Избранные комментарии к стихотворениям. На

Виталий Альбертович Иванов
Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 2. «Л» - «Р» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 240 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4160/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/tiiz/
_______________________________________________________



На берегу реки и в реке
https://www.stihi.ru/2002/12/25-218

       Так пусто в жизни…
          Как будто стоишь на берегу реки
               и все относит мимо тебя
                новые, и новые воды…

Почему я не капля полноводной реки, текущей единым потоком? Нет у капли в потоке границ, нет своих устремлений…
Что это, желание отсутствия «я»? Извечная тоска по Единому? Может быть, это желание смерти? Ведь только через смерть «я» обретается вечная жизнь, исчезает Преграда… Она снимается поглощением одного из двух: или я сольюсь с миром, или мир сольется со мною.
Это будет… И нет, наверное, разницы, что с чем сольется. Будет одно. Но почему этого нет всегда, Господи? Почему отделен я от мира? Почему мое «я» не разлил Ты в синеве неба, не объединил моим «я» океанские воды, не наполнил им безбрежие лесов и степей? Почему не слил мое «я» со Вселенной, отделил от Себя?
Зачем я не Ты, Господи?! Зачем рядом со мною миллиарды других «я»? И жизнь протекает,
      как будто стоишь на берегу реки
          и все относит мимо тебя
              новые, и новые воды…

Как трудно понять! Как трудно смириться! Как трудно жить со своим «я», Господи! Зачем дал Ты мне муку мою?
Господи! Господи! Когда наплывает тоска, хочется вернуть Тебе все, что Ты дал мне, неблагодарному, Господи!
Мое «я» - самая тяжелая ноша.
Но… может быть, она и Твоя, Господи? Может быть, во мне, через меня и, наверное, неизмеримо больше меня - страдаешь Ты, Господи?!
Ты сотворил меня из Себя - часть Свою. Что же Ты натворил, Господи?! Зачем принял муку сию?
Что Ты ответишь Себе? Смотри на Себя: стоишь Ты на берегу реки,
      и все относит мимо Тебя
         новые, и новые воды…

Но ведь и они - это Ты, Господи! Ты обнимаешь Собою все. Разве Ты - не каждая капля воды в этой реке, Господи? Так и я вместе с Тобою смотрю на себя - ведь мы одно, Господи?
Смотрю я на то, что проносится мимо: ведь и для каждой капли воды я, стоящий на берегу, мелькну на одно лишь мгновение. Она не будет грустить…
Ну а я погрущу… Ты дал мне много больше, чем ей, Господи! Погрущу… И примусь за дело свое. У меня много дел. Ведь Ты для дел создал меня? Чтобы по реке шли корабли и по берегам зеленели поля, чтобы мир украшался через дела мои и Твои - наши дела с Тобой, Господи! И чтобы видеть каждую каплю воды в реке Твоей, Господи. Смотри: они искрятся на солнце! Травы, деревья и облака… И рыбы, и птицы! Ты видишь?
Смотри глазами моими: все это - Ты! И обнимают Меня
  все новые, и новые воды…

Смертью своею я лишил бы Тебя Твоего, Господи! А страдания мои - не только мои. Что же, если Ты терпишь, как же мне не потерпеть, Господи?
Ты разделил меня с каплей воды - и я могу ее видеть. Я могу видеть весь мир, и я его вижу - спасибо, о Господи! Я вижу Твое совершенство.
Боже, дай силы мне быть достойным Тебя!
Счастье  мое - видеть Тебя, страдание – потерять…
И страдаю я, когда я теряю в себе Тебя, Господи! Тогда так пусто в жизни, как будто стою я один на берегу бесконечной реки
           и все относит мимо меня
               новые, и новые воды…

Думать о том, что хоть в каком-нибудь месте мира, хотя бы мгновение что-то одно течет мимо другого совершенно не связано и бесполезно может лишь тот, кто не понял еще, что все в этом мире объединяешь Ты, Господи. И потому, как я могу совсем отделить себя от Тебя: от этой земли, неба и солнца?..
Каждому, по справедливости Своей, Господи, равно даришь Ты счастия и страдания. Кому больше счастья, соответственно, - и страдания. Ты дал мне жизнь человека - на что же жалуюсь я? На то, что Ты дал мне чрезмерно?
Все станет однажды землей и водою. И это будет долгая жизнь… Человеческое счастье недолго; кратко наше страдание. Что же, я откажусь от чего-нибудь? Тогда я признаю себя неудачным творением Твоим, Господи. Ты Сам это признаешь во мне.
Нет, я пройду свой путь до конца. И скажу спасибо Тебе. А когда придет срок, который Ты Сам назначишь мне, Господи, моя кровь растворится в воде, и с радостью обнимут меня
             руки земли,
                крылья небес,
                все новые, и новые воды…

И будут лететь года… И вот буду я каплей воды. Время ничто для воды. И кто-то всегда будет стоять на берегу полноводной реки и смотреть на меня… Может быть, он тоже поймет - и, может быть, даже и я немного в этом ему помогу? - что он и каждая капля в реке, это - одно. Все мы - на берегу реки и в реке. А весь бесконечный и вечный мир, это и есть - Ты, Господи!.. Каждый помогает Тебе еще немного узнать Себя и стать сущему несколько совершеннее.
Чтобы никто не творил напрасного зла…
И, может быть, уже больше никто с отчаянием не думал о том,
   что так пусто в жизни…
      Как будто стоишь один
         на берегу бесконечной реки
           и все относит мимо, и мимо тебя
              новые, и новые воды…

1993
_________________________________________

Человек создан миром, чтобы спрашивать и отвечать, и потом снова – спрашивать. И так в бесконечной вселенной… может быть без конца! Если мы поймем только, что каждый из нас – на берегу и в реке… одновременно! Всегда. И весь бесконечный и вечный мир это и есть – «мы с Тобой, Господи…» - неотделимо!

Поскольку Бог вездесущ и Он сотворил нас, по сути, мы – это Он, но не кто-то в отдельности, а все вместе.. и вместе со всем, что есть во вселенной. Мы – дети Его, плоть от Плоти и дух от Духа Его.
У Бога нет одного «Я», оно распределено между всеми активными составляющими Единого.
И каждый прозревает и узнает Его в меру свою, человек и животное, камень… и даже атом.
На мой взгляд, Бог един, но каждый видит свое лицо Господа и по-своему исполняет дело Его.
Увы, не все верно несут свою миссию в мире, не находя и даже не стараясь найти собственную Мечту…

Все мы однажды сольемся с бесконечной Рекой. При жизни ощущение вечного приходит не часто. И не ко всем.
__________________

- Знаете, я вчера в метро перечитывая распечатку, поняла, что меня «не устраивает» в том, что я читаю у Вас. Я чуть не рассмеялась. Это можно выразить приблизительно так, как выражают женщины свои претензии мужчинам. Лень расшифровывать, но это что-то вроде этого: что для мужчин содержание, то для женщин оглавление.
Книга радости и печали, написанная мужчиной содержит те же главы, что и написанная женщиной (и ненаписанная тоже), но это другая книга.
Мне кажется, что женщина не желает быть каплей в потоке (по замыслу, не должна хотеть). Она (эта женская «фара») хочет быть одной у любящего Бога. Мне кажется, что невозможно поверить в то, что Бог любит меня (а зачем мне другой!), если не считать, что все сотворенное было сотворено ради меня, человека. Разве Бог сотворил нескольких, чтобы потом выбрать? Прихожу к выводу: мы все - один человек, и тут же мне становится «легче», и доказательства есть, хоть и в виде туманных намеков («возлюби ближнего, как САМОГО СЕБЯ»). Как это возможно, если ближний - это не ты сам (с любимыми людьми - еще яснее)?
У меня раньше тоже вызывали тоску красоты природы и ощущение, что я, такая дисгармоничная вся), тут случайно (по «недосмотру прислуги»), но слиться с этой красотой мне хотелось только от отчаяния, что я не стОю ее - т.е. нелюбима Богом. Мне кажется, что вера - это вера, что «я» и есть единственный «предмет любви» Божьей, ради которого был совершен подвиг - сотворение мира.

Ольга Сущева
-------------------

- Похоже, Вас обуяла гордыня. :))
Интересно излагаете. Но не могу согласиться. Я тоже – не просто капля в едином потоке. :)) И не один я… Безусловно, и другие мужчины сделаны для чего-нибудь большего. :))
«У меня много дел. Ведь Ты для дел создал меня? Чтобы по реке шли корабли и по берегам зеленели поля, чтобы мир украшался через дела мои и Твои - наши дела с Тобой, Господи!»
Вот она – суть. Наши дела с Господом – общие! Это – продолжение творения мира. А каплей волы стану я после смерти. Тогда сольюсь с миром на более простом уровне. :)
А пока я человек – один из высших центров мировой воли.
И не мир сотворен для меня Господом, но я создан для мира – чтобы творить его далее, еще прекраснее и совершеннее. :)

Виталий Иванов
-------------------

- Рассказ «Персик» - это О'Генри?
Там герой совершает множество подвигов, приносит персик, который захотела, вроде бы, его любимая.
Правда, она уже об этом забыла, но это ничуть не огорчило, а даже умилило, по-моему. Он счастлив был, что есть восхитительный ПОВОД для проявления своих М-качеств.
О каких делах, отдельных от этой «схемы», Вы говорите?
Пока у мужчин будут существовать «великие дела», результаты которых не предназначенны для подарка любимой, мужчине они (дела) будут в тягость - Бог не поверит человеку, сотворенному мужчиной и женщиной. Я не шучу. :) Это - о Любви Божьей.

Ольга Сущева
-------------------

- Вот это, Ольга, по-настоящему сильно! Мысленно склоняю колени…
Единственная мелькнувшая тень, когда я немного остыл от первой реакции, - что при таком взгляде мы мало, чем отличаемся от животных. Но ведь мы берем от них лучшее – двуполое продолжение рода и все, связанные с ним удовольствия. Что еще надо?.. И будь что будет! :)
Рассказ О. Генри когда-то читал – премилая вещь!

Виталий Иванов
-------------------

- Фи!
Виталий! Зачем Вы только остыли от первой реакции! И чем Вас привлекают эти... тени. :)

Ольга Сущева
-------------------

- Не привлекают, а мучают. :) Приносят нравственные страдания!.. Наверное, эти тени - происки темных сил, дьявола. :)
Истинный Бог – женщина, дарящая мужчине яблоко. :)))

Виталий Иванов
-------------------

__________________

- Бог в каждом из нас, а мы в Нем настолько, насколько пустим Его в свою душу. Перед причастием молятся «да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна еже главу подклонити»... Войди, Господи, в храм души моей, который пуст и грязен, и нет в нем места, где можно голову приклонить, но смирись смирению моему - войди! Потому что Господь, сотворивший всех и вся, не насилует воли человека, не ломится к нему, а исполняет смиренные просьбы...
То, что Вы написали, это настоящие разговоры с Богом, то есть Ваши молитвы. На это невозможно не откликнуться.
Простите...

Ольга Коваленко-Левонович
-------------------

- Поскольку Бог вездесущ и Он сотворил нас, по сути, мы – это Он, но не кто-то в отдельности, а все вместе.. и вместе со всем, что есть во вселенной. Мы – дети Его, плоть от Плоти и дух от Духа Его.
У Бога нет одного «Я», оно распределено между всеми активными составляющими Единого.
И каждый прозревает и узнает Его в меру свою, человек и животное, камень… и даже атом.
На мой взгляд, Бог един, но каждый видит свое лицо Господа и по-своему исполняет дело Его.
Увы, не все верно несут свою миссию в мире, не находя и даже не стараясь найти собственную Мечту…
Спасибо за отклик, Ольга!

Виталий Иванов
-------------------

- Вот думаю, откликнуться или «закрыть тему»? Я вижу, как Вы болеете за Россию, и практически со всем, что Вы писали в полемике, согласна. Единственное, что удивляет (не то слово!): как можно не видеть, что наша культура, наша национальная идея сформировалась благодаря Православию. Придя из Византии, оно дало именно на нашей земле дивные плоды, удивительных святых, философов, непревзойденных по своей духовной глубине писателей? Мы спасли православие, оно спасло нас, как народ. И спор на интернетовских сайтах вовсе не на почве «межнациональной розни», а только - религиозной. Как христианину относиться к тем, кто убивал Сына Божия? И продолжает Его убивать? Молиться, как за убийц, чтобы раскаялись. А сделали это не «евреи», а - иудеи. А среди евреев немало православных. В наших храмах - иконы святым-апостолам. Кто они по национальности?

Ольга Коваленко-Левонович
-------------------

- Дело вовсе не в национальностях, а в культурах. В русских намешано всякой крови, как и в других народах.
Христианство, чтобы не говорили, на Руси насильно навязывалось.. и в любом случае, привнесено со стороны.
Кроме православного христианство есть и язычество православное. И вот, на мой взгляд, главное в этих сочетаниях слов и понятий – не христианство или язычество, а православие, Дух Русский. Всё, что сотворено, наработано именно на нашей земле – в рамках любых религий: христианства, мусульманства, буддизма, язычества и даже иудаизма… Нашим народом.
Собрать и объединить лучшее, что создало человечество и на базе этого создать собственную мировую религию и философию – вот путь России. Это и делается уже много веков, Вы правы. :)
Я не собираюсь сеять сомнения… Наоборот, надо верить – но не в другого, далекого, даже Христа – верить надо в себя и ближних своих.

Виталий Иванов
-------------------

- Великий Вы утопист, Виталий... На чем строить-то новую религию? На общечеловеческих ценностях? Дык мы строили уже... И ещё удивил меня безмерно термин «языческое православие». Это как? Интересно с Вами разговаривать, но не хочется отнимать у Вас время. Если скажете - хватит, то я и не буду.

Христианство две тысячи лет боролось с язычеством. Что может быть общего у света и тьмы? А мне, думаю, не стоит спорить с Вами, «покушаться немощной рукою» останавливать ход антихристианских мыслей.
Россию Вы искренне любите. И - спаси Вас, Господи.

Ольга Коваленко-Левонович
-------------------

- Не жалко времени для хорошего, интересного человека. Может, это я у вас отнимаю время? :)
На мой взгляд, у меня получается некоторое целостное и позитивное, подчеркиваю – позитивное! – мировоззрение. На базе русской культуры, конечно. В частности – русского космизма, в том числе его течения религиозного.
Если интересны мои размышления, можно посмотреть их тезисное изложение здесь:
«Проект Вселенная»
http://proza.ru/2001/12/31-26

Виталий Иванов
-------------------

- Загляну обязательно.))

Ольга Коваленко-Левонович
-------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
На вершинах Любви
http://stihi.ru/2003/08/25-135

Ты такая же, как и прежде, -
Вся в полёте и на вершинах,
Где любовь… На крыльях надежды -
Нет седин и морщинок!

Пусть поймает нас смерть нежданно…
Сердце юное - род недуга?
Жизнь мы прожили без обмана,
Создавая в любви друг друга.

И сегодня глаза сияют.
Ты ещё прекрасней, чем прежде!
Улыбаешься, молодая…
Годы – только одежды.

Вновь счастливейший я мужчина!
Раздеваю, такое дело…
На невидимые вершины -
Улыбнулась и - полетела!..

1998
_________________________________________

«Руки в морщинах» - вынужденное прозаическое преувеличение.. для создания более сильного поэтического эффекта в стихотворении.
Любить – хорошо. Быть любимым – отлично! Любить и быть любимым – божественно!!!
__________________

- Это прекрасно сказано:
«Годы – только одежды.»
Только... одетый осознает.
Я за счастливейшего мужчину проголосовал, Вит-)

Владимир Сачков
----------------------

- Спасибо, Володя. Наше счастье соответствует мере страдания.)
Скажешь так, и подумаешь – грустно…
А можно и так. Мера страданий нам раскрывает границы счастья.
И мелькнёт странная мысль…
Не так уж и пусто, бессмысленно жить… пусть никто и не может долететь до тебя.. даже до середины! - Река не для этого.
И утешит на время.)
Обнимаю, брат!

Виталий Иванов
----------------------
__________________

- «Годы - одежды» точно. Только почему-то только одеваем. Хоть немного бы и снимать. :-))
Виталий! Счастья много-много.

Дар
----------------------

- Любовь – раздевает, снимает все лишнее. И духовно, и материально. Только в любви мы молодеем. Может быть, еще - в творчестве…

Виталий Иванов
----------------------
__________________

- «Сердце юное - род недуга?»!!!
Нет слов, правда.
Замечательный добрый стих:-)))))))))

Happy Lady
----------------------

- Мне кажется, все поэты страдают этим страшным «недугом». :) И еще – женщины… наверное. :))) Не знаю, все ли? :)
Спасибо, Лена!

Виталий Иванов
----------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
На дне сияющей реки
http://www.stihi.ru/2004/03/27-383

Совсем не вдруг, совсем не вдруг
В огромный тёмный лес
Ушёл мой друг, мой лучший друг…
И в зарослях исчез!

Он что-то, может быть, искал -
Сказать я не могу -
На берегу реки, у скал,
Высоком берегу.

И я когда-нибудь туда
Отправлюсь вслед за ним
И там останусь навсегда,
Ни мёртвым, ни живым.

Пусть рядышком течёт река,
И лес густой шумит…
Дождётся друг наверняка,
Мне сердце говорит.

А может, я уже там был?..
О, боже, как давно!
И девушку одну любил…
Но положил на дно.

На дно сияющей реки,
Где непролазный лес,
В который друг мой от тоски
Забрался и исчез.

Зачем теперь не с ними я,
От милых вдалеке?
Торопит в путь судьба моя,
Собраться налегке.

Уйти туда, где тёмный лес
И светлая река…
Где друг мой навсегда исчез,
Исчезнет ли тоска?

Лежит любимая на дне,
Как прежде, хороша,
И вспоминает обо мне,
Едва-едва дыша.

Мой друг, любимая моя…
А может быть, я сам?
Где в юности влюблялся я,
Душа и ныне там.

Туда, где памяти река
Течёт издалека,
Уйду совсем… Наверняка.
Вернусь, наверняка!..

2004 г.
_________________________________________

- Виталий, даже не знаю, как и спросить... это реальная история? этот стих в память о ком-то?
и ещё почему-то возникли ассоциации с Робертом Бёрнсом.
«и если б дали мне в удел
весь шар земной, весь шар земной,
с каким бы счастьем я владел
тобой одной, тобой одной...»
С теплом, Лена

Happy Lady
---------------

- Этот стих в память обо мне. :) Шутка, конечно…
Нечто подсознательное. О несбывшейся первой любви и друге, с которым расстались. Они – частица меня и живут во мне. Ну, а когда-нибудь, может, мы встретимся… где-нибудь.
Да, Бёрнсоновсие мотивы есть, безусловно. :)

Виталий Иванов
---------------
____________________

- Баллада и впрямь в бёрнсовском духе :)
военно-пустынной Шотландией повеяло ...

Вологодский
---------------

- Внутренняя Шотландия, наподобие Внутренней Монголии у Пилевина, - не мешает присутствующей внутри и вне нас повсюду, вездесущей России. :)

Виталий Иванов
---------------
____________________

- Очень понравились повторы по тексту. Как будто нагнетание идет «темный лес», река, дно. И повтор в концовке. Конечно, хотелось бы посветлее, пооптимистичнее, но ведь это и в жизни то не всегда получается, а здесь тем более. Как легло, так и должно быть.

Дар
---------------

- «На дне сияющей реки» нашей памяти есть драгоценные камушки… Так неожиданно написалось… Сам не знаешь, почему вдруг что-то приходит откуда-то из глубин подсознания.
Воспоминания о счастье всегда немножко грустны.

Виталий Иванов
---------------
____________________

- Ах, эта вечная печаль! -
Реки Времён на дне,
Приходит, словно невзначай,
Порою и ко мне...

Интересное стихотворение.

Татьяна Егоровна Полякова
---------------

- Вечная печаль всегда с нами. Так же, как вечная радость. :)
Пока живы, мы для себя как бы вечны в каждом мгновении бытия… А может быть, и после смерти - кто знает? – останутся после нас радости и печали в каких-нибудь наших строчках…

Виталий Иванов
---------------
____________________

- Рад встрече, Виталий:)
красивая баллада...
«Зачем теперь не с ними я,
От милых вдалеке?» - простые слова, а как задевают...
но ведь всегда быть с милыми невозможно... почему?.. потому что им на смену приходят другие, позволяя памяти лепить из них идеальные образы?..

Чернецкий
---------------

- Есть образы, которые были и остаются для нас – идеальными… на всю жизнь. Увы, иногда мы бежим от нашей любви, искренних чувств дружеских и кладем их как бы на дно сияющей реки… памяти. И лучшие друзья уходят от нас в «темный лес»… Или мы сами уходим от них… Покидаем себя…
Но, что же, только – грустить? Жизнь продолжается. Будем жить нынешним и радоваться сегодня друзьям и любимым, не повторяя страшных ошибок юности.

Виталий Иванов
---------------
____________________

- Ритмика интересная: словно бы человек пытается что-то припомнить... и из памяти - медленно, но четко, проступают контуры прошлого.

Канцева
---------------

- Вы правы, Татьяна. Это действительно похоже на припоминание… чего-то самого дорогого. И одновременно, как бы прозрение будущего.

Виталий Иванов
---------------
____________________

- Зачем же так с девушкой? :( на самое дно ее бедняжку.
«И вспоминает обо мне,
едва-едва дыша»
Конечно едва-едва, как там дышать-то вообще можно?
И возможно, не только вспоминает, а еще и ругает.

Эдлен
---------------

Эх, Эдлен! Не все так просто. Я положил девушку глубоко на дно своей памяти… «на дно сияющей реки». Почему? Потому что быть женою поэта – крайне опасно.
А друг? Да, и дружить с поэтом опасно. И трудно. Невозможно понять… Поэтому иногда от нас уходят друзья, лучшие. От тоски. В темный-темный лес бесконечного одиночества…
Как же это все так происходит? НЕ СПРАШИВАЙТЕ ! Мне трудно ответить, считайте, поэтическая интуиция, нечто подсознательное, лежащее глубоко-глубоко… «на дне сияющей реки»…
Тем не менее, рад Вам! :)

Виталий Иванов
---------------

- Согласна, в жизни все не так просто... И больше получается совсем не так, как хотелось бы, а почему - на это трудно ответить.
Жаль конечно...
Тем не менее, желаю Вам всего хорошего и доброго в жизни :)

Эдлен
---------------
____________________

- Казалось мне - они ушли,
След унесла вода.
Но не они... Я сам вдали
Растаял навсегда...
***
Это невозможно! Стоит только начать читать любое стихотворение здесь... И уже уносит панорама картин, видений, запахов и касаний...
Фантастично! Редкостный дар творения! Невозможно оставаться безучастным! Спасибо!!!

Дорогой Виталий! Не утруждай себя ответным визитом, не теряй времени - я свою цену знаю.

Влад Льенский
---------------

- Влад, Влад… не бери в голову. Мы - друзья!
Буду к тебе заходить обязательно. Мне нравятся твои стихи.
Если что-нибудь и критикну, извини - от сердца!
Обнимаю, брат!

Виталий Иванов
---------------
____________________

Почему вы все «как» да «как»? «Каку Данте», каки Аленушки… Будьте проще, воспринимайте как есть, как автор себе представляет. Попробуйте войти в образ и представить себя на дне сияющей реки моей памяти. Я вас положил туда когда-то, на дно и однажды, может, вернусь…
Хочу туда, где темный лес и светлая река. Где другой мой навсегда исчез… Исчезнет там тоска.
Что нужно для жизни? Друг и любимая девушка. Они далеко. Вот за ними когда-нибудь я и вернусь или уйду. Туда. Что же тут не понятного?..

Что есть наша душа мы не знаем. Но очевидно, заключает она в себе все самое для нас дорогое – друга, любимую…

Есть небольшая шероховатость… Однако, на самом деле, все просто. Уйду туда, где течет река… моей памяти. Течет издалека… И шлет нам привет. Конечно же, тогда, когда мы сами – там, у реки. То есть – я, мой друг и любимая… Все вместе.
Ну, в общем, согласен. Но ведь красиво, а?
Подумаю. Я часто возвращаюсь к стихам и правлю. Большое СПАСИБО за конкретное замечание. Проглядел!

Своя жизнь… сияющая река… где-то в самой глубине сокровенного. И даже в нее невозможно войти два раза.

Да, эта река памяти, сияющая река, возможно, не только моя. Если посмотреть шире, где наши друзья? любимые?.. Друзья и любимые наших дедов, отцов… Где они сами?.. Хорошо, если на дне сияющей реки, а не в бездне забвения…, и мы видим их, помним!

Спасибо за мнение. Сколько людей, столько мнений! Подумаю. Но, вроде, нет никакого особенного поэтического криминала. Последняя строфа о том, что не просто душа – там, но и мое «я», и все, что с ним вместе, однажды уйдет туда «где темный лес и светлая река» … навсегда!
____________________

«Сильнее Света и Мрака» - это, конечно, более личное, при всём при том, так сказать.
А вот «На дне сияющей реки» - я как-то пропустил. И не сказать, что стихотворение это сильнО по смыслу, но очень важная вещь - та, что услышалась мне в высоком темпе стиха - лёгкость такая, бытия, светлость, любовь - солнечная, что освещала тёмный лес... ведь юность же это, правда, Вит? Наша радостная безмятежная юность. А потом - в последней кварте:
«Туда, где памяти река
Течёт издалека,
Уйду совсем. Наверняка…
Вернусь, наверняка!»
Вот там, в конце нашей жизни... где собирается из мозаики ошибок мудрость... которая становится и утешением созревшего сознания и утИшением маятника жизни, земного метронома судьбы, успокоителем цепи.
Я бы тоже хотел вернуться, Виталя. Сейчас, по крайней мере, так думаю.
Но ещё точно не решил. Потому что точно ещё не узнал. И не уверен вообще-то, что можно знать хоть что-нибудь точно.
Но чувствовать! Это ты меня, Виталя, подвигаешь. Своими строками.
Твой Володя»

Владимир Сачков
---------------

Очень верно сказал. Да... На дне сияющей реки нашей памяти - юность, наши первые друзья и любимые.
Любимая - может, всей жизни. Главная любовь. Первая!
И Друг. Такой дружбы... больше не было и не будет уже.
Не обязательно, что они умерли. Просто ушли. ТА дружба и ТА любовь остались - ТАМ, глубоко... Но! если ты не замутил воды свои, на дне сияющей реки видны лица... и всё-всё-всё - видно, как было!
И вот туда - уйти... Да! Именно что туда - к Любимой и Другу, тем лучшим, какими были они   - таким, каким был ты сам в это счастливейшее из времён твоей жизни.
Спасибо, Володя. Ты понял.
Но это всё-таки не означает, что надо торопиться туда. Просто надо не замутнить воды и иногда заглядывать в них, на самое дно... сияющей вечной реки.

Виталий Иванов
---------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
На похоронах Мечты
https://www.stihi.ru/2002/07/22-348

Когда мы Мечту хоронили,
Немного собралось нас…
И Трубы уже не трубили,
Как в гордый Рождения Час.

И не шелестели Знамёна,
Не произносилось Речей…
Лишь молча и отстранённо
Мы вспомнили палачей.

И Ту, что светила людям
На марше былых Побед…
Нет, мы никого не судим,
Но зря родились на свет!

1987
_________________________________________

Да, страшное дело. Сколько людей искренне верили в коммунистические идеи. Всю свою жизнь! И что же? Потом им говорят, все, что делали вы – ошибка! Жизнь ваша – ошибка. И они сами понимают… отчасти – Ошибка!
Не легко было жить, а как умирать… горько!

Последняя строчка, конечно же, - поэтическое преувеличение. Ничего зря не бывает. Даже отрицательный результат имеет положительный смысл.
Эксперимент не удался… Да здравствует новый эксперимент!
Постараемся только, чтоб он был не над людьми. Если только они не добровольцы.
Те, кто не хочет участвовать в экспериментах, должны иметь право на спокойную жизнь… эволюцию, а не революцию.

Очень верное ПОНИМАНИЕ. За этой тишиной похоронной – жуткие громы и молнии… взрывающаяся Вселенная. Апокалипсис. Сотни миллионов убитых и искалеченных – телом и духом.
Однако же и встающая на горизонте Заря… новой Надежды.
Спасибо, брат!
Не поздравляю с праздником, потому как… похороны праздником не называют.

Нет, конечно, не зря! Даже если кто-то так думает, - ошибается! Ни одна жизнь не напрасна! Ни одна смерть!
Единственно что… человек сам должен решать, как ему жить и когда умирать. Чудовищно, когда твоей жизнью распоряжается кто-то другой.

Все верно! Плакать не будем. Но и смеяться сегодня нам не над чем.
Разве что грустно улыбнемся сквозь слезы. Очень кровожадная оказалась Мечта. Особенно после того, как ее неправильно поняли. И воспользовались Ее именем для самых страшных дел на Земле.

Думаю, все же, эта Мечта – не последняя! И вообще, рассчитываю, у каждого будет – собственная Мечта. А одна на всех… это – монстр какой-то, пожалуй. Может, и лучше его похоронить. Дай бог, навсегда… Пока есть такая возможность.
Типа, как Ленина… предать земле, по-человечески.

Виталий Иванов
--------------------------
___________________________

- Подло убивать Мечту... Очень тяжело расставаться с ней, она неповторима и незаменима... Без Мечты, жизнь - существование.
Однако не в один день рождается Мечта.

Антон Ли Круковский
--------------------------

- Хорошо уже, когда люди задумываются о Мечте и хотят, чтобы она была. Снова была. Но другая, своя - у каждого.
Страшно жить без Мечты, будто мертвым становишься.

Виталий Иванов
--------------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
На похоронах поэта
http://www.stihi.ru/2003/04/11-509

Его поминали
В дешёвом борделе.
Смеялись, ругались,
Плясали и пели…

И Время спасалось,
Бежало, ревело.
И Чудо шаталось,
Ломалось, алело.

Сражались, как будто
Лавина с лавиной,
Добра половина
И зла половина.

Всё было забито,
И рядом, и где-то -
«Посмертно открытым
Великим поэтом».

Но было ему,
Наконец, всё равно…
Оставил он то,
Жить чему суждено.

1974…
_________________________________________

- Высоцкому ведь наверное?
Хорошее стихотворение!

Сергей Юдин
-------------------

- На похоронах Высоцкого не был. На своих пока тоже. :)
Наверное, стиш - некоторое обобщение, касающееся вообще судеб поэтов. Интуитивное. Сам не всегда понимаешь, что выливается на бумагу. И тут, бывает, помогают - читатели. :)
Да, наверное, стихотворение можно посвятить Владимиру Высоцкому, ведь издавать его стали лишь после смерти, а при жизни не принимали в СП, не признавали поэтом…
Но настоящее замолчать невозможно. Так же, как бесполезно продвигать то, что бездарно. К примеру, без конца номинировать. :)
Подлинная цена или бесценность со временем выявляется у всего. Поэтому, мне представляется, для человека и автора, в частности, главное - не признание внешнее, а внутреннее сознание, ощущение, что ты сделал то, что хотел и должен был сделать…

Виталий Иванов
-------------------

- Я согласен во всём с вами, Виталий! Настоящим поэтом нельзя сделаться, им можно только родиться - и тогда уже что ни делай - а всё равно станет этот поэт (эта поэтесса) Поэтом... Не про себя... Я просто пишу стихи...

Сергей Юдин
-------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
На службе
https://stihi.ru/2002/08/26-276

Сказали им:
«Надо изменить мир!..»
И стали они путать понятия,
меняя названия,
первое называя вторым,
второе - третьим,
и перепутали все:
настоящее - с прошлым,
прошлое - с будущим…
Стало расползаться у них
настоящее
и распалось совсем.
Не стало у них настоящего,
отвалилось прошлое,
и не росло будущее.
И жили они в безвременье,
не понимая, кто они и зачем,
не зная, где они –
на земле, в земле или на небе,
есть Бог, или нет Его,
и кому служат они…
Но служили.
И не задавали вопросов,
считая службу свою –
главным…
1987
_________________________________________

- Интересно, безвременье продолжается. Помните какое проклятие считалось самым страшным в Китае? Пожелание жить в эпоху перемен. Только ведь то, что для одних смерть, для других рождение... В умирании зарождается зерно нового. Одно без другого не бывает...

Вакса
------------

- Для того, что рождалось и умирало бесконечное число раз, не страшна еще одна смерть.
И лишь великое может жить вечно… ;)

Виталий Иванов
------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Наедине с вечностью
https://www.stihi.ru/2002/02/07-386

Жёлтый месяц в белых хлопьях.
Облаков летучих стаи…
Хорошо так, без заботы,
В глубине небес растаять,

Серебристой звёздной речкой
Берега искать устами,
Наполняя холод вечный
Человечьими мечтами…

1971
_________________________________________

«Хлопьях – боты» - не такая уж и плохая рифма, если не быть слишком строгим.
«хлопьях – заботы» - несколько хуже, да.
Но! Несколько слабую рифму поддерживают ассонансы, в частности несколько «о» - «ОблакОв», «хОрОшО», соседствующие и противопоставляющиеся нескольким «а» - «стАи, тАк, растАять». Эта игра «о» и «а», есть и еще несколько других тем, меня лично отвлекает от слабости рифмы.
Ну, может быть, я и не прав… но так вижу.

По дорогам Вселенной…



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Наездница. Эротическое
http://www.stihi.ru/2004/11/11-410

Ты ласкала его, как ребёнка,
Целовала, вертя-теребя…
Он упругий был, но не тонкий,
И как раз подходил для тебя!

Был он тёплый, живой, волосатый,
Словно дедушка в детстве твоём,
Или школьный учитель носатый…
Ты легко так скакала на нём!

Поднимались горячие груди,
Закрывались от страсти глаза…
И победно палило орудье
В честь тебя восхитительный залп!
. . . . . . . . . . . . .

Так скачи сквозь года, дорогая!
Свой задорный растрачивай пыл!..
Пусть тебя изнутри он пихает -
В небеса, до бессмертных светил!

2004 г.
_________________________________________

- «Виталий, я это жизнеутверждающее произведение наверняка буду некоторым дамам рекомендовать! :))))))»

Андрей Коков
------------------

- Ну, слава богу! А я уж думал х…ю какую-то написал, не нужную… Снимать собрался. Даже неудобно стало в какой-то момент за написанное. :)
Спасибо, Андрей! Поддержал. :)))
Я тоже думаю, это исключительно жизнеутверждающее произведение. Особенно в сложившейся в России сложной демографической ситуации. :)))

Виталий Иванов
------------------
__________________________

- Хи. Соблазнительно-то как и жизнеутверждающе, правильно Андрюшка подметил.
«С чего размножаются ёжики...»
(уходит, напевая)

Мария Артамонова
------------------

- Я знаю, я видел и вам покажу
Тропу, где ежиха проходит к ежу!
:)

Спасибо, Маша. Стихотворение действительно соблазнительное… Но оно ничто в сравнении с настоящим любимым! :)))))

Виталий Иванов
------------------
__________________________

- «Ух ты! Красиво и я бы сказала опьяняюще!

Только, вот, мой дедушка был лысым...
Дедушки - они разные...
И учителя мои - все, как на подбор были с обычными носами.
:))))))))))

Второй катрен я бы сотворила примерно так (прости господи, мою душу грешную))))))

Был он тёплый, живой, энергичный,
Твои щёки горели в огне.
Согревались весь вечер отлично,
Ты казалась наездницей мне....
:)
Удачи и вдохновения!»

Конева Елена
------------------

- У каждого – свой дедушка и свой любимый… Любимая! Абсолютно нормально! :)))
Ваш катрен очень хорош. :) Спасибо!

Виталий Иванов
------------------
__________________________

- Да........................
:))) от благодарной ЖЕНЩИНЫ!

Надежда Косыгина
------------------

- Хорошее дело… Не стоит никакой благодарности. Мне приятно и самому! :)))

Виталий Иванов
------------------
__________________________

- как-то не совсем эротично, скорее по-военному...
Хотя каждому своё :)

Hellga
------------------

- Мужчина – воин. В любви, может быть, – прежде всего.
Салют в честь любимой женщины означает:
- победу как таковую;
- праздник и поздравления;
- пушка в строю и готова к новым победам.
И каждая женщина к ним должна быть тоже готова!..
«...Силою духа живой одержал он победу…»

Виталий Иванов
------------------

- Ну, если силою духа...........

Hellga
------------------
__________________________

- «Это самое … ну, как бы … хм, хм … одним словом … даааааааа … однако … озорник Вы, как я погляжу! :)»

Александр Невзоров
------------------

- А что такого? Любовь веселит кровь!.. :)

Виталий Иванов
------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Наше счастье так хрупко, так нежно...
https://stihi.ru/2003/06/09-537

Наше счастье так хрупко, так нежно.
Мы живем вместе тысячи лет.
Но сорвется вдруг слово небрежно,
И, окажется, вечности - нет…

1999
_________________________________________

- Ну наконец-то. Тут - ДА+
Как в поговорке: люблю как душу, трясу как грушу :(
Врагам прощаем ежедневное, а от любимых требуем совершенства.
(не в начале, когда: вернись, я все прощу! а после того, как убедимся, что нас любят по-настоящему :о((((
Нет ничего эгоистичнее Любви.

Strega
------------

- Рад. Рад, что понравилось! :) Плохого не посоветую. :))))))
Однако, как Вы строги! :)) На мой взгляд, совершенного не бывает. Совершенно то, что движется к совершенству. А эгоизм – слеп. Он, мне кажется, принижает любовь, а может быть, даже и убивает. :(
Сталкивался я с таким эгоизмом, не скажу, что он радует.
Впрочем, все мы любим по-разному. Как посмотреть, конечно… Некоторые думают, что – одинаково. Как зверушки-мужчины. :))) Но поэты – точно по-разному! :)

Виталий Иванов
------------

- Очень рада знакомству. Давай все-таки на «ты», а?
С симпатией
Э.

Strega
------------

- Безусловно! Рад… Э. взаимно! :)))
До понедельника. :)

Виталий Иванов
------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~