговаривают какие-то невидимые люди. И Принц делает выводы, что планета странная, люди без воображения, потому что умеют только повторять. В этот момент он снова вспоминает про оставленную им Розу: "Дома у меня был цветок, моя краса и радость, и он всегда заговаривал первым". Мы видим, что в данную минуту Принц сожалеет, что никто не откликается, не проявляет инициативу, вокруг ни одного желающего принять щедрый жест доброй воли. В его словах мы находим подтверждение, что герой бесконечно вспоминает о своей Розе, дико скучает, по-прежнему любит, пускай и своеобразно, до конца не признаваясь себе в этом, но всё же никак не может отпустить свою первую любовь. Мысленно она всегда рядом.   
 
Горы и пустыня разочаровали Принца, и он отправился в толчею, на вокзал, кишащий вечно куда-то спешащими людьми. Встретившись со стрелочником, сортирующим вагоны и определяющим направления для пассажиров, Принц начинает понимать, что люди сами не знают, чего ищут, и «хорошо там, где нас нет». Даже направление жизненного движения они доверяют посторонним управляющим. Так уж устроен человек. В чужом огороде всё вкуснее, а у соседа лучше. Нам всегда чего-то не хватает, потому настолько сложно быть благодарными за уже имеющееся. По течению двигаться проще, чем против. А собственные решения всегда принимаются под личную ответственность. Но для внутреннего спокойствия гораздо проще найти крайнего и виноватого. И ещё, люди всегда спешат, и потому многого не замечают. В каждом пункте путешествия к Принцу приходит череда новых внутренних осмыслений. Но с каждой неудачей его упование на успех тускнеет и становится всё более призрачным.   
 
Когда Принц оказывается в саду, полном роз, то испытывает недоумение: «Красавица говорила, что подобных ей нет во всей Вселенной». Изначально он почувствовал себя обманутым, и вновь сложные чувства в виде воспоминаний овладели его трепетной душой. Теперь ему кажется, что Роза частенько была с ним недостаточно честной. На фоне чего оказалось легко додумать ситуацию: «Она бы раскашлялась, сделала вид, что умирает, а мне бы пришлось ходить за ней, как за больной, иначе она бы и вправду умерла, лишь бы унизить и меня тоже». С противоречивыми мыслями и растрёпанными чувствами видение отношений с Розой в глазах Принца меняется до неузнаваемости. Как это похоже на любую из ситуаций, где мы сами дорисовываем картинки, проигрываем в голове несуществующие в реальности диалоги, а в итоге накручиваем себя и настраиваем против другого, скорее всего близкого, человека. По факту же чаще всего оказывается, что никто не повинен в вымышленных прегрешениях, кроме нашей буйной фантазии. В этот момент Принц снова испытывает жалость к себе, в совокупности с негодованием и разочарованием от несбывшихся надежд. В каком-то смысле Роза была права, она и являлась для него той единственной и особенной, несравнимой ни с кем другим. Но в данный момент герой не в состоянии был этого понять. И судьба благосклонно сводит Принца с одним из существенных героев произведения, который и научит его впоследствии "видеть сердцем". 

Так и происходит встреча с Лисом, знаковым персонажем произведения, олицетворяющим собой настоящую крепкую дружбу. Именно взаимоотношения с рыжим другом более всего повлияли на мировоззрение Принца. Они научили главного героя тому, что такое связь и как осознанно или неосознанно приручать и приручаться в ответ. Позитивное мышление нового друга во многом сформировало взгляды Принца и помогло ему под другим углом взглянуть на отношения с Розой. Лис говорил с ним и о будоражащем ожидании, и о том, что жизнь рядом с нужным человеком озаряется, подобно солнцу, и о том, что походка друга напоминает музыку, и о том, как именно стоит готовить своё сердце к особенной встрече. Лучший практический урок, который ему могла бы преподнести жизнь. Он не только внимал напутствиям, но и непосредственно участвовал в процессе. Что доказывает простую истину: "Если знания невозможно практиковать, то они по большей части бесполезны". И в дополнение: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
 
Идеология и принципы жизни Принца, под влиянием дружбы, подверглись естественным изменением. Если до этого момента, попав в сад из пяти тысяч роз наш герой негодовал, и считал себя одураченным, то теперь он сумел осознать: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили». Он понял, что она одна дороже ему всех роз этого мира. А так сильно привязался, потому что отдавал ей все свои дни. Невозможно избавиться от того, что уже проросло в сердце. Любые наши связи остаются с нами навсегда. Как бы далеко мы от них или же самих себя не бежали, и сколько бы новых путешествий впоследствии не совершили.

Самым бесполезным в череде знакомств нашему герою показалась встреча с торговцем новомодными пилюлями, утоляющими жажду сразу на неделю вперёд. Принц посчитал это странным, а когда он узнал причину - ради экономии времени, то и вовсе ничего не ответил, лишь подумал про себя, что если бы у него было свободное время, он бы просто пошёл к роднику. Нет никакой волшебной таблетки, которая способна решить все внутренние проблемы за один приём. Не существует единого рецепта от всех бед и напастей на свете. Для чего тогда ему была необходима эта встреча? Чтобы понять, суррогат не может превзойти живое и настоящее. Изменения - это целый процесс. Вопросы недопонимания можно решить только диалогами и обоюдными стараниями. Нехватку общения не заменить вкусной едой, развлечениями, переключением внимания. Внешнее не создано для трансформации внутреннего. Материальные блага не способны сделать никого счастливее.   

Завершение путешествия Принца происходит там же, где оно было начато год назад, а именно в пустыне. Там он и знакомится с лётчиком, потерпевшим крушение, а именно самим Экзюпери. Ему-то он и доверяет историю своей жизни. Перед тем, как уйти, они вместе пускаются на поиски колодца, потому что «вода бывает нужна и сердцу».
 
В этих словах мы слышим, насколько Маленький Принц утомился во время своего большого путешествия – побега. Он так и не нашёл, того что искал, а вернуться обратно и исправить ошибку не хватило моральных сил. Люди часто всё портят, решая в уме за других, и не совершая необходимых действий. Он не был уверен, что его поймут и простят, боялся новой боли и разочарования, потому принял более лёгкое решение. Но лёгкий путь не всегда означает правильный. Заключая сделку со змеёй, он обманывал себя, что её укус прекратит его страдание. Но дело в том, что все страдания мы себе выдумываем сами, когда не хотим становиться лицом к лицу с реальностью. Проще убежать, замкнуться, недоделать, обвинять в неудачах других. Но наша жизнь – это всегда лишь наша ответственность.

Если раньше Принц думал о шипах, как о злополучной колкости, то теперь он отмечает: «у неё и есть-то всего четыре жалких шипа, она слабая и простодушная». Он понимает, что объект его любви был гораздо более беззащитным, чем ему в то время казалось. Скучая по ней, он просит лётчика нарисовать для Розы барашка, чтобы ей не было грустно и одиноко. А после дорисовать для барашка намордник, чтобы тот случайно не съел Розу. Даже в отдалении он пытается хотя бы мысленно заботиться о том, кто ему остаётся по-прежнему дорог.

Заключая сделку со змеёй, что в сущности является добровольной эвтаназией, он сдаётся, тем самым предоставляя удручающему состоянию поглотить себя целиком. И когда Экзюпери несёт его на руках, наш герой говорит самую, наверное, важную фразу, которая увенчала весь его поиск: «На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз и не находят того, что ищут. А ведь то, что ищут могут найти в одной розе, в одном глотке воды».
 
В целом, мы видим, что Принц пришёл к нужным выводам, но дальше них дело не пошло. Боязнь новых разочарований часто приводит к бездействию. Желание перемен может оказаться слабее страха совершать нужные шаги навстречу лучшему будущему. До тех пор, пока в нас зиждется хотя бы капелька надежды, пока мы не утратили способность разумно рассуждать, пока мы можем переменить ход событий, необходимо бороться. Ведь жизнь у нас одна, а значит не имеет смысла дожидаться второй попытки.

Costa Maria