Татарин И. С. Тургенев

Елена Ахмедова
   О том, что многие русские фамилии тюркского происхождения я, конечно, знала. Ведь мои предки со стороны отца- уйгуры, относятся к карлукской группе тюркских языков, но  всегда считала, что это последствия 300-летнего татарского ига на Руси. Но то, что в России насчитывалось более 120 дворянских родов, чьи предки были выходцами из Орды, это я узнала из произведения Людмилы Коншиной.
http://proza.ru/2017/05/24/809

   Апраксины, Булгаковы, Державины, Шереметьевы, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы,  Измайловы, не говоря уже о Юсуповых. И даже князь Александр Горчаков, лицейский товарищ А.С. Пушкина и будущий министр иностранных дел России, оказывается,  потомок татарского посла Карач-Мурзы.

   Многие фамилии и названия населенных мест и сомнения не вызывают у тех, кто имеет представление об одном из языков тюркской группы: Базаровы, Назаровы, Мурадкины, Урусовы, Кургановы и Куракины, как и названия  городов Мещеры ( от  татар-мешеров, западной группы) и Касимов в Рязанской области ( от имени Касим).

   Когда этот рассказ был уже написан, мой первый читатель и критик, мой муж сказал:
   - Ты что же делаешь? Зачем ты дразнишь гусей?  Тебя квасные патриоты на клочки порвут, ведь  они  считают, что «Пушкин  - наше все», а ты его эфиопом объявила.

   - Господи, тоже мне секрет Полишинеля, это широкий известный факт, что мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, да и внешность его сомнений в этом не вызывает, как и его буйный темперамент.

   -  Ты еще  напиши, что предки Лермонтова были шотландцами, а Карамзин – потомок Кара-Мурзы.

   - Платон мне друг, но истина дороже.

   Итак. Еще в XIV  веке некоторые татарские роды не захотели принимать ислам ( по одним данным), или же, усматривая для себя некоторые другие выгоды ( по другим данным), отправились к великому московскому князю Василию и предложили ему себя на службу. Среди них  и Арслан ( Лев) Турген.

   Имя Турген ( Тургун), в тюркских языках означает « пусть стоит», « пусть живет, не умирает». Его дают младенцам, которые рождаются или становятся больными, или же следуют  в семье за умершими детьми. Моя бабушка, например, родила 11 человек детей, но выжили лишь первенец – мой отец и его самая младшая сестренка. Видно, бабка моя была резус-отрицательной. О чем я догадалась, когда сама против всех ожиданий, родила резус-отрицательного ребенка. Все остальные дети моей бабушки умерли во младенчестве и были желтушными. Но тогда о резусе не имели представления. А вот моя тетка, младшая сестра отца получила при рождении двойное имя: Тургун-Таджи, благодаря чему и осталась жива ( шучу я).

   Кстати, все ее дети от двух браков тоже умерли во младенчестве.

   Так что, «русскому гению» И. С. Тургенева мы обязаны тому, что его далекий предок Арслан ( Лев)  получил дополнительное имя Турген, « не умирай, живи».