Золотоискатель-2

Мари Монна
               

                «Золотоискатель». Часть -2.

- Так что ж бы ты, дочка, купила на это золото, если бы нашла? – повторно спросил отец.
  Марийка задумалась: что? Перед глазами сразу замелькали разных цветов красивые платья, юбочки, кофточки, ботиночки, сапожки…
- Ой, это всё – маленькое, подумала про себя Марийка. – А надо что-то – большое!
И ей тут же вспомнился в райцентре храм.
   От хуторка, где они жили, до храма 22 км.

           Её бабушка, Февронья Фёдоровна, вместе с другими бабушками, ходила туда святить пасхи. Уходили в полдень. Там служили всю ночь и рано утром возвращались.
  Бабушка читала молитвы, потом семья садилась за стол разговляться . Ну ж был пост. Все несколько дней не ели ничего жирного. Только – постную еду. Называется - говели.

           А теперь надо  было разговеться и начать есть  и блины с коровьим маслом, и вареники с творогом, сало, борщик с мясом, квас с курятиной и яичками.
           А начинать  переходить на такую еду надо с пасхи. Под пасхальным большим куличом лежали творог, красиво порезанное сало, чищенные яички, кусочки поджаренной курятины… На столе стояли в чашках - квашенная капуста, яблоки, огурчики, помидоры, большие и красные, зелёные, жёлтые…
           А ещё – вишнёвая наливка.  После того, как все съедали по кусочку пасхи и яичка, отец говорил: «Ну, теперь надо причаститься!» И наливал взрослым в маленькие красивые рюмочки наливку.

    Марийке очень нравились просвирки. Это такие узорные маленькие пасочки на большом куличе – украшения. В белой сладкой помадке и усыпаны маленькими цветными конфетками – монпансье.
    И красивые крашеные яички – красные, зелёные, жёлтые… Детвора «билась»  крашенками  – кто «побьёт» яички у других, у того – «биток», и ему эти, другие, должны отдать свои битые . Ими играть, конечно, нельзя, зато домой принесёшь -  для всей семьи хватит.

       Голодно, голодно было и в послевоенные годы. Пока тучный урожай заколосился на колхозных полях и крестьянских огородах!
 
         Однажды Марийка попросила бабушку взять её с собой в храм. Дорога оказалась длинной. Шли полями, косогорами, лугами, мостиками через речку… Семилетняя девочка очень устала. Но, увидев храм – залюбовалась, забыв про усталость. Храм, не то, что их хатёнки – высокий, большой, крыша круглая. Куполом называется. На ней кресты.  Розовые лучи вечерней зори отражаются в них, и они – сияют.
    
           А внутри столько по стенам икон! Стены большие, окна – тоже. Потолок – высокий и круглый. А  на нём образы святых нарисованы, ангелы с крыльями, Господь на облаке… И много свечей. Все горят. Людей с пасхальными узелками тоже много. И все стоят.  И каждый маленькую пасочку и яички кладёт на большой стол в храме.
    
           Потом вышел поп с длинной бородой и в длинных одеждах. В одной руке его – кадило на длинной цепочке, в другой – большой золотистый крест. А рядом с ним его помощники. Поп начал говорить, потом читать. Хор ему подпевал. Все молились. И Марийка тоже.
         Где-то к полночи ей захотелось хоть на что-то присесть.  Но она видела вокруг себя только стоячих людей. Сон просто валил с ног. Тогда она  пробралась к стене, опёрлась руками на широкий подоконник, положила на руки голову и – тут же уснула.

  - Храм построю! Чтоб бабушка не ходила так далеко пасху святить! А тут, близко, посвятила и домой - спать. Вот на лужайке у пруда прямо и построю. Красивый храм.
- Храм? Это хорошо ты придумала!- сказал отец.
- А ещё… А ещё куплю Сокола!
- Зачем золото на него тратить? Я пойду возьму в гнезде соколиного птенца и принесу тебе бесплатно. А ты научишь его охотиться на зайцев…
- Неэээт! Не коршуна, а - коня! Красивого, быстрого. И назову его Соколом!
- Коня? Это тоже хорошо. В хозяйстве вещь нужная: сено, дрова привезти, огород вспахать…
- Неэээт! Нет, нет! Для этого я куплю вам два вола! А с Соколом мы объездим всю землю. Все страны увижу! Мой Сокол будет мчаться быстрее птицы и ветра!
   
 - Ну, ладно – храм, конь – хорошо. И всё?
 - Нет! Ещё бы я накупила всем нам много всякой одежды, обуви. Бабушке и маме – много фартучков и платочков. И – гребешков. И мне гребешок. Красивый! И ещё много-много конфет, пряников и мёда.

- Не забудь, дочка, прикупить ещё хлебушка, соли, серников, камсички бы трошки* и керосина,- подсказал отец.
- Ладно – куплю. И тебе куплю острый топор, три острых лопаты, вилы и новую косу.
- Хе-э! Слышь, мать? А? Молодец у нас дочка!  И осталось всего-то  малость – золотую жилу найти!

       Марийка, конечно, поняла, что отец с хитринкой говорит. Поняла, что золотой жилы в буераках всей округи нет. Это там, в горах, золотые жилы. На Кавказе, где родители с дедом и бабушкой были на заработках в голодные годы. Давно. Ещё до войны. Ещё когда она и её сестрёнка не рождались. И золотой песок там, в речках, бегущих с гор.
 
            А во всех лесах, что вокруг хуторка – в Осинаво, Красенском, Моношкино, Локтево, в ярушках и балках только - ягоды, фрукты, грибы да орехи.

             Да, вы очень догадливы, мои дорогие читатели: Марийка – это я.
                И вот, спустя 80 лет с тех эпизодов моего детства, я нарисовала свои детские желания на альбомном листке.
           Сестра сфотографировала и разместила тут. Как иллюстрация к моим воспоминаниям.
                Видите – какой высокий храм на лужайке у пруда? Красивый?
                А мой Сокол?   Быстрее ветра!  Просто - сказочный!