Астронавт и Робот, которому грустно

Данила Вереск
Астронавт бродил по ледяным тоннелям Скаг'ерака. Он не искал ничего особенного, так как планета была необитаема. Тут было красиво, тихо и одиноко. Свет налобного фонарика прыгал по зеленым стенам, отражаясь на потолке стрелой продолговатого солнца, увязшего в толще вечной мерзлоты. Скафандр защищал от переохлаждения. За плечами у Астронавта был рюкзак, в нем лежали два яблока, термос с травяным чаем и рулет с маком.

Шаги путника отдавались эхом и неслись по округлым проходам, заканчиваясь глухим ропотом неведомо где. Раз в пару часов он останавливался, доставал из рюкзака термос, наливал кружку  горячей жидкости и неторопливо ее выпивал, при этом с вожделением поглядывая на рулет в бумажном пакете.

Тут были тысячи развилок. Но Астронавт всегда поворачивал налево, стараясь не отходить далеко от зеленого льда. А ведь был еще синий и черный. Инстинкт подсказывал, что соваться в дебри других цветов было бы опрометчивым решением.

Собственно, таким образом он и натолкнулся на обширный грот, увешанный рисунками. Обыкновенные листки бумаги крепились на ледяные своды металлическими шурупами. На них карандашом изображались различные мотивы, центральную фигуру в которых занимал робот.

- "Что же, путешествие становится интересным" - подумал Астронавт.

В дальнем конце пещеры он заметил мерцание красной лампочки. Подойдя на пару шагов ближе путник рассмотрел повернутую к стене массивную фигуру робота, который следил за его размытым отражением в толще льда.

- Здравствуй, Робот.

- Здравствуй, Астронавт.

- Как тебя зовут, Робот?

Робот развернулся к астронавту и ответил его же голосом:

- Меня зовут Робот, которому грустно. А тебя, Астронавт?

- Зови меня Астронавтом, других имен я не помню. Почему тебе грустно, Робот, которому грустно?

- Потому что грусть придает мне многозначительности.

- А зачем тебе многозначительность в глубинах безлюдной планеты?

Робот медлил с ответом. Потом сказал:

- Я так привык.

- Хорошо, Робот, которому грустно. Ты не против, если я отдохну в твоем гроте?

- Это не мой грот, но я не против.

Астронавт снял рюкзак, вынул из него яблоки, термос и рулет с маком. Держа припасы в правой руке, левой он бросил рюкзак на пол и уселся сверху.

- Как ты будешь есть и пить все это, не снимая шлема? - спросил Робот, которому грустно.

- В гермошлеме есть специальная щель для подобных целей.

После чего Астронавт начал поглощать пищу, рассматривая рисунки на стенах. Робот, которому грустно следил за ним, не нарушая воцарившейся тишины.

- Слушай, а что означают рисунки? - спросил Астронавт, делая глоток чая из кружки.

- Они означают мою грусть.

- То есть многозначительность?

- Нет, только грусть.

- Бывал я на планете, где нет никакой грусти, только радость. Там живут и люди, и роботы, и другие сознательные существа. Целыми днями веселятся, устраивают карнавалы и прочие праздники. С поводом и без повода. Не хотел бы побывать в таком месте?

- Я оттуда родом. - ответил Робот, которому грустно.

- Удивительно, а как оказался здесь?

- Я не помню, Астронавт. Но в этом гроте нахожусь уже давно и мне все нравится.

- Но тебе ведь грустно!

- Грусть содержится в моем имени, но не во мне.

- А какая разница?

- Огромная.

Оба молчали. Затем Робот, которому грустно спросил:

- А что ты здесь делаешь?

- Обыкновенное любопытство. Хотя, ну нет. Очищаю сознание. Я не ожидал тут кого-то встретить. Планета оформившегося покоя.

- Выходит, я тебе помешал?

- Нет, что ты. Скорее заинтриговал.

- Я здесь с противоположной целью. Мое сознание очистилось там, за пределами планеты. А здесь я его наполняю.

- Тоже вариант. Можно мне взять на память о нашей встрече один из твоих рисунков?

- Можно. Выбирай любой, только мне не показывай.

Астронавт поднялся с рюкзака, потер затекшие ноги и начал медленно двигаться вдоль стен грота, выискивая картинку, наиболее соответствующую его настоящему настроению.

- Ага, вот эта подойдет. Спасибо, Робот, которому грустно. Мне бы хотелось оставить какой-то подарок и тебе. Как насчет яблока?

- Я не смогу его съесть.

- Так и не надо. В холоде пещеры оно точно не испортится. Будешь, глядя на него, вспоминать что-то хорошее.

- Не уверен, но спасибо.

На том они и расстались. Астронавт улетел обратно в Космос, а Робот, которому грустно продолжил рисовать картинки. Что стало с яблоком и о чем был рисунок Робота, который выбрал Астронавт, останется за завесой тайны, еще одной загадкой Вселенной, решение которой не озаботит абсолютно никого.