логика твердых тел, и пр. прелести, - от бергсона

Серхио Николаефф
логика твердых тел, и пр. прелести, - от бергсона а.


--
подступив(аяс), начиная знакомитьса, с интригующ.
названной (и, наверняка, нет же особенных-то пово-
дов-то сомневатьса в гениальности @,)  книгою-тра-
ктатом  ( : философско-антропологич.  собств.) ..
"творческая эволюция " , бергсона анри .

(:забегая сразу к концу сего опуса - скажу что вто-
рой комментарий уже готов. насчет первого же - нет,
- типа `пока што`  +-   .. ).



----

**

(..)

--
1.

начало цитиров.:

>>

(..)

Глава 1.
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Сколь бы фрагментарной ни была до сих пор история эволюции жизни,
она уже позволяет нам понять, как в процессе непрерывного развития
на линии, восходящей через ряд позвоночных к человеку, возник интеллект.

Она показывает нам, что способность понимания дополняет способность к действию,
представляя собой все более точное, все более гибкое и усложняющееся приспособ-
ление сознания живых существ к данным условиям существования.

Этим определено назначение нашего интеллекта в узком смысле слова:
он обеспечивает полное включение нашего тела в окружающую среду,
создает представления об отношениях внешних друг другу вещей, - словом,
он мыслит материю.
Таким и будет, действительно, один из выводов настоящей работы.
Мы увидим, что человеческий интеллект чувствует себя привольно,
пока он имеет дело с неподвижными предметами, в частности,
с твердыми телами, в которых наши действия находят себе точку опоры,
а наш труд - свои орудия; что наши понятия сформировались по их образцу
и наша логика есть, по преимуществу, логика твердых тел.

Благодаря этому наш интеллект одерживает блистательные победы в области
геометрии, где проявляется родство логической мысли с инертной материей
и где интеллект, слегка соприкоснувшись с опытом, должен лишь следовать
своему естественному движению, чтобы идти от открытия к открытию с уверен-
ностью, что опыт сопровождает его и неизменно будет служить ему подтвержд-
ением.

(..)

<< .

--
конец цитиров.


----
commentz (#1):

(..)

<< типа  `in process`  >> .


----
2.

и читаем далее, тут же (след. абзац)

--
начало цитиров.:

>>

Но отсюда также следует, что наша мысль в ее чисто логической форме
неспособна представить себе истинную природу жизни, глубокое значение
эволюционного движения. Созданная жизнью в определенных условиях для
действия на определенные вещи, может ли она охватить всю жизнь, будучи
лишь одной ее эманацией, одной ее стороной ?
Принесенная эволюционным движением, может ли она прилагаться к самому
этому движению ? Это было бы равносильно утверждению, что часть равна
целому, что следствие может вобрать в себя свою причину или что галька,
выброшенная на берег, воспроизводит форму принесшей ее волны.
На деле мы чувствуем, что ни одна из категорий нашей мысли - единство,
множественность, механическая причинность, разумная целесообразность и
т. д. - не может быть в точности приложена к явлениям жизни: кто скажет,
где начинается и где кончается индивидуальность, представляет ли живое
существо единство или множественность, клетки ли соединяются в организм,
или организм распадается на клетки ? Тщетно пытаемся мы втиснуть живое в
те или иные рамки.

Все рамки разрываются: они слишком узки, а главное, слишком неподатливы для
того, что мы желали бы в них вложить.
Наше рассуждение, столь уверенное в себе, когда оно вращается среди инертных
вещей, в этой новой сфере чувствует себя несвободно.
Очень трудно назвать хоть одно биологическое открытие, добытое чистым рас-
суждением.
И чаще всего, когда опыт укажет нам, к какому способу прибегала жизнь,
чтобы получить известный результат, мы видим, что именно это нам никогда бы и
в голову не пришло.

(..)

<< .

--
конец цитиров.


----
commentz (#2):


--
однако, анри бергсон, действит. хорошо осведомлен
по части восточной (и в т.ч.)  философий/+религий,
на что указывает/указует -- использов. (и, вполне,
уместное соотв.) понятия так распространен. имен-
но что там - на востоке-то, в индуизме-то в частн.
и т.п.  учениях/теориях.., -мифологизирован. неск.
в т.ч. -- эманации , - как проявленности таки боже-
ственного таки начала-то. (частая аналогия: свет и,
лучи света. источник света. источник - начало,бог.,
лучи - проявленности бога/божеств. начала - есть ..
одновременно и часть составн. таки .; но, несколько
и стремящ. отделитьса что ли, или т.т.;  - жить не-
коею  своею  что ли +- самостоятельн. ж и с н ь ю -т.
эманация - это когда сущности одни и те же , поэтому
родств. весьма соотв.  а различает их - отношение ..
причины и следствия : `родитель-дитяте`, источник -
и его дальнейш. собств. некыя  проявления/проявлен-
ности-то .  как  источник света - и лучи света соотв.
как родитель - и его дитятко , порожден. ..эманацья).

--
pz.

[..шопенгауэра а.  - тень некая в т.ч.  возникат что ли.
ибо, (и)  он  (также)  увлекалса-таки ж (в т.ч.) и си
ми восточными-то  религиозно-философическ.-то разлчн.
разнообразнейшними теорьями/ученьями +- такими некими
как :   зороастризм , заратустра ;
индуизм (понятия: атман .; будда .; бодхисаттва .; про-
светление .;  брахман~брамин .);   
ближневосточн. - арабо-персидск. религиозн.-мистическ.
некыя - суффийскыя  учения таки , и т.д. т.п. пр. прелес-
ти-то. мистическ.-мифологич.-религиозн. таки толку-то.].

вот-с.

(..)


----
pps.

--
приложение.

некый словарник по приведен. выше терминам//понятьям соотв.
(источник  info:  википедия , в основн.).

--
1).

атман.

Атман — одно из центральных понятий индийской философии и религии
индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий
своё собственное существование.

в упанишадах;
в веданте;
в ньяя-вайшешике;
в санкхье;
буддизм.

--
2).

брахман.

Брахман из Тамилнада, приверженец смарты. 1837 г.
.. Брахманы — это варна, или социальная группа,
существующая во всех штатах Индии.
Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст
высшего или среднего статуса. Брахманы в большей мере, чем представители
остальных варн, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривалис
их варной.


--
з).

..

эманация , (собств.)

--
Эманация (лат. emanatio — истечение, распространение), понятие античной философии, вектор перехода от [семантически и аксиологически] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

Идея эманации генетически восходит:

к гносеологическим моделям досократической натурфилософии, основанным на презумпции истечения из объекта «модельных копий», вызывающих в чувственном восприятии [человека] соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.);
к пониманию Блага в философии Платона, как иррадиирующего («излучающего») и бытие как таковое (апорройя, др.-греч. ;;;;;;;; — истечение, выделение), и его имманентный смысл, что делает возможным его познание;
к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящей в движение все уровни Универсума;
к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», убывающе-пронизывающего своими «потоками» — огненной пневмой (;;;;;;) — всё бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы.

В основе собственно термина («истечение», «распространение») лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым.

Наиболее полное развитие концепция эманации получила в неоплатонизме. Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага) [вовне собственного бытия] (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса» в стоицизме). Плотин указывает:

«Представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения. И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия».

В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия (нус, ;;;;, мировые души и т.д.), а на самом низшем уровне — материя как «небытие» (меон, ;;;;;).

Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «всё, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе». В этом смысле постижение и самопознание, высшей формой которого является экстаз, является компенсацией, восполнением, другой ипостасью самой же эманации.

В отличие от теистического представления о «сотворении мира» как акте воли личного Божества, эманация в неоплатонизме понимается именно как непроизвольный безличный процесс, необходимый по природе самого Сущего.

Содержание эманации мыслится данным безусловно в исходной точке полностью; на различных её этапах (ступенях) может происходить только последовательное оскудение (количественное уменьшение неизбывного качества), после которого — возврат к началу.

В рамках теизма эманация была отвергнута как непозволительное учение о якобы необходимости для Бога творения мира. По учению Святых отцов Церкви, Бог творит мир совершенно свободно, без всякого внутреннего и внешнего принуждения, исключительно по своей благости, любви, смирению, для пользы создаваемых Им тварей[1][2][3]. В мистическом контексте это понимание задало идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником (напр. «искра Божья» в душе человеческой и её «устремление к соединению с Божественным светом» у Амальрика Бенского в христианстве; «капля, стремящаяся в океан» у аль-Газали в исламе и т.п.).

Парадигма эманации (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла здесь обусловлено иерархией совершенства мироздания, вытекающей из идеи эманации семантически. Поскольку каждый последующий уровень эманации отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, зло есть не что иное как закономерный, естественный недостаток (в экстремуме — отсутствие) Блага.

Концепция эманации глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры. Она вошла в качестве фундаментальной идеи в христианский канон («Ареопагитики» и трактовка Святого Духа в Символе веры), оказала принципиальное содержательное воздействие на развитие теологии как в апофатической версии (эманация как непостижимый след трансценденции), так и в катафатической (эманация как основа принципа «аналогии бытия», т.е. постижения Бога через постижение его творения).

Концепция эманации оказала определяющее влияние на прогресс европейской философской традиции, задав специфическое оформление как средневековой схоластике (Иоанн Скот Эриугена), мистике (Мейстер Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Джордано Бруно).

(..)

----

(..)