Бабушка

Александр Апальков-Курский

        В ожидании автобуса сидим на лавочке у автостанции, я и бабушка. Серые заскорузлые руки с узловатыми пальцами цепко держат палку. Голова в цветастом платочке низко склонена к груди, взгляд полуслепых глаз устремлен под ноги. Я забрал её из местного санатория для ветеранов войны и вот ждем автобус. Ей 87. Эта последняя из моих родственников старого поколения, с кем еще можно поговорить о своих корнях.

        - Бабушк, откуда пошел наш род?
        Казалось, она не расслышала вопроса. Но что-то переменилось в её поведении. Было видно, что вопрос ей понятен. И через мгновение она на своем деревенском диалекте стала рассказывать.
        - Первую, кого я знаю, это мать моего отца. Ты его должОн помнить, дед Талдон.
        - Помню, мой прадед. А чего его Талдоном звали?
        - А хто его зная. В деревне у всех прозвища. Вот у него было такое. Талдонил, наверно, потому что. Иной напьется, да спит. А этого было не угомонить. И талдонит, и талдонит… Вот и прозвали Талдон.
        Его мать, мою бабушку, получается, звали Мария. У неё было четверо детей. Была пятым беременна, но её гром убил. Был сильный ливень, они все сидели у порога в сенцах. Вокруг неё ребятишки. И молонья, прямо в неё. Её убило сразу, а детей не тронуло. И плод вышел – ей было уже рожать вот-вот. Похоронили в одном гробу.
        Мужа её звали Яхим – отец мой Иван Яхимч по отчеству, Старухин. Но о нем, о своем деде, ничего не знаю. Вроде как в Первую мировую погиб.
        - А о детях, которые остались без матери, известно что?
        - Да вот, только мой отец, о нем и знаю. А те… Кто помер. Кого на войне убило. И нашего отца могло убить, раненый пришел. Долго по госпиталям лечился, аж в Перми. И комиссовали потом. Он добровольцем уходил. Десять детей в семье было и одиннадцатым мать была беременна, но не стал дожидаться призыва и ушел. После войны остался работать в своем селе Погожее Тимского района. Работал агентом по предоставлению займа, счетоводом, сельским председателем, ревизором в колхозе. С колхоза палки не принес, так и жили в хате под соломенной крышей. Уже в 70-х, на пенсию вышел, перекрыли под шифер. В 1979 умер.
        Мать моя, тоже Мария, Красникова её фамилия была. Она жила в с. Введенка Тимского района. Вышла замуж за отца и прожила с ним в Погожем. Пережила его на несколько лет.

        - Бабушк, а ты ж тоже воевала, как ты попала на войну?
        - Я попала по Сталинскому призыву. Молодежь моих годов вся ушла на фронт. Ну и я подумала, что я буду дома сидеть? И пошла в военкомат. Меня определили в НКПС – Народный комиссариат путей сообщения, в колонну особого резерва, на паровоз 77040. Машинистом был Карпычев Иван Андреевич, с Орла. В сторону фронта возили снаряды, технику, а обратно раненых. 
        - Как ты, восемнадцатилетняя девушка, не боялась идти на войну? Неужели не страшно?
        - Когда шла, не страшно было. Что мы знали о войне… Все ушли, что ж я буду дома сидеть? И я пошла. А страшно было там…

        Она затихла, вспоминая какие-то случаи или, скорее, вновь переживая незабываемое.
        -…Я в эшелоне постоянно была, а их всегда бомбили. Это было страшно. Помню, в Белоруссии, начали бомбить нас, мы остановились, отбежали от состава подальше, упали в канаву, лежим. А взрывы – земля не переставала содрогаться. Немцы закидали вагоны бомбами. И прилетели наши самолеты, завязался воздушный бой. Ихних самолетов штук шесть было и наших столько же. Как мухи: то вверх, то вниз и все над нами. Жужжать, ревуть – прям ужас аж! И два самолета – наш и немецкий – сталкиваются. И стали падать прямо на нас. Я испугалась, что обломками убьет, выскочила из ложбинки и стала убегать. Смотрю вверх, а они прямо на меня и падают. Я в другую сторону, гляну вверх – они все равно падают на меня! Я опять в ту же сторону и они как бахнутся по обе стороны от меня, метрах в тридцати, а я между ними. И взорвались. Куски от них мимо меня просвистели, землей обсыпало, я упала и не пойму, живая я или нет. Но, слава богу, посекло ноги, руки, оглушило сильно, а так ничего. Убило сопровождавших, а я вот жива осталась.
        - А летчики с этих самолетов спаслись?
        - Да кто ж их знает! Своих пособрали, да скорей дальше!
        А в Латвии, уже холодно было, ноябрь, наверное. Слышу стон какой-то снаружи. Не то ветер, не то человек какой. На остановке выскочила из теплушки, а на сцепке мальчик лет девяти-десяти плачет. Держится за выступы, как он не упал, не знаю. Я сняла его, завела к нам в теплушку, кипяточку налила. А он напуган, ничего не хочет, плачет. Спросила его кто он, откуда, а он не то поляк, не то латыш, я не поняла, что он говорит. Ссадили его на ближайшей станции и не знаю, что с ним стало…
        Так и воевала. Туда боеприпасы, оттуда раненых. Работала как ломовая лошадь. Но трудностей тогда никто не боялся. Знали, что надо, и работали. И ящики неподъемные, и раненых таскала, - а куда денесси… Война… Закончила её в Латвии, неподалеку от города Лиепая.
        - А машинист Карпычев – он ведь отец моей матери?
        - Да. Всю войну прошли вместе. Вот по окончании войны я и родила Галину.

        Орловского деда я не знал. Не знала его и моя мать. Так сложилась судьба. После войны он уехал в свой родной Орел, бабушка в Курск.
        На интернет-сайте «Память народа» нашел наградной лист.
        «Карпычев Иван Андреевич, техник-лейтенант, старший машинист ОРКП-9 (особый резерв колонны паровозов) Прибалтийского фронта, кандидат ВКП(б), ранее награжден знаками «Ударник Сталинского призыва», «Отличный паровозник», представляется к ордену Красной звезды, награжден медалью «За боевые заслуги».
        Из учетной карточки награжденного: «Товарищ Карпычев, 1915 года рождения, работая в колонне, достиг высоких измерителей в поездной работе и в лунинском уходе* за своим локомотивом. Благодаря хорошо организованной работе в бригаде, он достиг сокращения простоя на промывочном ремонте на 2-3 часа ниже установленной нормы и непосредственном участии в экипировке паровоза, снизил простой под набором угля на 15-20 минут. В работе проявляет высокую бдительность, несмотря на то, что паровоз неоднократно наезжал на заминированные участки и подвергался обстрелу, личный состав экипажа и паровоз находятся в боевой готовности. Начальник Литовской железной дороги генерал-директор связи III ранга Кожуховский».

        Сайт содержит и боевой путь бабушкиного паровоза. В ноябре 1943 года участвовал в Полоцко-Витебской наступательной операции. В декабре того же года – в Городокской наступательной операции. В феврале 1944 года – в Витебской наступательной операции. В июне-июле 1944 года – в 5-м ударе по разгрому немцев в Белоруссии, разгромлена группа армий «Центр», уничтожены Витебская, Бобруйская и Минская группировки противника, освобождена Белорусская ССР, большая часть Литовской ССР и значительная часть территории союзной советским войскам Польши. Советские войска вышли к границе Восточной Пруссии. С июня 1944 года участвовал также в Витебской, Витебско-Оршанской, Минской, Полоцкой, Шауляйской наступательных операциях, 8-м ударе по разгрому немцев в Прибалтике, в Рижской наступательной операции.

        Мы, нынешнее поколение, только по военным фильмам можем представить весь ужас войны. А они, восемнадцатилетние ребята и девченки, вынесли его на своих плечах. Каково это было быть под постоянным прицелом вражеской авиации, артиллерии? Какую психику надо было иметь и силу воли, чтобы после очередного обстрела вновь ехать на передовую, таскать ящики с боеприпасами, выносить раненых? По силам ли это хрупким девичьим плечам? Но вынесла, не вернулась в тыл, в родную хату, которую наверное вспоминала по ночам и тихо плакала в ладони. Осилила войну, дойдя до Победы, и вернулась в родную деревню, где вновь приняла на себя все тяжести послевоенной жизни по восстановлению народного хозяйства.
        Повезло её матери - дождалась живыми и дочь и мужа.

        Там же, в Интернете, на сайтах «Подвиг народа» и «Память народа», есть информация и об отце бабушки, моем прадеде: Старухин Иван Ефимович, 1903 года рождения, беспартийный, красноармеец, наводчик орудия, 1096 артиллерийского полка 325 артиллерийской дивизии, Западный фронт, 13 июля 1942 года был тяжело ранен осколком в поясничную область с повреждением поясничной кости в районе с. Почепки Козельского района при общем наступлении в Смоленском направлении и эвакуирован в госпиталь 3949 в город Оханск Пермской области. Представлен к ордену «Отечественной войны II степени», 6 ноября 1945 года награжден медалью «За отвагу». 

        Бабушка ушла из жизни в 93 года. Всю жизнь проработала в колхозе свинаркой. До 80-ти лет была «живчиком» - иной раз приезжаю к матери, а она там.
        «Бабушк, - спрошу, - На чем ты приехала?» - зная, что автобус от неё не ходит.
        «Да пешком, на чем я приеду?»
        «Ну что ж ты не позвонила, я б приехал забрал тебя и привез!»
        «О! Выдумал! Будешь время тратить! Я ж напрямую, через Шаламовку».
        Шаламовка - это небольшой лесок между деревнями, где живет бабушка и моя мать, расстояние через него 12 км., по трассе - 18. И вот и в 80 лет ей 12 километров через лес не расстояние!
       
        В последние годы к 9 Мая получала именные поздравления от Президента страны, с односельчанами участниками войны ходила к братской могиле. Я приезжал к ней тоже с поздравлениями. Она одевала простенькую кофточку с медалями и я возил их к памятнику. Видел, как год от года их становилось все меньше и меньше и вот не стало и её самой.
        Что ж, всему своё время. Она с честью прожила жизнь. И нам, её потомкам, надо быть достойными своих предков.


        * Лунинское движение – одна из форм социалистического соревнования в СССР. В 1940 году инициатором соревнования стал машинист паровозного депо в Новосибирске Н.А.Лунин. Суть его метода заключалась в выполнении текущего ремонта паровоза силами самой паровозной бригады.
       

        2020 г.