Традиционный вечер встречи

Борис Пономарев 3
Традиционный вечер встречи

В 1952 году по Всесоюзному радио впервые прозвучал новый песенный шедевр самого знаменитого советского композитора-песенника Исаака Осиповича Дунаевскго на стихи прекрасного поэта Михаила Львовича Матусовского. Это был "Школьный вальс" в исполнении чрезвычайно талантливого человека - Георгия Павловича Виноградова, певца и альтиста, посвященный, по замыслу авторов, ежегодным традиционным вечерам встречи выпускников школ друг с другом и с их любимыми учителями.

"Давно, друзья веселые,
Простились мы со школою, 
Но каждый год мы в свой приходим класс".

Тогда такие вечера встречи в стране проводились регулярно. После того как я в 1955 году окончил свою ташкентскую школу №50, в течение ряда лет, пока ее главой оставался гениальный директор Ерванд Григорьевич Саруханов, такие вечера проводились ежегодно, но после того как его сместили с этой должности, традиционные вечера были забыты навсегда. Что удивительно, на эти встречи тогда приходили не только недавние ученики этой школы, носившей в то время имя И.В.Сталина, но и люди, учившиеся в ней еще в те времена, когда она носила имя чрезвычайно известного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827).

После школы я поступил учиться на Энергофак САзПИ (Среднеазиатского политехнического института в Ташкенте), который весьма успешно окончил в 1960 году и, в соответствии с распределением, стал работать в ташкентском проектном институте. Насколько мне было известно, Энергофак никогда не устраивал традиционных вечеров встречи. За все время существования, он выпустил из своих стен целую армию специалистов в сфере энергетики. Достаточно сказать, что в 1955 году, когда я поступил учиться на этот факультет, вместе со мной были приняты на учебу еще 300 человек. Но, по прошествии десяти лет с момента окончания мной этого замечательного факультета, меня вдруг пригласили на первое такого рода мероприятие, проведение которого было запланировано на территории парка Окружного дома офицеров в Ташкенте. Я был несказанно обрадован таким приглашением, так как встречался до этого обычно только с очень ограниченным количеством моих бывших однокурсников, работавших в Ташкенте, а на предстоящем вечере удалось бы встретиться и с теми, кто жил уже в других городах.

В течение нескольких дней, которые отделяли меня от даты проведения намеченного традиционного вечера, я постоянно размышлял на тему предстоящего события, восхищаясь потрясающей идеей членов неизвестной мне инициативной группы, которые сумели тщательно спланировать проведение такого сложного мероприятия, а также начать успешно воплощать его в жизнь. Им удалось не только выбрать замечательное место для проведения указанного вечера - парк Окружного дома офицеров, расположенный в самом центре нашего города, но и договориться с руководством ОДО об его использовании для этой цели.

Место проведения данного вечера было выбрано совершенно идеально и с точки зрения транспорта. В то время в нашем городе еще не было метрополитена, но вокруг парка ОДО были сконцентрированы все виды тогдашнего общественного транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутные такси, связывавшие центр Ташкента со всеми остальными районами города.

При выборе парка ОДО в качестве места проведения такого вечера встречи, немалую роль сыграла и абсолютная безопасность для его посетителей, которую в этом парке всегда обеспечивали солдаты подразделения военной комендатуры города. Когда я был еще студентом, мне нередко случалось бывать в этом парке, и я своими глазами видел, как майор Бурлаков (один из руководителей ОДО в то время), который был грозой для всякого рода бузотеров и хулиганов, железной рукой пресекал, с помощью подчиненных ему солдат комендатуры, любые попытки такой публики нанести урон репутации парка как зоны мира и спокойствия в нашем городе, и молниеносно удалял с территории парка такого рода шпану.
 
Когда, наконец, наступил момент начала традиционного вечера встречи бывших выпускников Энергофака друг с другом и с замечательным профессорско-преподавательским составом нашего факультета, я был совершенно потрясен грандиозным количеством его участников и чрезвычайно широким размахом самого данного мероприятия. Парк был великолепно освещен и прекрасно радиофицирован. Из динамиков доносилась очень приятная музыка. На территории парка работало огромное количество выездных бригад различных "точек общепита" города, предлагавших все виды блюд как национальной узбекской кухни, так и европейской. Было завезено несметное количество столов и стульев, поэтому никому из гостей этого мероприятия не пришлось стоять. Естественно, был очень широким и выбор горячительных и прохладительных напитков. Короче говоря, все было организовано на самом высшем уровне.

Все это в значительной мере способствовало и общению людей, давно не видевших друг друга. По-моему, в своей жизни я никогда до этого не видел такой концентрации людской радости, веселья, шуток, смеха, объятий, слов благодарности и даже слез в результате взволнованности от происходящего: люди ведь приехали для того, чтобы встретиться друг с другом, даже из самых отдаленных уголков Советского Союза. А для этого их всех нужно было заранее проинформировать о точной дате, времени и месте проведения данного мероприятия. И все это удалось сделать блестяще, на пять с плюсом.

Запомнились и разные забавные казусы. Слегка огорчило то обстоятельство, что некоторые общепризнанные красавицы нашего факультета немного подрастеряли за прошедшее десятилетие свою красу, но зато порадовал тот факт, что многие наши однокурсницы, не считавшиеся во время учебы эталонами красоты, стали за это же самое десятилетие весьма привлекательными молодыми дамами.

Тогда же ко мне вдруг подлетел один из однокурсников, который попал по распределению в Краснодар, что всеми тогда расценивалось как немыслимый подарок Судьбы, и с гордостью мне сказал: "Меня уже повысили в должности, теперь я старший инженер! А кем работаешь ты?" Когда я ответил ему, что работаю начальником отдела (и это была чистая правда, в этой должности я работал уже два года), он молниеносно побагровел, развернулся и, в мгновение ока, растворился в потоке гостей этого грандиозного праздника.

Спустя несколько часов, традиционный вечер встречи постепенно стал подходить к своему завершению. Умиротворенные, счастливые, радостные и сытые участники этого замечательного события начали потихоньку прощаться друг с другом, обмениваться фотографиями, адресами и телефонными номерами. Ничто до этого момента не омрачило радость встреч. Не было никаких инцидентов, не было и "самопадающих" в результате чрезмерного употребления алкоголя.

Когда я направился в сторону выхода из парка, то издалека увидел, что за воротами происходит что-то тревожное. Удивило большое количество людей в милицейской форме и спецмашин. Я остановился, стал внимательно отслеживать ситуацию, и 
очень быстро понял суть происходящего.

Отношение людей к милиции в те годы было весьма доброжелательным. Были очень популярными слова Владимира Маяковского "Моя милиция меня бережет!", известный писатель Вячеслав Шишков в своих "Шутейных рассказах" называл милиционеров "милыми цейскими", о которых в песне того времени пелось: "Наша служба и опасна, и трудна". Но все это имело отношение только к тем людям в строгих синих мундирах, которые боролись с убийцами, бандитами, насильниками, грабителями и ворами.

За воротами парка скопились люди в той же синей форме, но они не имели никакого отношения к борьбе против указанного выше отребья. Известная русская пословица "Федот, да не тот!" очень точно подходила для описания создавшейся ситуации. Это были сотрудники вытрезвителей, которые были в свое время созданы в СССР для борьбы с хроническими алкоголиками и пропойцами, мешавшими людям нормально существовать, устраивая без конца пьяные драки, дебоши и скандалы. Но наш любимый Ташкент никогда не был столицей пьяниц и алкоголиков. Такие люди, конечно, встречались и у нас, но совсем не в тех количествах, которые были запланированы вытрезвителям для их отлова.

Узнав о традиционном вечере встречи, эти "отрезвители" примчались на своих спецмашинах к ОДО, и начали задерживать людей только за то, что от них в разговоре исходил слабый запах алкоголя. Таким образом они стали выполнять свой план задержаний. Неожиданно для  себя, я вдруг вспомнил слова хорошо известной тогда песни "Прибавить надо шаг" композитора А.Новикова на слова поэта Н.Харитонова:
"Идем мы к цели гордо
Походкой смелой, твердой".
Я вышел из парка и направился "гордо, походкой смелой, твердой" прямо на цепь "отрезвителей". От неожиданности, они расступились, пропустили меня, и вновь сомкнули свои ряды. Тогда они задержали "для отрезвления" немало участников вечера встречи.

Умнейшие ребята из той породы, про которых в свое время говорили: "Не голова, а Совет Министров!", и которыми я не устаю восхищаться до сих пор, с любовью организовавшие и великолепно осуществившие проведение традиционного вечера встречи выпускников Энергофака, даже в дурном сне не могли предвидеть такого горестного финала этого праздника радости и счастья.  Совершенно не удивительно, что этот первый вечер встречи одновременно оказался и последним. Увы! "Не повторяется, не повторяется, не повторяется такое никогда!".

Борис Пономарев