Встреча 21 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Легашов А.М.   ПОРТРЕТ П.Н. МИХАЙЛОВА. Картон, масло. 13,5х10,5. 1829 -1830. ГТГ [1].

Выше приведены каталожные данные о том самом малоизвестном портрете Павла Михайлова, который приложен к настоящей миниатюре и о котором поговорим ниже. Но уже сейчас хочу заметить, что учитывая информацию из двух предыдущих добавленных миниатюр, датировку можно подправить и заменить ее на следующую: «осень 1829-весна 1830». В качестве еще одного дополнительного обоснования для дальнейшего сужения сроков написания портрета может явиться  наблюдение, что Михайлов изображен на портрете явно в осенней или даже в зимней форме одежды – теплом плаще темно-синего цвета. 

Изображен он в пол оборота вправо, и, можно сказать, что данное изображение является зеркально-симметричным по отношению к изображению на раннем графическом портрете Михайлова работы А.Г. Варнека 1815 г., приложенном к самой первой миниатюре. Сопоставляя оба изображения, можно отметить удивительное сходство лиц на портретах и их пропорций, хотя разница между датами их исполнения составляет 15 лет. Наблюдается, в частности, сходство в деталях – в форме носа и ушей, а также в глубоких складках на щеках.

Цвет шейных галстуков, кстати, различается, но в обоих случаях они сильно подтягивают воротник рубахи к самому подбородку, в результате чего образ портретируемого приобретает завершенность и строгость. Любопытно было сопоставить глаза и взгляд портретируемого на портретах. На раннем портрете взгляд Михайлова обращен вдаль, а сам он находится в задумчивом и грустном состоянии, словно он чем-то отягощен и думает о своих жизненных проблемах.

На портрете работы Легашова взгляд Михайлова, пристально нацеленный на зрителя, – это взгляд уверенного в себе человека, и у него имеются для этого все основания. Художник запечатлен на портрете в лучшие свои годы: он – академик живописи, позади него – участие в войне 1812 г., два кругосветных плавания и причастность к открытию шестого континента. Карьера яркая, и как будто удалась, но на самом деле не все так гладко идет в его холостой жизни.  И это мы узнаем, читая строки академических отчетов последующих лет [2].

Но не буду цитировать их здесь, и оставлю разговор на эту тему для последующей (последней)  миниатюры. А сейчас, после знакомства с портретом, сделаю некоторые пояснения.  Его в предыдущих миниатюрах  я несколько раз назвал малоизвестным. Спрашивается, на каком основании, и разве могут в собрании ГТГ находиться малоизвестные картины?

Что касается портретов А.Г. Варнека, то все они давно находятся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, а поэтому малоизвестными их не назовешь.  А вот о том, что портрет П.Н. Михайлова работы А.М.  Легашова  является малоизвестным, я точно не знаю, а просто предполагаю. И было бы неплохо, если бы я оказался неправ.  Казалось бы, руководство ГТГ должно учесть, что изображенный на портрете художник является участником двух кругосветных плаваний, особенно первого из них?

Признаюсь, что мое предположение, касающееся известности обсуждаемого портрета Михайлова основано лишь на том, что размеры данного портрета (13,5х10,5) очень уж маленькие, потому я и предположил, что все годы, начиная с 1883-го, когда его приобрел П.М. Третьяков, «портретик» этот находится до настоящего времени только в запасниках.

А сейчас, печатая эту миниатюру, подумал, а почему же Антон Легошов избрал для своего произведения такой маленький формат? И у меня из-за этого при подготовке миниатюры  возникли проблемы с иллюстрацией к нему, т.к. пришлось делать «картинку», фотографируя репродукцию портрета из каталога ГТГ, размеры которой не превышают размеры спичечной коробки.

Ну а если говорить серьезно, то маленький размер портрета объяснить несложно. Просто один художник (Легашов) выполнил портрет другого художника (Михайлова) с намеком, что последний является академиком-миниатюристом, и значит, отдает предпочтение произведениям живописи малого размера. Можно учесть и то, что совет своему ученику Легашову сделать портрет малого размера мог исходить и от А.Г. Варнека, находившегося в розовом доме где-то рядом, поскольку Михайлов (я напомню) проживал в одной квартире  вместе с Варнеком. Ну а последний из них, как известно, руководил в Академии художеств с 1815 года классом миниатюрной живописи.

Ну а еще у меня возникла мысль, что все три художника, когда портрет этот был окончен, сели за одним столом, поставив портрет в некотором отдалении, и  стали …обсуждать его.

Ну а я, тем временем, сделаю паузу и схожу в магазин за продуктами и на почту за газетами. По дороге в магазин подумал, а ведь и будущий коллекционер Николай Быков, речь о котором шла в предыдущей миниатюре, и которому исполнилось 18 лет, проживавший в свои ученические годы в семействе Варнеков, вполне мог оказаться за одним столом со старшими товарищами. Но никаких доказательств этому у меня не нашлось, а история умалчивает…

Продолжая миниатюру, еще раз ознакомился с аннотацией к «Портрету П.Н. Михайлова» в Каталоге ГТГ, надеясь найти в ней еще какую-нибудь «крупицу» информации к биографии художника, и нашел кое-что.  Оказалось, что портрет Михайлова выставлялся на Всероссийской мануфактурной выставке 1970 г. в Санкт-Петербурге, о чем на стр.36 Каталога выставки была дана информация к портрету. 

Подумал, что «если бы директором был я» (была такая рубрика в прошлые годы в Литературной газете), то написал бы письмо организаторам выставки 2019 г., посвященной 200-летию открытия Антарктиды с рекомендацией «попросить на некоторое время у коллег из ГТГ» портрет П. Михайлова работы А. Легашова для включения его в экспозицию выставки.

К нему  можно было бы добавить и графический портрет работы А.Г. Варнека, находящийся с 1918 г. в собрании (в запасниках) ГРМ, как сообщается в монографии В.С. Турчина на стр. 148.  Еще один портрет, т.е. файл  с его изображением  для такой выставки мог бы представить и потомок художника, т.е. я. Но тут я уже шучу, поскольку год назад такого файла у меня еще не было.  А уже завтра- послезавтра я приложу «данный портрет» к своей последней миниатюре из помещенных на сайте проза.ру серии миниатюр о художнике и кругосветном мореплавателе Павле Михайлове.      

ПРИМЕЧАНИЯ.   

1. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ, 3-й том. Издательство Сканрус. М.   2005. С. 214.
2.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академиихудожеств (1817 – 1859)/ сост., авт. вступ. И примеч. Н.С. Беляев; БАН, – СПб.: БАН, 2015. – 768 с.

КОНЕЦ  миниатюры 20.      

Продолжение следует.     14.02.2021

14.02.2021