Встреча 22 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Варнек А.Г.   Гравированный портрет художника П.Н. Михайлова.  [1].

Еще 20 декабря 2020 года, просматривая известный Справочник Ровинского «Подробный словарь русских граверов», я неожиданно обнаружил в нем гравированный портрет художника П.Н. Михайлова работы А.Г. Варнека, приложенный к настоящей миниатюре.   

Во многих публикациях, посвященных творчеству А.Г. Варнека,  отмечается  одаренность художника. Так, вернувшись осенью 1809 года из Италии, Александр, преподавая пять лет в Академии художеств  и не получая за это жалованья, существовал за счет заказов на портреты и церковные образа, ведя частных учеников.

 В 1815 году он был назначен штатным руководителем класса миниатюры, оставив у себя учеников по портрету. Затем  некоторое время преподавал в классе пейзажной живописи, сменив в 1823 году скончавшегося А. Иванова. Со смертью С.С. Щукина в 1828 году ему был отдан и портретный класс. А с 1830 года Варнек стал руководителем класса портретной и исторической живописи.

В.С. Турчин в своей ранней статье пишет: «Его своеобразная универсальная  одаренность позволила преподавать ему в разных классах Академии художеств. Действительно, известный как мастер станковых портретов, Варнек виртуозно владел техникой миниатюрной живописи. Он уделял внимание также пейзажной живописи, и его биографы упоминают о таких его картинах, как «Пейзаж с фонтаном», «Пейзаж с руиной». (Хорошо известна и такая  работа Варнека, как Римский пейзаж, находящаяся в собрании ГРМ-авт.). 

Художник занимался и исторической живописью, работая над такими композициями, как «Отдых на пути в Египет»», «Иоанн в пустыне».  Наконец, чтобы представить степень дарования Варнека полностью, можно вспомнить, что он из глины вылепил небольшую фигурку умирающего Филоктета (1812) и создал скульптурный портрет… Но прежде всего, он вошел в историю искусств как портретист [2].

Зная о подобных оценках творчества художника и «обнаружив» гравированный портрет П.Н. Михайлова, отсутствующий в полном списке работ А.Г. Варнека, я подумал, а,  может быть, где-то  есть  упоминание о нем, как и о гравере, а также о его единственном гравированном портрете. Но таких ссылок найти мне не удалось. Отсутствует подобная информация, в частности, и в солидном издании годовых отчетов ИАХ  как на страницах, с упоминаниями имени художника А.Г.Варнека, так и на страницах с упоминанием имени художника П.М. Михайлова [3].   

При этом имя первого из них упоминается  в академических отчетах 27 раз, а второго – четыре раза, но для настоящей миниатюры эта информация  будет очень важной, поскольку в обычных источниках информации каких-либо сведений  о жизни Михайлова  после возвращения его из второго кругосветного плавания просто нет. 

Но вернемся к Словарю Ровинского (том 1), в котором на стр. 144 и 145 воспроизведен гравированный портрет Михайлова и дается краткая информация об авторе гравюры и о портрете.  Сообщается, в частности: « Варникъ Александр Григорьевич (1782 – 1843); ученик ИАХ  Левицкого и Щукина, академик 1810; профессор с 1831 г. – Портретист».  Далее идут слова; «Единственно известный гравированный им лист; портрет академика П.Н. Михайлова, (3/4 вправо, по грудь), подписан его монограммою АВ.

На экземпляре, принадлежащем Е.Е. Рейтерну, на поле, написано карандашом : «Царапал на меди Александр Варник. Профессор». Под самим портретом приводятся дополнительно слова: «Портрет П.Н. Михайлова; офорт Варника».

Обращу внимание читателя на имя коллекционера Рейтерна, упомянутое в самой первой миниатюре. Как видим, в его собрании находился не только самый первый, но и самый последний, гравированный портрет Михайлова, но куда он мог деваться, не известно Может также находится в запасниках ГРМ, поступив туда одновременно с графическим портретом в 1918 году?

Рассматривая гравюру и сопоставляя ее с уже известными нам работами – ранним графическим портретом работы А.Г. Варника (см. первую миниатюру) и живописным портретом из собрания ГТГ работы А. Легашова [4] (см. 21 миниатюру), можно заключить, что гравюра по расположению модели соответствует более позднему живописному портрету.  Но лицо модели уже совсем не то, что мы видим на портрете 1830 года. Здесь мы видим уже не столько постаревшего участника двух кругосветных плаваний, а просто больного человека с потухшим взглядом, погруженным в самого себя и в свою болезнь (неизлечимую тогда чахотку).

Очень своеобразная ситуация с атрибуцией гравюры, когда глядя на облик запечатленного человека и зная из предыдущего текста дату смерти Михайлова (12 сентября 1840 года), можно утверждать, что гравюра была выполнена незадолго до этой даты.  Любопытно, что и в академическом отчете за 1839-1840 гг. Григорович Василий Иванович также своеобразно сообщает об уходе Михайлова из жизни (прямо об этом не говорится, но понять, что за приведенными словами конференц-секретаря Академии подразумевается, не сложно) [3]. 

Процитирую ниже фрагменты трех академических отчетов, которые в нашем случае являются единственными скупыми источниками информации о жизни П.Н. Михайлова после его возвращения из второго кругосветного плавания. Пронумерую эти фрагменты:

1.  Отчет за 1833 год, с.115: «Михайлов занимался сочинениями для картин, из коих начал писать сюжет искателей фортуны и Александра Македонского, спящего с шаром в руке, и приготовил этюды для картины, представляющей Филоктета, поражающего стрелой Уллиса»

2.   Материалы к отчету ИАХ за 1834 – 1835 гг., с. 146: «Михайлов заказных работ никаких не работаю и не имею».

3.  Отчет за 1839 – 1840 гг., с.243: «Михайлов Павел Николаевич, художник портретной, миниатюрной живописи. Еще, будучи воспитанником Академии, отличался успехами в рисовании и художестве. Он произвел много работ истинно прекрасных. Война 1812 года призвала его под знамена защитников отечества. Он служил с честью и был в делах против неприятеля. Возвратясь после кампании в отечество, вновь принялся за кисть и трудился с любовью.

Назначение в разное время двух экспедиций вокруг света открыло ему новое поприще; он совершил эти два путешествия и обогатил портфель свою многими прекрасными рисунками, а любознательный ум – наблюдениями и полезными сведениями. За труды и услуги, оказанные им в эти путешествия, он был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и пенсионом.

Последние годы жизни своей Михайлов провел тихо и уединенно, учился и трудился. Редко он бывал в обществе, и то только у людей ему близких по сердцу. Я имел счастье быть в числе их и могу сказать; если чистая нравственность, твердость характера и правил, любовь пламенная к искусствам и всему прекрасному, необыкновенная пытливость ума, трудолюбие неутомимое, – и при всех этих качествах скромность имеют право на общее уважение, Михайлов его достоин». 

 Как видно из отчета за 1833 год, Михайлов в это время предпринимает попытку найти свое место в стенах Академии, вернувшись из второго кругосветного плавания. Он «сочиняет темы» своей дальнейшей работы, но, похоже, что его замыслы оказываются бесплодными.  И это видно из «материалов» к отчету за два последующих года. Нужно сказать, что подобные «объяснительные записки» о своей работе за 1834 – 1835 гг. представили В.И. Григоровичу и другие академики. 

Так еще один Михайлов (профессор архитектуры) продиктовал ему такие слова: «За слабостью зрения работ никаких производить не мог». Господин советник Т.А. Васильев сообщил, что он заказных работ не имеет уже 32 года. А господин скульптор, академик Г. Соколов продиктовал: «Никаких работ не мог произвести, потому что нахожусь в болезненном состоянии, и теперь еще все болен». Господин Шамшин отчитался словами: «Таковых работ, о коих требуется сведение, я не производил, кроме образов, писанных мною в числе других художников».

Похоже, что за всех академиков отчитался в 1834-1835 гг. знаменитый ныне господин Чернецов 1-й (ученик А.Г. Варнека).  Он написал: «Занимался картиною, изображающую парад, бывший в С-Петербурге по случаю военного действия в Царстве Польском, вмещающая в себя портреты современников и начертал пером по воле его величества «панорамический» вид С.-Петербурга, снятого мною с лесов Александровской колонны. Писал эскиз парада по случаю открытия Александровской  колонны. Академик «Чернецов». 

"Отчитался" о проделанной работе Григорий Чернецов так, что эти его работы до настоящего времени украшают наши главные  музеи страны – Государственный Русский музей и Третьяковскую галерею.

Обратив внимание, что отвлекся от темы миниатюры, вернусь к ней, а точнее, к приведенному выше пункту 3 в Академическом отчете конференц-секретаря  ИАХ  В.И. Григоровича за 1839-1840 гг., который был опубликован в Художественной газете №24 за 1840 год на 16-ти страницах.  Можно сказать, что треть одной из таких страниц – занял некролог, посвященный художнику-миниатюристу Михайлову Павлу Николаевичу (1786 – 12.09.1840), участнику двух кругосветных плаваний.

Процитирую в заключение самый последний фрагмент текста из альманаха Русского музея [5]:

После смерти П.Н. Михайлова его рисунки (286 произведений), связанные с кругосветными путешествиями, были куплены (по предложению заслуженного профессора А.Г. Варнека, в доме которого жил художник) за 100 рублей серебром и в октябре 1840 года поступили в кабинет эстампов ИАХ, хранителем которого являлся Варнек. (Думаю, что все эти серебряные рубли пошли на памятник Михайлову на Смоленском православном кладбище).… Разбирая бумаги П.Н. Михайлова, А.Г. Варнек обнаружил его автопортрет и еще 22 рисунка, которые пополнили коллекцию путешественника.  Реестр указанной коллекции Варнек представил в январе 1841 года на утверждение Совета ИАХ.

ПРИМЕЧАНИЯ.   

1. Ровинский Д.А.  Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. :  с 720 фототипиями и 210 цинкографиями : [В 2-х томах]. - СПб., 1895.  (Том 1, С.144,145).

2. Турчин В.С. Журнал «Художник». Полузабытый мастер. 1976. №8, С. 46.

3.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академиихудожеств (1817 – 1859)/ сост., авт. вступ. И примеч. Н.С. Беляев; БАН, – СПб.: БАН, 2015. – 768 с.

4. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ, 3-й том. Издательство Сканрус. М.   2005. С. 214.

5.  Русский музей представляет: Павел Михайлов; путешествие к Южному полюсу. Альманах. Вып. 352. СПб. Palace Editions, 2012. Тираж 2000 экз.  Научный руководитель Евгения Петрова.  Директор Русского музея Владимир Гусев. Текст Наталии Соломатиной.   


КОНЕЦ  миниатюры 22.      15.02.2021

15.02.2021