8. Секретные документы НТС

Олег Блоцкий
     Перевод с английского 2 сентября 1955 года

     Кому: Вашингтон, Лондон.

     Содержание: О НТС.

     1. Теперь, когда ценность или, наоборот, бесполезность НТС в разведывательном отношении подвергается рассмотрению, объединенный центр считает уместным добавить свои замечания к общему обсуждению этого вопроса.
     2. Одним из недостатков, которые особенно часто приводятся против НТС, является тот, что эта организация заводит больше связей с советскими гражданами, чем любое другое мероприятие ЦРУ и СИС, но разведывательные материалы, полученные от этих связей очень низкого качества и явно недостаточны для обеих разведывательных служб.
     Этот недостаток существует на самом деле, но выражать его буквально в этих словах было бы упрощенчеством, требующим дополнительного изучения. При этом следует иметь ввиду, что нашей агентуре из числа членов НТС легче заводить контакты с советскими гражданами, т.к. они принадлежат к той же национальности, что и первые. Официальным же сотрудникам ЦРУ и СИС делать это очень трудно, так как советские люди на контакт с ними идут очень неохотно.
     3. Все вышесказанное является как силой, так и слабостью НТС с точки зрения любой разведывательной службы, с которой он связан. Любая попытка перевести оперативников НТС только на шпионскую деятельность чревата опасностью, так как, во-первых, они потеряют свой самобытный характер и, во-вторых, как следствие, они немедленно потеряют возможность заводить широкие связи среди нужных нашим службам лиц. Здесь следует помнить, что шпион всегда есть шпион и от него всегда сторонятся другие люди, как только это им становится известным.
     4. Руководство НТС в лице Поремского, Околовича, Романова, Артемова, Ольгского, Брандта, Редлиха и др. полностью понимает наши требования, и пытается со всей честностью получить необходимые разведывательные результаты. Их трудность заключается в том, чтобы довести наши требования до всех членов НТС, многие из которых были бы очень разочарованы, если бы они поняли, что по существу они работают на западные разведывательные службы.
     Вопрос сознательности в НТС - это сложный вопрос, поскольку, хотя большинство его членов и понимает, что финансовая поддержка их организации исходит из какого-то западного источника, они были бы охвачены ужасом, если бы знали, что в качестве цены за эту поддержку их руководство согласилось и находится под полным руководством и контролем со стороны ЦРУ и СИС и вынуждено всю свою так называемую открытую политическую деятельность проводить в ограниченных нами рамках с тем, чтобы не помешать нашей более скрытой разведывательной деятельности.
     5. По чисто психологическим причинам не практично, чтобы все тайные сотрудники НТС знали о нашем оперативном контроле, но лучшие результаты, без всякого сомнения, достигаются посредством работы через сознательных оперативников НТС на базе сотрудничества и взаимного интереса. Это, в частности, касается офицеров разведки, ко-торые вынуждены постоянно лавировать, требуя выполнения наших заданий по разведке, в то же время на словах восхваляя "идеалы" и устремления НТС.
     6. Недавний раскол в НТС, который в известной степени можно отнести за счет не совсем умных и квалифицированных наших действий по использованию НТС в разведывательной деятельности, а также за счет возросшего контроля над организацией со стороны западных служб, привел к тому, что во главе НТС остались реалистически мыслящие и преданные нам лидеры, готовые выполнять все наши задания и рекомендации по разведке. Но в этом вопросе нужно соблюдать осторожность, чтобы не довести дело еще до одного раскола, который мог бы оставить нас наедине с лидерами НТС и по сути дела без членов НТС, откуда мы черпаем свою агентуру.
     7. Целью объединенного центра является привитие сознательности как можно большему количеству оперативников НТС. Нам следует обучить их и привить им наш образ мышления, а также научить их пользоваться тайными способами работы. Короче, мы должны превратить их в своих опытных резидентов. Через них объединенный центр быстрее всего сможет получить разведывательные сведения и наводки на советских граждан, которых можно было бы использовать в интересах наших разведывательных служб. В тоже время мы должны предоставлять возможность используемым нами "втемную" оперативникам и остальным членам НТС продвигать с полным убеждением "чистую" идеологическую линию НТС.
     8. Рассматривая наши надежды на результаты разведывательной деятельности, мы не можем сбрасывать со счетов пропаганду, ведомую НТС, без которой нельзя было бы получить ни одной русской связи и которая привлекает к себе очень значительный объем русской контрразведки.
     Наблюдаемое в настоящее время большое количество провокаций, попыток шантажа, внедрения агентов и т.п. действий русской разведывательной службы составляет внушительный список и служит лучшим доказательством важности НТС как оружия в нашем арсенале.
     9. Все возрастающий поток советских людей, посещающих западные страны, открывает дальнейшие возможности для использования НТС в разведывательной деятельности.
     В прошлом НТС вынужден был концентрировать свою деятельность на высокоидейную группу советских официальных лиц, работающих в дипломатических и других представительствах. Эта работа была малообещающей. Само собой разумеется, что группы артистов, технических работников и ученых не могут быть в такой же степени идейны и должны поэтому представлять более легкую добычу для разведывательных служб.
     Выдвигались мнения, что НТС является подходящим оружием для действий против советских оккупационных войск, но не подходит для советских служащих, членов делегаций и туристов в других странах Запада.
     Мы не можем согласиться с таким мнением так как если считать правильным, что взгляды НТС импонируют советским служащим в Германии и Австрии, то тогда нет оснований считать, что они не должны импонировать и другим. В конце концов, сегодняшнее руководство НТС в лице Поремского, Околовича, Романова, Артемова, Брандта, Ольгского, Редлиха включает в себя кроме эмигрантов довоенного времени и таких, которые подобны многим советским гражданам, посещающим ныне Запад. Кроме того, многие из наших агентов в Берлине - (Горбань, Плетцер, Новожицкий, Агрузов, Зальцберг, Изотов-Колесов, Красовский, Парфенов, Соколовский, Трушнович, Фотиев), во Франции (Соколов, Севастьянов, Славянский, Столыпин, Андреев, Атрашкевич, Грудков, Жедилягин, Жестков, Жуковский, Золотаренко, Каменский, Маркелов, Никольский, Поляков, Рутченко), в Белгии (Сергеев, Скворцов, Темников, Бережной, де Вестмахер, Гондарь, Древинский, Дубровский, Залесский, Иодайтис, Квятковская, Душников, Михайлиди, Модвинов, Подвинцев, Поповский, Роснянский, Росселевич), в Швеции (Соколов, Тимофеев, Аатонен, Басуков, Гудковский, Гусев, Лукьянов, Монахов, Муциниекс, Паркалли, Светозаров), в Норвегии (Тараканов, Тамюков), в Швейцарии (Брудерер, Гроссен), в Италии (Енгалычев), в Греции (Копылов, Литвинов, Попандопуло) - вышли из более или менее образованной среды и могут найти, при квалифицированным инструктаже со стороны наших офицеров, правильные пути подхода к советским гражданам.
     10. Объединенный центр не имеет возможности определить ценность НТС, выраженную в количестве затраченных средств, сравнить его достижения с другими органи-зациями или его успех в качестве "приманки" для русской разведывательной службы.
     Мы стремимся разрабатывать более глубже вопрос изучения потенциальных разведывательных возможностей НТС и использования этих возможностей в интересах наших обеих служб. Это мы делаем, и руководство НТС честно сотрудничает с нами. Но удастся ли нам выполнить поставленные перед нами задачи таким инструментом каким является НТС и оправдают ли полученные результаты настоящие и потенциальные затраченные средства и усилия - этот вопрос пусть решает соответствующая служба самостоятельно.
     Перевел: О-й.
     (Орфография и пунктуация сохранены. - О.Б.)