Что для тебя - великий пост?

Нина Петровна Смирнова
События, которые убедили меня, что Господь всегда ведет человека ко спасению...

Великий Пост - длительный и очень серьезный по своему значению.  Это я поняла впервые за более десяти лет, нахождения в православной среде. Первые годы моего воцерковления были заполнены внешними проявлениями, и глубина самой веры даже не рассматривалась мною. Я училась вести себя в храме, училась молиться, хотя часто смысл многих слов был недоступен и загадочен, смиряла себя в одежде, потому что раньше носила брючные костюмы, которые казались мне удобными, а в храме они были неуместны. Многое не понимала, многие "почему" смущали мой мозг.
 
А как трудно дается молитва, когда кругом "брызжет" жизнь. Вещают телеэкраны и компьютеры, зазывают новости, душещипательные сериалы и фантастические вымыслы  сценаристов - все это я привыкла не упускать из своего внимания - это была моя жизнь. А тут нужно постараться оставить все это, не прислушиваться к разговору на кухне, не реагировать на визг дрели в соседней квартире. И тебе так хочется взять швабру и грохнуть по батарее или "гаркнуть" на своих домашних - "Вы что? Не видите, что я молюсь? Не мешайте мне!"
 
Первое время приспособилась было затыкать уши бирушами. Но это помогало слабо, потому что не было внутреннего настроя.  Внимание тут же перепрыгивало с молитвы на любой звук или движение, на завиток рисунка на обоях или переплете книги, на любой предмет, по которому скользнул мой взгляд. Хотелось зажмуриться, но глаза нужны, чтобы читать по молитвеннику, ведь наизусть ничего еще не знаешь. Мука, а не молитва!!!
 
Словно, все, именно сейчас, хотят тебе помешать, показывая этим, что занимаешься ты абсолютной ерундой. Ведь есть же веселые и продолжительные разговоры по телефону и чУдный уморительный эпизод в фильме, заставляющий звонко хохотать, есть необходимость с тобой посоветоваться о совершенно срочном деле...Ну, какая тут молитва?

Ты чувствуешь внутри себя глубокую трещину. И все вроде бы по-прежнему: домашние и родные люди, которых ты любишь, начальник и коллеги на работе, информационный шквал, обрушивающийся на твою голову, без которого жизнь кажется так неинтересна, твои привычки применять разные-озорные словечки, рассуждать и обсуждать все, что видят глаза и слышат уши, весь этот "коктейль", который ты все время с жаждой пил, вдруг стал тебе пресным, перестал быть желанным... Что-же происходит? Откуда этот надлом? Твои глаза все видят, но душа уже "устала переваривать" это безумное веселье, навязанное миром. И хочется порой простого "одиночества", чтобы поразмыслить - "Куда иду?  Зачем живу?".
 
Вот ОНА - отправная точка! Точка невозврата.

Вот здесь очень нужен тот, кто сможет тебе помочь увидеть ту пропасть, над которой ты уже занес ногу. И это не только человек, хотя это самое желанное. Но, чаще всего - это жизненная ситуация: какая-то скорбь, утрата близкого человека, болезнь, конфликтная ситуация, лишение работы и опоры, предательство. Все это может обрушиться сразу, как снежная лавина в горах. Иными словами - кризис!

Меня лично пригнул тогда полный раздрызг в семье и известие о болезни - рак! Мудрая пословица гласит - " Беда одна не приходит" - и это правда! Не буду писать о чувствах и мыслях, роящихся в моей голове. Кто пережил подобное, тот знает, как в одночасье меркнет и рушится твой мир.
 
Вопрос - почему это произошло именно со мной - вопрос неразрешимый, если ты живешь без Бога. Если ты живешь, как хочешь, как тебе нравится, как ты считаешь нужным... Чаще всего, жизнь "как нравится" очень быстро заканчивается...

Только у Бога можно найти ответы и помощь, только по Нему ты сверяешь свою жизнь. Но это открывается постепенно, как вода просачивается сквозь иссохшую и потрескавшуюся землю, так и сила Божия понемногу входит в сердце твое, в котором появляется маленький уголок для Него. В полный стакан не нальешь воды, иначе все будет переливаться через край, так и в гордом, суетном и грешном сердце нет места для веры, пока ты сам не выдавишь из него хоть немного гордыни и только тогда это пустующее место может занять Бог.
 
Замечательно, когда рядом есть поддержка неравнодушного человека, уже прошедшего некоторую часть своего пути и имеющего свой опыт общения с Богом. Такой человек - это золото, очищенное седмикратно. Забыть его - большой грех, надо всю свою, оставшуюся жизнь, молиться о нем!!! Это ПОДАРОК БОЖИЙ в помощь тебе!!! С ним тебе легче подняться с колен, понять причины всего того, что с тобой произошло. Но и в этих "напастях" тоже БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ о тебе. Этим Господь останавливает тебя, перед глухой кирпичной стеной, о которую ты можешь разбиться всмятку и понуждает задуматься, остановить твой бег на месте, словно белка в колесе крутящемся, взглянуть внутрь себя. По Своей любви Бог не посылает более того, что ты не в силах перенести.
 
Благодарю Тебя, Господи, что у меня есть такой человек, поддержавший в самый тяжкий момент моей жизни, сумевший своей добротой и вниманием дать силы пересмотреть свою собственную жизнь и увидеть в ней пустоту и греховность, которые и привели к плачевному результату.

Прошло уже много лет с того момента, когда, по сути, я прощалась с жизнью. Меня ничего здесь не удерживало. Для всех я была ненужной, приносящей своей семье только одни проблемы. Так я думала тогда и была совершенно одинока, жалела себя, обижалась на всех и не видела ничего хорошего вокруг. И только друг тихо и ненавязчиво настраивал меня пересмотреть всю свою жизнь, НЕ ЧЬЮ-ТО, а именно СВОЮ, никого не обвинять в своих бедах, а только понять и простить всех. Начать жить по-новому. Ох, как это трудно!!! Но ведь это не просто так произошло, это Бог Сам, устами друга, учил меня, что без Него я сама не справлюсь...
Теперь я это знаю точно.  Все что у тебя есть, что есть в тебе - все Богом дано. И только призывая Его в помощь - ты сможешь изменить свою жизнь.

Уже четыре года, как я учусь в воскресной школе при нашем храме. (Пандемия короновируса не дала мне закончить ее, из-за срочного отъзда из Москвы в деревню. Экзамены я так и не смогла сдать. Но это для меня не так вашно). Как же это здорово! Здесь собираются люди не безразличные к своей жизни и жизни своих детей. Отрадно, что на лекции приходят слушатели разных возрастов, а особенно радостно, молодые парни и девушки, думающие и жаждущие знаний о Боге. А каков преподавательский состав!!! Лекции пролетают быстро и расходиться не хочется, так захватывает нас интерес к Библии, Новому Зовету, Катехизису и Догматике, Истории Русской Православной Церкви, и к Иконоведению, а также разъясняется и жизнь самой Церкви батюшками храма. Такое богатство открывается нашим сердцам. Самостоятельно такого уровня понимания трудно достичь. Здесь и объяснят, и подскажут и направят к истокам святых отцов. А главное, что это рядом с храмом, в котором все наглядно и понятно, ты видишь и слышишь то, что узнал на лекциях и это подтверждается наяву.

Великий Пост год от года проходит по-разному. В первые годы он больше похож на борьбу с объедением. Ты ведь привык лопать что хочешь и сколько хочешь. Здесь приходится притормаживать себя, но чаще всего у тебя почти ничего не получается и Пост твой - это сплошь одно разочарование в самом себе. Затем приходят года, когда ты себя нещадно смиряешь (опять относительно только еды, потому что на более сложные подвиги, а это - никого не обижать и самой не обижаться ни на кого, просто навыка пока такого нет), и не ешь ничего кроме каш, овощей и хлеба, при обилии болячек, закономерно приводит тебя в больничку. Таких постов у меня было три подряд. Теперь, наученная горьким опытом и рекомендациями врачей, пост (съестной) стал более мягким, но, главное, что появилось - стремление себя сдерживать в поступках, мыслях, желаниях. Еда, оказалось, совершенно не главной в Посте - главное, какой ты с людьми!
 
Ты еще реагируешь на "критику" или несправедливость, но твое понимание веры уже дает положительный результат. Ты сдерживаешь себя, чтобы промолчать, хотя мысли очень трудно "обуздать" и они "галопом скачут" в твоей голове, но постепенно, включаются тормоза и уже тебе становится просто жалко человека, потому что "не ведает, что творит" и надо просто молится за обидчика Богу и неприязнь постепенно отпустит...Не давать гордыни возобладать в тебе, ответить на обиду обидой. Зло злом не победишь!!!

Так постепенно вера православная проникает в человека, совершенно меняет не только поведение его, но и саму его жизнь. Расставляет приоритеты. Приходит понимание - с кем ты, каков ты на самом деле, что все что в тебе - Божие и что Бог знает тебя даже лучше, чем ты сам себя знаешь.