Веранда. Часть первая

Сергей Ганелин
   Июля месяца тринадцатого числа (Михаил Афанасьевич, простите графомана!) одна тысяча шестьдесят восьмого года в Щигровском уезде Курской губернии у папы-еврея и русской мамы родился пухленький мальчик.

   Родственники по папиной линии имели в виду назвать новорожденного Семеном.Осторожные мамины аккуратно предложили имя Александр.Темпераментный, но краткий обмен мнениями вылился в компромисс:Сергей.

   Сергуня родился сразу с таким брезгливым выражением на лице, что сомнений, чья кровь взяла верх, не оставалось. Кучерявый бутуз стремительно набирал вес (налегая преимущественно на сладкое) и умилял бабушку и дедушку по маминой линии. Родители отпрыска убыли покорять целину в Северный Казахстан.

   Так и не научившись ползать( больше из-за лености, чем из-за лишнего веса), мальчик в год встал и пошел, нетвердо покачиваясь на толстеньких ножках.Бабушка, опасливо закрыв калитку, завела по этому поводу самогонный аппарат.

   Хозяйство у бабушки с дедушкой,в общем, было.

Две коровы, пара поросят, куры. Помимо большого огорода, прилегающего к дому - большой участок под картошку.

   Летом внучок скучал один в хате. Как помощник на заготовке сена - был мал, дать еды поросятам - был ленив.Играл с собакой, пытаясь научить пса вместо себя кормить мелкую живность. Не найдя у добрейшего Шарика способностей к дрессировке, юный хозяин пинал его ножками.


   Спал Сережа обычно до обеда - бабушка будила покушать.К этому времени она успевала подоить корову, отогнать ее в стадо, отвести на луг пастись теленка (маленького в стадо не пускали - затопчут), прибрать в хате и на летней кухне, повозиться в огороде и пожарить внуку тонких блинчиков.Протерев глаза, сонный внучек садился за блины с маслом, запивая домашним молоком (даже сливками - из банок с надоенным молоком Сереженька отливал верхушки).Домашнее масло он  очень жаловал, находя по глупости один изъян - в отличие от магазинного мазалось оно плохо.
(Вспомнил: было, было у Сергуни одно постоянное поручение - ходить в местный магазин за хлебом.Все было в хозяйстве свое, кроме хлеба и соли. Соли брали много:сено, оставляемое на зиму в стогах на огороде пересыпали внутри - чтобы не прело.Впрочем, из похода в магазин наш герой извлекал пользу, покупая себе мороженое. Стаканчик стоил 15 копеек и внучек вымогал у бабушки не менее чем на 5 порций, успевая съесть все за один рейс.Но бывали и неудачи:если был плотно покушавши - одолевал только три штуки).


   Поговорим, однако ж, о родственниках главного героя - о людях, благодаря которым он не может не писать эти строки.


1. Варвара Павловна,бабушка.
   На бабушке держалось все:дом, живность, огород.
День ее начинался в пять утра с молитвы.Крутилась как белка в колесе:утренняя дойка, корову в стадо,всех кормить,огород,теленка забрать с пастьбы,корову встретить из стада, подоить.Только иногда заходила со двора в хату попить чаю с карамельками.(Спустя годы, подросший внук каждый раз привозил из Москвы разномастные шоколадные конфеты, но больше всего бабушке нравились карамельки. Когда удается проведать своих на кладбище - всегда беру ей эти конфеты).
Несколько раз в неделю (дедушка работал посменно сторожем в местном ДК)выезжали  косить сено.Дед снимал с рамы мотоцикла люльку и привязывал доски. Высохшие рядки сена утрамбовывали в сноп, сверху придавливали внучком - и это единственный случай, когда лишний вес отрока приносил пользу в хозяйстве.


   Только ближе к 80-ти годам бабушка позволяла себе немного поспать после обеда (от коровы с теленком к тому времени отказались).

   Сейчас понимаю, какой железный характер нужно иметь, чтобы осилить эту повседневную пахоту.
   Вспоминая про своего брата, бабушка как-то сказала:"Что я ... Вот Павло... Про него говорили - он на работу злой."


   Боюсь представить - как работал Павло.