07 Югозапад Шамордино Амвросий София

Tumanchik
При выезде на трассу Москва-Киев спросили у гаишника, как лучше ехать? Он посоветовал сначала по трассе до Муромцева,  потом до Перемышля, а дальше к Козельску. На повороте с трассы что-то застучало под капотом. Оказалось, что отскочило крепление аккумулятора. Но главное – обнаружил течь бензина на вводе в карбюратор. Хорошо, что вовремя заметил. Никаких сервисов раньше Брянска не предвиделось. Обрезал шланг, затянул – не течет. Потом все время проверял – так до Москвы и доехали.
За 20 километров до Козельска – Шамординский женский монастырь. Основан в 1884 году старцем Амвросием из Оптиной пустыни, а строился на деньги московского купца Перлова (чайный домик в Москве на Мясницкой напротив Главпочтамта). Здесь же Перлов и похоронен рядом с первой настоятельницей Софией. Красивая женщина была, кстати. С этим святым треугольником еще предстоит разбираться. А может, и не было никакого треугольника? Ведь София умерла через четыре года после основания монастыря.
Из Википедии:
Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша;мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. В административно-территориальном отношении числится как село Старое Шамордино.
Казанская женская община (не монастырь) в сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой, была учреждена определением Святейшего синода от 13—20 июня 1884 года № 1216. 22 августа (3 сентября) 1884 София Болотова подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского Владимира (Никольского) с просьбой о вступлении в общину.
Со своей стороны, настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий I и духовник Софии преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо: «Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом ещё и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются её распоряжениям».
София Болотова родилась в 1845 году, она происходила из древнего дворянского рода, который ведёт своё начало от каширянина Ерёмы, сына Гаврилы Васильевича Горяина (начало XVII века). Выдающимся человеком стал Андрей Тимофеевич Болотов — энциклопедист и видный учёный XVIII века, автор интересных воспоминаний о своём времени. Отец, Михаил Павлович Болотов, окончил философско-юридический факультет Санкт-Петербургского императорского университета и был титулярным советником, попечителем хлебных запасных магазинов Богородицкого уезда Тульской губернии, участвовал в проектах освобождения крестьян. Мать — Александра Дмитриевна, занималась семьёй и воспитанием шестерых детей: сыновей — Дмитрия и Евгения и четверых дочерей — Софии, Марии, Елены и Варвары, которая умерла в детстве. Александра Дмитриевна была очень верующей женщиной, её дети получили и светское, и религиозное образование. Четверо из пятерых детей стали монахами; младшая дочь Елена была замужем за Михаилом Андреевичем Долинино-Иванским.
Брат Дмитрий Болотов стал известным человеком: он был пострижен в монахи с именем Даниил и получил известность как оптинский иконописец. Наиболее известными его работами стали портрет преподобного Амвросия Оптинского «Старец Амвросий на подушечках» и написанная по благословению старца икона «Спорительница хлебов».
В 1875 году, в возрасте 30 лет, София вышла замуж за бывшего студента медико-хирургической Академии дворянина Андрея Николаевича Янькова, они венчались в Троице-Сергиевой Лавре 22 октября (3 ноября) 1875 года. Их брак продлился немногим больше года, и Андрей Николаевич скоропостижно скончался, но 17 (29) января 1877 года (через три дня после похорон) у Софии Михайловны родилась дочь Надежда.
В течение трёх лет София жила в своём имении в Тульской губернии, сама вела хозяйство и много занималась благотворительностью. Она проводила много времени со своей дочерью и занималась с детьми-сиротами бедняков. В 1880 году она продала имение, чтобы переехать к отцу в Екатеринослав, но в Туле ей сообщили о его смерти. Узнав от соседей о старце Амвросии, она поехала к нему за духовным наставлением и указанием дальнейшей своей жизни. Приехав в Оптину пустынь, она решила реализовать своё желание монашеской жизни и стала духовной дочерью старца Амвросия.
В качестве испытания старец велел ей выйти замуж за пожилого козельского помещика Николая Астафьева, что она и сделала. (Видимо, он был уже еле жив.) После венчания София Болотова с дочерью переехали в калужское имение мужа, которое находилось недалеко от Оптиной пустыни. София исполняла поручения старца Амвросия с большой ответственностью и любовью, и он говорил, что другой такой послушницы, как она, у него не было и не будет. Николай Астафьев скончался 19 (31) мая 1884 года, он был уверен, что после его смерти София уйдёт в монастырь, пожертвовал в Шамордино колокол и завещал похоронить его в этом монастыре. (Община была создана в июне. Как он мог жертвовать и завещать похоронить? – Все было решено гораздо раньше.)
После этого София препоручила девятилетнюю дочь Надежду её крестной матери и подала прошение епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) о поступлении в Шамординскую общину: «Имея давно стремление к монашеской жизни, а теперь овдовевши, решаюсь исполнить заветное мое желание и прошу Ваше Преосвященство позволить мне поступить в число сестер новой Казанской общины Перемышльского уезда и переселиться туда на жительство, на что и ожидаю Вашего Милостивого Архипастырского решения…»
Последнее формальное препятствие было устранено, когда 4 (16) сентября 1884 София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг её в мантию с сохранением имени София. Стараниями старца вскоре была создана первая церковь обители, и 25 сентября (7 октября) 1884 игумен Исаакий и матушка София направили рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Владимира об окончании внутреннего устройства деревянной церкви и о готовности её к освящению. Она была освящена 1 (14) октября 1884 года, этот день считается днём создания обители. Монахиня София стала первой настоятельницей монастыря.
В первое время положение дел в обители было непростым: небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: — деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, никаких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), — больных, увечных, неспособных ни к какому труду. <…> население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Кроме этого, насущным было приобретение земельных участков для нормального существования монастыря, на что постоянно не хватало средств.
Несмотря на трудности хозяйствования, настоятельница София не забывала о духовной жизни общины. Под руководством старца Амвросия она устраивала духовную жизнь обители, подавая пример послушания, смирения и любви. Понимая, что молитва есть главное монашеское делание, главной целью для себя матушка София поставила строительство большого каменного Казанского собора. Она руководила процессом разбивки собора и наблюдала за проектированием, для производства кирпича при ней был специально построен кирпичный завод. Она не только тратила на монастырь все свои личные средства, но и завещала обители всё своё состояние. Было создано всё необходимое для существования обители: построены две деревянные часовни — во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского. Была налажена хозяйственная жизнь монастыря: построены водокачка, многие хозяйственные постройки и сестринские келии. При Софии были устроены скиты, открыта богадельня, а также золотошвейная мастерская, и положено начало иконописной мастерской.
При монастыре в духе древних монастырских традиций, о которых говорили Отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, были открыты детские ясли и позже был открыт приют. При нём была начальная школа, в которой дети получали первоначальные знания: сёстры занимались с ними чтением, письмом и Законом Божиим.
На закате лет (это через 4 года после пострижения) матушку Софию постригли в великую схиму. Смерть настоятельницы наступила 24 января 1888 года, в том году в общине было 250 сестёр. (В возрасте 43 лет. От чего бы?) А старец прожил до 1891 года.
Амвросий. Ныне общепринято считать, что Александр Михайлович Гренков родился 23 ноября (5 декабря) 1812 года. Хотя источники, прямо и косвенно, указывали и другую дату: 21 ноября 1812 года. А в аттестате студента Тамбовской духовной семинарии Александра Гренкова от 15 июля 1836 года указано: «…имеющий от роду 22 года…».
Родился он в доме своего деда-священника, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Фёдоровича и Марфы Николаевны Гренковых; был шестым из восьмерых детей. Отец рано умер и Александр жил в многочисленной семье с матерью у деда.
В двенадцатилетнем возрасте он был отдан на полуказённое содержание в Тамбовское духовное училище. В июле 1830 года он, как один из лучших выпускников, был направлен в Тамбовскую духовную семинарию. Во время учебы в семинарии он тяжело заболел и дал обет постричься в монахи. Однако по окончании семинарии в 1836 году (по первому разряду) он поступил домашним учителем детей к богатому помещику. Затем, с 7 марта 1838 года, был преподавателем греческого языка Липецкого духовного училища. После вторичной болезни, посетив вместе с товарищем и сослуживцем Павлом Степановичем Покровским, Троице-Сергиеву лавру и старца Илариона (Фокина) из села Троекурова, осенью 1839 года он тайно от всех ушёл в указанный старцем монастырь Оптина Пустынь.
8 октября 1839 года Александр Гренков прибыл в Оптину пустынь. Старец Лев благословил его жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греческого монаха Агапия Ланда «Грешных спасение». В январе 1840 года Александр перешёл жить в обитель, а 2 апреля 1840 года, после урегулирования ситуации с его исчезновением из Липецкого училища, принят послушником в число братии монастыря; был келейником и чтецом у старца Льва, работал в хлебне. В ноябре 1840 года был переведён в скит, где в течение года трудился на кухне.
Ещё до смерти старца Льва, он с 1841 года начал проходить послушание у старца о. Макария. Повинуясь его воле летом 1841 года он был пострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 года — в мантию, с именем в честь святителя Амвросия Медиоланского; 4 февраля 1843 года рукоположён во иеродиакона, а 9 декабря 1845 года рукоположён в Калуге во иеромонаха, причём во время поездки простудился и тяжело заболел, получив осложнение на внутренние органы, так, что из-за болезни почти не мог служить. При своём посещении, 23 августа 1846 года, Оптиной пустыни епископ Николай, по просьбе игумена и духовника обители, иеромонах Амвросий был назначен помощником о. Макария «в духовничестве». У вступившего на путь старчества молодого монаха, к весне 1848 года состояние здоровья стало настолько угрожающим, что, вероятно, в это время он был пострижен в великую схиму без изменения имени, выведен за штат и числился на иждивении монастыря. После этого его здоровье несколько поправилось.
После кончины старца о. Макария 7 сентября 1860 года Амвросий принял на себя труд старчества. Старец Амвросий постоянно имел какой-нибудь недуг: «то усиливался у него гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка». В 1862 году старец Амвросий получил вывих руки, неудачное лечение которого ещё больше ослабило его здоровье, так что он уже не мог ходить на богослужения в храм, а зимой совсем не мог выходить из помещения. В августе 1868 года он опасно заболел геморроидальным кровотечением. Игумен Исаакий послал в село инока с просьбой принести в Оптину пустынь Калужскую икону Божией Матери. Чудотворную икону доставили в монастырь. После молебна с акафистом Богородице в келье старца и молитв, Амвросий получил облегчение в болезни, которая посещала его периодически до самой кончины.
В 1870 году он получил редкую в то время награду — золотой наперсный крест.
С именем старца Амвросия связано устройство в 1884 году Шамординской женской обители. Он благословил своё духовное чадо схимонахиню Софию на создание недалеко от Оптиной, с сельце Шамордино, женской общины, которая позже была преобразована в монастырь. Днём создания монастыря считается 1 (14) октября 1884 года, когда была освящена первая церковь, устроенная трудами и молитвами Амвросия.
Поставленная им игуменья София за четыре года своего настоятельства устроила монашескую жизнь монастыря. После её кончины старец Амвросий благословил на игуменство другую духовную дочь — монахиню Евфросинию, которую на закате жизни не благословил уходить на покой, несмотря на болезни.
В основанной по его благословению Шамординской обители он и скончался — 10 октября 1891 года. На его мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу».
(Вот кошмар-то! Гиблые места. Недаром, жена говорила, что и в Шамордино, и в Оптиной она чувствовала какой-то напряг.)
По кончине первой настоятельницы начальствование приняла другая духовная дочь старца — монахиня Евфросиния (Розова), управлявшая обителью до 14 апреля 1904 года. (Эта, по крайней мере, не скончалась также быстро. Понятно. Старец-то Амвросий умер в 1891 году, и его аура перестала действовать.)
8 июля 1901 года община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь. Насельницей Шамординского монастыря была сестра отлучённого от церкви в 1901 году графа Льва Толстого Мария Толстая. В монастыре она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.
24 октября 1902 года епископ Калужский Вениамин (Муратовский) освятил начатый строительством в 1889 году Казанский собор, сооружённый на средства благоустроителя монастыря — известного в России торговца чаем Сергея Перлова. Автор проекта собора — архитектор Сергей Шервуд. Собор вмещает до 5000 молящихся. Трапезная построена на рубеже XIX—XX веков по проекту архитектора Романа Клейна.
Сергей Васильевич Перлов (1835, Москва — декабрь 1911, там же) — русский купец первой гильдии из династии чаеторговцев Перловых. С 1887 указом Александра III пожалован потомственным дворянством. Активно занимался благотворительностью. Предметом его особой заботы был монастырь в Шамордино.
Родился в православной семье Василия Алексеевича Перлова от его третьей жены Елены Петровны Тугариновой (1812—1837) в доме на 1-й Мещанской улице. Отец его был потомственным почётным гражданином и состоятельным купцом, разбогатевшим на торговле чаем, в которую он внёс много улучшений. Учился дома. Перлов заботился о своих работниках и даже, как говорили, нанимал их в большем количестве, чем это было необходимо для дела, чтобы дать людям возможность заработать на кусок хлеба. Был практичен, деятелен, иногда нетерпелив, религиозен. Состоял в различных московских комитетах и учреждениях благотворительного свойства. С 1880 член Санкт-Петербургского дома милосердия. Опекун ряда приютов и других подобных заведений в обеих столицах Российской Империи. В связи с одним из благотворительных проектов упоминал Перлова в конце века Л. Н. Толстой. В 1881—1893 был гласным Московской городской думы.
В 1887 году, ко столетию фирмы, Перловым было пожаловано дворянство. Девиз «Честь в труде» и чайный куст украсили фамильный герб. В Москве по этому поводу был устроен многолюдный народный праздник. В 1893 году был построен (точнее, перестроен) Чайный дом Перловых (Москва, ул. Мясницкая, 19) в китайском стиле, сохранившийся до настоящего времени и в 2002 году отреставрированный. В доме был магазин, где чай фасовали по сортам и продавали в жестяных коробочках. Перлов состоял поставщиком императорского двора России, а также поставлял чай ко двору нескольких иностранных монархов и князей.
Скончался после тяжелой болезни (подозревали раковый процесс в брюшной полости) в Москве в 1911 году, исповедовавшись и причастившись. Оставил вдову, которая, спустя несколько лет, приняла перед смертью монашеский постриг с именем Амвросия. Похоронен в Шамордино. О многих благотворительных делах, сделанных при жизни тайно, даже родственники Перлова узнали только после его смерти. Коллекционировал историческое восточное оружие, китайскую живопись и фарфор. Имел домашний театр, любил музыку. В Шамордино создал новый хор взамен прежнего.
Чайное дело. В 1869 году умер отец С. В. Перлова. Бизнес был поделён между ним и братом. Брат Семён при этом рассчитывал на массового покупателя, а Сергей делал ставку на состоятельных людей и аристократию. С 1890 года Сергей выделился из семейного чайного дела и стал ориентироваться на внутренний рынок. Он создал "Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко». К 1915 году у него было более сорока отделений по всей России.
В 1861 году Сергей женился на А. Я. Прохоровой (ум. 1918), происходившей из семьи мануфактурщиков. Она часто посещала Оптину пустынь и Шамординский монастырь, приезжая к старцу Амвросию Оптинскому и в 1885 году муж впервые последовал за ней. Он внёс пожертвование и в следующий раз вернулся в монастырь в 1889. После этого он взял Шамордино под свою опеку: построил в обители водонапорную башню, организовал мастерские, возвёл колокольню, усыпальницу и пр. Внимательно относился к нуждам монахинь и приютских детей, поставлял в монастырь и близлежащую Оптину пустынь чай, при этом не вмешиваясь во внутренние дела монастыря и ведя себя смиренно. Он прислал в монастырь много нужных вещей, помог расширить детский приют при нём, заменил обветшалые строения новыми и помог достроить то, что было начато на момент кончины старца Амвросия.
(Так что мое предположение о наличии «святого треугольника» не подтвердилось. Если здесь что-то и было, то между Амвросием и Софией. Но это нечто вроде взаимоотношений отца Фотия и Анны Орловой в Юрьевом монастыре под Великим Новгородом. Смотри мой рассказ http://proza.ru/2021/01/12/1429).
К 1918 году здесь подвизались более 800 сестёр. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов. В марте 1923 года обитель была окончательно закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза.
Возрождение и восстановление. В марте 1990 года в обители начала возрождаться монашеская жизнь. Наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (Смирнов) обратился к патриарху Московскому и всея Руси Пимену с ходатайством об открытии Шамординского монастыря. 3 мая 1990 года патриарх Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине. За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) была возведена в сан игумении. В сохранившемся доме, возведённом над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. Храм был освящён патриархом Алексием II 28 июля 1996 года. 16 января 2019 года 22 здания Шамординского монастыря переданы в собственность Русской православной церкви. Схимонахиня София прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.

Наши впечатления. Цветники в обители великолепны. Лучшее из того, что видели. Главный храм (Казанский) поражает размерами. По площади он раза в два больше, чем аналогичный храм в Оптиной. Монастырь стоит на крутом заросшем берегу реки Серена. Три святых источника: основной в честь иконы Богоматери «Живоносный источник» - отделан хорошо, Амвросиев – в запустении, Казанский – лучше, но тоже неказистый. К основному источнику ведет хоть и крутая, но ухоженная лестница. А к двум другим надо карабкаться по косогору через лес. Объявление: «Продаются монастырские котята от кошки крысоловки трехцветной масти. Обращаться в иконописную мастерскую.» Внутри храм еще не полностью восстановлен – только алтарная часть.»
На выезде из обители на открытом месте был обед, и я искупался в реке. Вообще, на том месте стоит щит с информацией о национальном парке «Угра». Такие же щиты нам встречались и в других местах. Но о стоянии на Угре я написал в рассказе о Тихоновой пустыни http://proza.ru/2021/02/13/992. 

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то пишите atumanov46@mail.ru