Конная гвардия Кубани ч. 18

Николай Мринский
Чтобы прорваться к Грозному и Орджоникидзе Эвальд фон Клейст бросил через так называемые Эльховские ворота лавину (до 300) танков с десантом автоматчиков. Танки шли длинной тесной колонной. Целый день длилась эта гигантская схватка. Враги продвинулись на несколько км, но были уничтожены нашими воинами-героями: бронебойщиками, артиллеристами, лётчиками-штурмовиками. Армия ген. И.Е. Петрова выстояла. Не прорвался через её боевые порядки и секретный корпус ген. Фельми. Он потерпел полное фиаско на первом рубеже обороны 44-й армии Петрова. В дальнейшем этот особый, не оправдавший надежд фюрера, корпус был окончательно измотан в прикаспийских степях казаками 4-го ГКККК. Части КК ген. Н.Я. Кириченко выходили в степи через боевые порядки 44-й армии, и она же надёжно обеспечивала его тылы. 4-й ГКККК с невиданным мужеством держал оборону, стоя на острие вражеского удара - Туапсинском шоссе. Ни днём ни ночью не давали казаки покоя врагам, нанося неожиданные и ощутимые удары, обращая его в бегство. Ген. армии И.В. Тюленев вспоминал: «Казак, Георгиевский кавалер Максим Гребнев привёз в штаб завернутого в попону немецкого офицера. В его сумке оказался приказ о наступлении. Две егерские бригады и отдельный высокогорный полк, усиленные 12-ю артиллерийскими и 15-ю миномётными батареями, должны были с утра атаковать позиции 4-го гв. КК. Узнав о намерении противника, казаки устроили ему ловушку. Они опередили немцев своей атакой и разбили их. Командир второй роты 94-го горно-сапёрного батальона лейтенант Хетцель писал в дневнике: «Против нас действуют донские и кубанские казаки.

Когда-то мой отец, участник прошлой войны, рассказывал мне о них, но как далеки его страшные рассказы от того, что мне пришлось увидеть! Казаков не возьмешь ничем. Они бросаются на наши танки и жгут их... Вчера же эсэсовцы атаковали их, но, несмотря на то, что казаков было меньше, они не отступили ни на шаг. Сегодня моя рота была брошена на помощь стрелковым полкам... и я вернулся с поля боя с 4 уцелевшими солдатами. Боже, что там было! То, что я жив, просто чудо! Говорят, что наша бригада перестала существовать. Если судить по моей роте, - то это правда...». Героический подвиг в этих боях совершили казаки миномётной батареи лейтенанта Гаврилова, на позиции которой наступали 15 танков с автоматчиками на броне. Сержант Приходько гранатами и бутылками с зажигательной смесью уничтожил два немецких танка и под гусеницами третьего погиб. Сержант Силко подбил 4 танка и продолжал сражаться тяжелораненым. Три раза лейтенант Гаврилов поднимал своих подчинённых в атаку. Полтора часа не затихала эта кровавая сеча. Когда нарочный доставил приказ об отходе, никого из казаков уже не было в живых. Вокруг дымилось 8 немецких танков, валялось свыше 250 вражеских трупов. Пока батарейцы - герои сражались насмерть, был эвакуирован госпиталь, вывезено ценное вооружение, казаки перегруппировались и изготовились к бою на новом рубеже. Ставка ВГК вновь ставила геройские боевые действия казаков в пример всем частям Красной Армии. Отмечалась своей доблестью и знаменитая 30-я Иркутская СД полковника Б.Н. Аршинцева, действовавшая в районе г. Горячий Ключ.

В конце сентября 1942 г. когда казаков-гвардейцев, которых после короткого перерыва вновь возглавил ген.-л-нт Кириченко (непродолжительное время командовал 12-й Армией ЧГВ), перебрасывали на правый фланг ЗКФ, Военный совет ЧГВ этого же фронта объявил им благодарность. Особо были отмечены заслуги комкора Кириченко, его зама по политчасти бригадного комиссара А.П. Очкина и ряда других командиров. Передислокация из района Туапсе 9-й и 10-й гв. кубанских кавдивизий и управления 4-го ГКККК с 16 по 30 сентября 1942 г. была вызвана не только неэффективностью боевого использования кавалерии в горно-лесистой местности и отсутствием фуража, но и особыми оперативными замыслами командования фронта. Это был очень сложный переход и его трудности описал в своих воспоминаниях М.Д. Давыдов, бывший комиссар 36-го гв. Кубанского казачьего кавполка: - трудный марш выпал на долю измотанных в боях и изголодавшихся людей. Трудно было и лошадям, которых по приказу комдива вели в поводу. Верхом - только с разрешения ст. начальника... На особо трудных участках, которые обессиленные лошади не в силах были преодолеть, казаки по несколько человек впрягались в лямки и тащили их, сами отдыхая понемногу. Преодолев горный перевал, казачьи части тропами спустились в район Сочи. После короткого отдыха, погрузившись на ж/д составы, через Грузию и Азербайджан они были переброшены по Закавказской железной дороге, другого пути не было. КК в неполном составе прибыл на правый фланг ЗКФ, в район Гудермес - Шелковская, восточнее Грозного.

На тот момент в него входили: 9-я (Тутаринов), 10-я (ген. Б.С. Миллеров) гв. Кубанские казачьи дивизии, 30-я (полковник В.С. Головской) и 110-я (полковник В.А. Хомутников) Калмыцкая кавдивизии, 27-й гв. отдельный дивизион связи. Все эти части корпуса, в основном сосредоточившись в районе Кизляра, перешли в подчинение СГВ ген. Масленникова, сражавшейся с танковыми и моторизованными дивизиями 1-й танковой армии. Казакам ставилась задача своими ударами по растянувшимися далеко в степи немецким тылам сорвать наступление противника на Орджоникидзе. И это без учёта того, что приданные КК части, а также 11-я и 12-я гвардейские донские КД, учитывая сложную обстановку под г. Туапсе, были временно оставлены в Черноморской группе войск ген. И.Е. Петрова, и их возвратили в состав КК только в ноябре 1942 г. На основании директивы Ставки ВГК № 0170692 от 20 ноября 1942 г. и шифровки командующего ЗКФ от 22 ноября с 20 по 24 ноября 1942 г. из состава 4-го гв. был выделен 5-й гв. Донской казачий КК. В него вошли 11-я (Горшков), 12-я (Шарабурко) Донские КД, 63-я КД ген. К.Р. Белошниченко, а также 14-й ИПТАП; 585-й артполк ПВО; 221-й танковый полк; по одному отдельному дивизиону: зенитный, миномётный и противотанковый; полевой походный госпиталь; отдельный автосанитарный взвод; полевая почтовая станция. Командиром был назначен ген.-л-нт А.Г. Селиванов, его заместителем ген. М.Ф. Малеев, Политотдел возглавил бригадный комиссар Н.И. Привалов. В 4-й ГКККК, кроме 9-й и 10-й гв. Кубанских казачьих кавдивизий вместо двух откомандированных донских дивизий вошла 30-я Краснознаменная КД ген. В.С. Головского.

Она состояла из 127-го, 133-го и 138-го кавполков. Ранее, до реорганизации корпуса КД входила в его состав. Также были приданы: 134-й танковый полк, 152-й ИПТАП, артполк ПВО, части и подразделения, аналогичные тем, которые вошли в 5-й гв. Донской кавкорпус. 4-й гвардейский казачий кавкорпус стал именоваться Кубанским (далее по тексту 4 ГКККК). Казакам-гвардейцам ген. Кириченко командующим СГВ ЗКФ № 0141, оп от 30 сентября 1942 г. была поставлена конкретная задача осуществить рейдовую операцию на тылы противника в направлении на г. Будёновск в районе Степное, Соломенское, Эдиссия и сорвать его наступление на Орджоникидзе - Грозный. Далее о Закавказском фронте, который был образован в августе 1941 г. на базе Закавказского военного округа. Цель создания - прикрытие гос. границ с Ираном, Турцией и для обороны Черноморского побережья Кавказа. Штаб фронта размещался в г. Тбилиси. С 15 мая 1942 г. по 9 мая 1945 г. командующим ЗКФ был ген. армии И.В. Тюленев. В то время когда германские войска рвались на Кавказ и к Сталинграду, советское руководство едва не ввязалось в одну гибельную военную авантюру. Весной 1942 г. Сталин, значительно переоценивая успехи советского контрнаступления, собирался напасть на Турцию. Расчёт был на то, что война с ней будет столь же лёгкой прогулкой, как и оккупация Ирана в августе 1941 г. 26 апреля 1942 г. Ставка издала директиву о переброске в Закавказье до середины мая стрелковой и кавалерийской дивизии, танкового корпуса, двух танковых бригад, 6 авиаполков, 6 полков артиллерии и реактивных установок, 6 бронепоездов и 100 грузовых автомобилей.

5 мая был введён особый военный режим в приграничной зоне. Войска на учениях стали готовиться к наступлению в горных условиях Восточной Анатолии. Не исключено, что Сталин рассчитывал, что Турция капитулирует, советские войска установят контроль над проливами и вторгнутся в Болгарию, а оттуда ударят по Румынии. В итоге оставят немцев без нефти и разгромят всё южное крыло германской армии на Восточном фронте. Однако разгром советских войск в середине мая на Керченском п-ове и под Харьковом в середине и второй половине мая привёл к тому, что большинство обещанных подкреплений ЗКФ не получил и, наоборот отдал часть своих сил фронтам, сражающимся против Германии. А 7 июня 1942 г. на него также было возложено прикрытие махачкало-бакинского направления. Нападение на Турцию не состоялось из-за слишком быстрого продвижения войск вермахта. Турция же, вопреки распространённому в советской историографии мнению, нападать на Советский Союз не собиралась. Малоподвижная и почти лишённая танков и авиации турецкая армия для наступления не годилась. Участие ЗКФ в обороне Кавказа оценивается так: «... С августа по декабрь 1942 г. войска фронта провели Моздокско-Малгобекскую, Нальчикско-Орджоникидзевскую, Новороссийскую и Туапсинскую операции, в ходе которых во взаимодействии с ЧФ и АВФ остановили наступление противника и подготовились к переходу в наступление». В состав фронта входили: 4, 9, 12, 18, 24, 37, 44, 56, 58 армии, 4 и 5 воздушные армии. Туапсинская оборонительная операция продолжалась в невыгодных для наших войск условиях.

Продолжение следует в части  19                http://proza.ru/2019/01/14/1424