Переписка с бывшей учительницей-23. 15. 10. 2003 г

Петр Панасейко
             Данное письмо Ольга Ульяновна писала в необычный день: мне исполнилось сорок семь лет. Дата не юбилейная, обыкновенный очередной День рождения. Но, как я заметил, этому дню она радовалась не меньше самого именинника. Не скрою, читать эти строки  было приятно. И не только потому, что они написаны бывшей учительницей русского языка и не содержат ни одной грамматической и орфографической ошибки. В первую очередь потому,  что это было единственное поздравление от моих земляков. Других я не получил. Вот что писала мне Ольга Ульяновна:
            «Пишу и смотрю на календарь – 15 октября – день твоего рождения. Как хочется для тебя счастья, ведь ты добр душой и этой доброты хватит на десятерых. С писем вижу, что заботливый сын, печёшься о здоровье родных, ты чрезмерно добр ко мне, ты успеваешь везде: на работе, дома, на даче. Ты и печатаешься в газете, и читаешь книги. Да хранит тебя Господь за трудолюбие, доброту и за то, что ты есть. Для нашего жестокого времени ты уникальный человек».
             Сейчас я вновь перечитал эти строки со слезами на глазах. Во-первых, потому что автора этих прекрасных и тёплых слов нет уже в живых, во-вторых, потому что её слова, а по сути, это молитва, спасают меня в трудные периоды жизни. Не зря в народе говорят: «Делай добро и оно к тебе вернётся».
               Далее Ольга Ульяновна посвящает свои строки великому русскому писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу. Она сообщает, что посещала в своё время его имение, расположенное в Орловской области. В Орле писатель  родился, но воспитывался в имении Спасское-Лутовиново. Ездила туда учительница не специально, а по пути к брату, который проживал в сорока километрах от областного центра. Посетили тургеневское имение они вдвоём с Александром Григорьевичем. И не пожалели:
          «Веришь, мне показалось, что я перекинулась в эпоху Тургенева. Та же старая конюшня, где секли крестьян, тот же флигелёк, где выходили из рук его пера  бессмертные творения. Дом, к сожалению, находился на ремонте. Экскурсовод рассказывала о жестокости Варвары Петровны, у которой даже муж был «под пятой». Я ходила по аллеям и мне казалось, что незримо ходил со мной  Иван Сергеевич. Чудная усадьба, где существовала непомерная жестокость. Варавара Петровна решила наказать крепостную девушку, но Иван Сергеевич сказал: «Сделаешь это, я покончу с собой». Лишь это отрезвило. Такие дикие нравы были в Спасском».
           В наше капиталистическое время о помещиках «давно минувших дней» стали чаще вспоминать. Почему?! Не знаю. Но я считаю,  крепостное право – было позором для того времени. Так же оно воспринимается и в наши дни. Я не склонен всех помещиков ровнять под одну гребёнку. Одно дело помещица-мать Тургенева, или Салтычиха, о которой рассказывает Герцен в «Былое и думах», другое дело – помещик Нехлюдов из рассказа Льва Толстого «Утро помещика», как и сам, впрочем, писатель. А для тех, кто сомневается в последних, приведу установленный факт: помещик-граф Николай Петрович Шереметьев женился на крепостной девушке. Что было, то было.

15.02.2021 г.

На фото: Плетень О.У. 1971 год