Ещё раз о деньгах

Виктор Тарасенко
       Наверно нет темы, особенно для современного человека, которая так была бы интересна и обсуждаема в настоящее время. И это, к сожалению, не тема жизни и смерти, веры или неверия, мироздания или апокалипсиса.
       Как вы уже наверно догадались это тема денег и нашего отношения к ним. Сегодня всё пропитано деньгами: нас призывают жить на широкую ногу, ни в чём себе не отказывать, брать от жизни всё. И даже когда наше положение не столь успешно как нам хотелось бы, нас активно призывают, а порой и просто навязывают для исполнения наших вожделений, различные кредитные банковские карты или иные кредиты, микро и макро займы, и иные формы финансовой зависимости и кабалы, в которую человек ослеплённый рекламой и красочной оболочкой предлагаемого лёгкого пути идёт добровольно, потакая своим плотским желаниям. И здесь нет большой разницы на что он тратит взятый кредит, будь это траты на вещи, путешествия, здоровье, или даже жилища. Все эти цели объединяет одно – он тратит эти заёмные деньги на себя любимого, к чему собственно говоря и призывает нас всех современная реклама.
      И ладно бы, если это касалось только неверующих людей, тех, кто не познал силы очищающей крови Иисуса Христа. Но, к сожалению, приходится констатировать один прискорбный факт: вирусом неправильного отношения к деньгам - заражены многие, кто называется этим высоким званием христианина. Это в частности выражается в том, что они ставят под сомнение необходимость жертвовать на дело служение десятину (десять процентов от получаемого дохода), говоря, что это ветхозаветное правило, не распространяющееся на них. Мы уже говорили с вами ранее о важности десятины, (смотри статью: приношение, пожертвование, десятина, жертва, общение - что важнее для Бога?), и пришли к выводу, что вопрос пожертвований на дело Божие в церковь является духовным вопросом, и степень нашей жертвенности целиком зависит от степени нашей веры Богу.

     Мне доводилось встречать христиан, которые имея одну хорошую квартиру, и не нуждаясь в жилище как таковом, брали большой кредит и покупали ещё другую квартиру, для того чтобы сдавать её в наём и получать некую прибыль от аренды.
      Конечно это право каждого, скажете вы, и нечего соваться в чужие дела, возможно это такой бизнес. Да, так, наверное, мы можем убаюкивать самих себя, но по факту, видя этих конкретных людей я могу констатировать тот факт, о котором апостол Павел говорит молодому служителю Тимофею:
 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.» - 1 Тим. 6:9-10

       Имея материальное благополучие они не становились счастливее, потому что тратили свои деньги не для славы Божьей, а для вожделений своих желаний стать ещё более богатыми.
Многие из таких христиан всецело увлекшись сребролюбием в конечном итоге уклонились от веры, и как писал Павел подвергли себя многим скорбям. В том конкретном случае, о котором я мимоходом упомянул вам, этой скорбью было расторжение брака, заключённого этими христианами ранее по любви. Конечно, я не знаю всех «подводных камней» трагедии данной семьи, но то что все их усилия были направлены исключительно на достижение материального достатка и даже избытка, это очевидно. Очевидно и то, что достижение таких земных целей никоим образом не может удовлетворить духовные запросы верующего человека. Да и для любого другого человека, живущего исключительно для себя – нет внутреннего удовлетворения, сколь бы он не пытался угодить себе различными удовольствиями.

     У сребролюбия есть две противоположные стороны, которые при всей своей непохожести имеют один корень – любовь к деньгам.
Первый вид сребролюбия, которое мы уже с вами немного рассмотрели: это некое расточительство, избыток и излишество того, что уже есть у нас. Ну, например, есть у некой женщины норковая шуба, но по каким-то причинам она уже её не удовлетворяет, вышла их моды – например. Что она делает? Правильно, она берёт кредит, и покупает другую. Или другой пример, кто-то отправился в отпуск в Крым, а его хорошие знакомые побывали на отдыхе за рубежом в некой чудесной и заманчивой теплой стране, рассказывая ему о том, как там всё фантастично и сказочно. Как правило следующий раз этот человек, страдающий расточительством, предпримет титанические усилия, чтобы побывать в этой, а может быть даже и другой, ещё более дорогой и экзотической стране, чтобы затем при следующей встрече со своими знакомыми, в легком тоне превосходства поведать этим своим друзьям о своём таком чудесном путешествии и отдыхе.
      Вы можете и сами составить и другие примеры расточительства, будь это ненужные покупки вещей, походы в салоны красоты, или иные действия. Суть этих действий – необдуманные и необоснованные желания угождения своей плотской природе даже тогда, когда для этого нет средств. Часто заём в долг денег, взятый кредит в банке, становится тем крючком сатаны, за который он тянет как неверующего, так и верующего человека, побуждая такого человека много работать для погашения долга, и вот уже христианин вместо того чтобы идти в церковь для поклонения Богу, идет на вторую или третью работу в воскресный день, чтобы вернуть кредит, а по сути отрабатывать свою духовную зависимость бога Мамоны – сатаны.

      Второй вид сребролюбия, который мне хотелось бы обсудить с вами это противоположность первому рассмотренному нами расточительству – скопидомство или скряжничество.
    О таком виде сребролюбия хорошо написал русский классик Николай Васильевич Гоголь в своём романе «Мертвые души». Это, всем знакомый по школьной программе, один из героев этого романа – Плюшкин. Собственно говоря, это имя стало нарицательным в русском народе, и жажду накопительства совершенно ненужных вещей, и людей увлекающимся такими занятиями, мы называем Плюшкиными. И хотя в образе жизни таких людей больше просматривается бедность, нежели богатство, суть и корень проблемы не меняется, они имеют превосходящую их разум страсть к накопительству земных вещей, совершенно не помышляя о том, что в загробную жизнь они ничего не смогут взять с собой. 
     Мне рассказывал мой знакомый один подобный такой пример. Жил у него во дворе один пожилой человек, который постоянно тащил различные вещи к себе в квартиру. На вопрос зачем он это делает, был ответ такой, что это в запас для своих детей- для их наследства. Надо сказать, что дети у этого пожилого человека уже выросли и жили каждый своей жизнью. Отягченный этой страстью к Плюшкинскому накопительству этот немолодой человек совершенно ничего не хотел слышать о Боге и о церкви. Так и умер он в своей квартире, среди своего «богатства», а дети, похоронив отца, сразу наняли бригаду рабочих и всё это «богатство» двумя КАМАЗами отправили на свалку.
      Печальный итог скряжничества, не так ли?  Но свободны ли мы совершенно от этого вида сребролюбия? Не знаю, как у вас, но я порой, за собой замечаю этот грех, и каждый раз, когда приходится делать очередной ремонт в доме, нахожу массу ненужных вещей, которым давно уже место на свалке. А как у вас с этим?
     Что же по данному поводу говорится в Священном Писании? В послании евреям мы читаем:
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» - Евр.13:5.
А в послании к Тимофею Павел пишет такие слова:
«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.» - 1Тим.6:8
       Не правда ли, все мы с вами сегодня намного превосходим такие апостольские стандарты? По сути говоря мы имеем намного больше того, что нам нужно, но проблема заключается в нашем сознании: мы не готовы жертвовать на дело служения, часто даже тогда, когда имеем вид благочестия. Вспомните богатого благочестивого юношу, который желал быть совершенным. Ответ Христа поверг в шок апостолов: «Кто же может спастись?» И это при том, что Иисус полюбил этого благочестивого юношу. Можно сказать, что в своем хождении по заповедям закона он превосходил призванных апостолов, соблюдая все религиозные предписания с юности, но этого как оказалось было мало.
      Сегодня многие называющие себя христианами различных конфессий намного более несовершенны того юноши. Не многие из нас готовы взять крест поношения за имя Христово, отвергнуть свои желания в угождении своей плоти, пожертвовать свои деньги на дело служения. При всём этом мы часто берем кредит на многое то, чего желает наше сердце. Мне почему-то ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-нибудь брал кредит для того чтобы пожертвовать эти деньги на дело благовестия или строительство церкви. Может вы знаете такие примеры? Давайте прочитаем упомянутый отрывок Евангелия:
«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?» - Мар.10:21-26
       Посмотрите, до тех пор, пока Иисус не выдвигал столь строгих мер по пути следования за Ним, юноша тянулся к Нему, но как только Христос, зная его сердечную привязанность к деньгам, дал ему повеление освободиться от этой зависимости, богатый юноша отошел от Него, и больше не искал с Ним встречи.
Евангелист Марк подмечает очень четко одну особенность, на которую другие евангелисты не обратили внимания. В ответе Христа, переданного Марком есть хорошее уточнение в двадцать четвертом стихе о богатстве. Там очень ясна мысль Христа о том, что не богатство как таковое является камнем преткновения на пути следования за Христом, а надежда на богатство делает очень трудным путь достижение небесного града.
       Оказывается, можно быть чрезмерно богатым человеком, но при этом свободным от сребролюбия, давайте вспомним Авраама или Давида, один из которых наименовался «отцом веры», а другому дано имя «муж по сердцу Моему», и это при всех их ошибках и промахах. Одно было общим для них, их сердца не были привязаны к земному богатству, сколь бы значимым оно не было. Их желание угодить Богу, превосходило все другие желания, и Бог видя их сердца, благословлял их, в том числе и земными богатствами.
       Так ли у нас с вами? Насколько наши сердца привязаны к тем деньгам, которые Бог позволяет нам иметь? Как много из того, что мы имеем, мы готовы жертвовать и жертвуем на служение на дело Божье? Ответ за мной и за вами, и правдивость этого ответа знает совершенно Бог. Не знаю, как у вас, но мне ещё нужно много усилий приложить, чтобы быть более угодным Богу в этом вопросе.
       Обладание богатством как таковым, как мы уже рассмотрели с вами, не является греховным, но вот надежда на то, что с помощью богатства мы можем решить свои проблемы, будь это жизненные или духовные, является ошибочной. Ну, например, в девяностые годы в нашей стране многие откровенные бандиты, разбогатевшие различными преступлениями пытались "как бы откупиться от Бога", жертвуя на храмы большие сбережения, при этом не меняя свой образ жизни. Думаю, что эти пожертвования им не помогут, если они не покаются в совершенных грехах, и многие такие жертвователи закончили свои жизни крайне трагически, будучи истреблены своими же друзьями, также яро стремящимися к столь богатой и развесёлой жизни.
     Библия очень четко говорит о том, что жизнь человека не зависит от степени его богатства и часто заканчивается крайне трагично в расцвете лет и сил, когда человек совершенно не думает о небесном. Давайте вспомним притчу Христа о богаче:
«При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: «сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
20 Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.» - Лук. 12:15-21.
     Посмотрите, в планах этого человека было продолжение безбедной и богатой жизни на долгие годы вперёд, но в то время, когда он только мыслил об этом, ему уже был вынесен приговор Богом. Почему?
     На мой взгляд ответ в самой притче – этот человек богател не в Бога, другими словами он совершенно не был озабочен тем, как угодить Богу, или своему ближнему.
     Он жил исключительно для себя, и до какого-то предела Бог попускал ему такую безбедную жизнь, желая его обращения к добрым делам. Но видимо в том, конкретном случае, терпение Божье истощилось, и ему был вынесен приговор смерти. Мы не знаем планов Бога по отношению к нам, и сроков нашей жизни, может быть уже завтра мы перейдём эту роковую черту смерти и что там услышим? Богатели ли мы в себя, или богатели в Бога? Тратили ли деньги на себя любимых, или жертвовали их на созидания Царства Небесного на земле и расширение дело служения?
      По сути, нам нужно понять одну простую вещь: все деньги, которые Бог позволяет нам иметь и зарабатывать, по сути дела являются Его, потому что только Он даёт нам здоровье, разумение и силы, вести нашу деятельность и быть успешным в работе и делах. Отдавая деньги на служение мы их не теряем, как может показаться некоторым, а наоборот, приобретаем благословения. Так говорил Христос:
«33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.» - Лук.12:33-34.

   Так где наше сокровище? Насколько мы сребролюбивы, будь это расточительство или скопидомство? Куда мы тратим «наши» деньги?
   Да поможет нам Бог и в этом вопросе поступать мудро и благословенно!

   Аминь!   


ТВГ, г. Барнаул, февраль 2021 г.