Папа. Из цикла - Помню, потому что люблю!

Андрей Ильин 73
Мой папа всегда избегал разговоров о духовном мире и религиозных тем.
Был потомственным атеистом и почитателем жестких физических законов.
Не соглашался с тем, что как раз жесткость законов и доказывает существование их Создателя.
Иначе, как же из хаоса, случайным образом могло всё так сложно устроиться и существовать?
Зачастую, для доказательства он брал любой предмет, поднимал его вверх и говорил : «Если я это отпущу, то оно со 100% вероятностью упадет вниз и никакие молитвы не заставят это зависнут в воздухе!»
А я ему в шутку : «А если зависнет, тогда поверишь в Бога?»
А он : «Это будет фокус и его всегда можно разгадать и объяснить!»

Мы никогда не спорили, но каждый наш разговор был еще одним шансом потормошить истину.
Странно, но он никогда не говорил о смерти и абсолютно игнорировал, не боялся её.
Видимо смерти не боятся только: сверх атеисты и мега верующие.
Папа научил меня всему техническому и механическому, водить и ремонтировать машину!
Во всём, что касалось авто, тут он был на уровне – «Бог!»
И водил он как Шумахер, причем тогда на жигулях!
Чтобы он сейчас творил бы на иномарке? Страшно представить!
 
Мы вместе собирали радиоприемники, реле, схемы, даже прибор, который вырабатывал плазму!
Он подносил между электродами бумагу и «щёлк!» микро молния её прожигала.
В конце концов, при помощи этой плазмы в свече зажигания, он добился эффекта наилучшего сгорания топлива и это экономило бензин на 15-20%!!!
Хотя бензин тогда стоил копейки и это видимо был эксперимент больше творческий, чем экономический!
Он учил меня доводить дело до конца, до результата и не бросать затею на пол пути.
Мы много времени проводили на рыбалке.
Каждую пятницу, на автобусе «Икарус» (гармошке №10) я приезжал  на проходную завода «Заря», где ровно в 16-15ч. выходил папа и мы уже хорошо изученными тропами шли на наш причал!
Всё всегда было одинаково : по дороге мы срывали уже переспевшую черешню и не дозревшую вишню, заходили в магазинчик, где мне покупалось мороженное, а папа, стесняясь и конспиративно прятал в авоську пару бутылочек портвейна, на входе в причал нас обнюхивали и приветливо облаивали местные, громадные, сторожевые собаки не понятной породы, затем мы открывали наш бокс, который на солнце нагревался до температуры сауны и только потом мы шли к берегу и начинали разбираться с катером.

А катер у нас был с поворотно - откидной колонкой и москвичевским двигателем – на то время это было очень роскошно и круто!
За всю историю нашего причала, это был уже третий катер, который мы восстановили и пользовались им, потому как всё это имущество было заводским, государственным и давалось заводчанам в пользование.
 
Помню, однажды случился с одним из прежних катеров жуткий случай!
Хоть я и помню, что бензин стоил гроши, но как говорится : «Шара объема не имеет!», предлагали тогда охранники нефтебазы, которая находилась в 30 метрах от нашего причала, за символическую плату бензин, который остается в шлангах, заправляющих танкера.
И вот, тёмной, тёмной ночью, мой папа и его напарник, тихонечко подгребают к обратной стороне нефтебазы и там, под свет фонарика начинается таинство переливания шарового бензина в все ёмкости, которые только было возможно с собой взять…
На сколько я сейчас могу вспомнить (тогда мне было около 12 лет)
, когда убирали шланг (диаметром 40мм.), из него пролилось немного на мотор, но никто этого не заметил.
И всё, охранники помахали рукой, мол можно отплывать, папа - ключ на старт, заводит мотор, вдруг резкая вспышка огня из моторного отсека!!!

Времени для раздумий нет, секунды для принятия решения…!
И вот, наши «герои» уже отчаянно плывут к причалу, стаскивая с себя телогрейки и сапоги в холоднейшую реку, а весь охваченный огнем катер, с пятьюстами литрами 93-го бензина относит ветром к фарватеру (слава Богу ветер в ту ночь был от берега!!! Иначе…?)

Примерно на середине реки, катер сделал несколько ярких вспышек и начал тонуть возле одноименного острова «Батарея».
На дне, этот катер, в последствии стал прекрасной чепой для ловли судака, но об этом знали только мы!
Папа со Славиком выбрались на берег, быстро переоделись, замели следы и быстро смылись с места «преступления», предупредив охранников причала, что их тут не было и никто в эту ночь не отплывал!
Когда приехала милиция для разбирательства, то охранники их не выдали, потому как в тех 500 литрах тоже была их доля!

Долго еще на затонувшем месте мы видели жирные пятна и это было грозным напоминанием : об игноре мер безопасности и кармических последствиях за шаровый бензин!
Ну, коль уже затронул тему происшествий на катере, тогда опишу еще один случай, в котором участвовал непосредственно и я!

Моей маме досталась путевка в наш местный профилакторий, который находился на берегу реки.
Там всё было прекрасно и в один из дней её пребывания, мы с папой решили сделать сюрприз и приехать в гости не на машине как всегда, а на катере, со стороны реки!
 
Так и сделали!
Приплыли, я тихонечко пробрался на территорию профилактория и сильно удивил маму своим присутствием: здесь и сейчас!
Она и плакала и смеялась и не могла поверить своим глазам.
Мы спустились к реке и обнаружили там улыбающегося зачинщика, такого бесхитростного сюрприза.
Я купался, они говорили, потом мы пообедали вместе и решили отплывать обратно, домой.
Картина маслом, как сейчас помню, мама стоит на берегу, машет нам рукой, а мы быстро набираем скорость и удаляемся от берега.

Удаляемся то мы быстро, но не долго!
 
Как ни странно, но опять плавный взрыв в моторном отсеке, крышки аж распахнулись и трёх метровое пламя струится столбом!
Моя первая реакция – это закинуть ногу за борт и я уже приготовился к прыжку.
Ведь я же свежо помню рассказ папы про ночную шаровую заправку!

Но тут он резко схватил меня за руку и прокричал : «Туши! Вон банка пустая, загребай и туши!»
Хорошо, что  у детского мозга еще нет такого качества, как анализировать приказы взрослых и я отчаянно начал банкой поливать всё то, что горело или дымилось!
Папа делал тоже самое, но только в 10 раз больше и быстрее.

Огонь стих, дым рассеялся, нас отнесло уже почти к фарватеру, мы посмотрели на свои черные лица, устало вздохнули…
Блин! Мама!
Мы начали всматриваться в берег, от которого отплыли 10 минут назад и там мы увидели тревожный силуэт женщины, это была наша мама, которая не ожидала такой процедуры во время оздоровления в профилактории.

Мы успокаивающе махали руками, всем видом показывая, что ничего страшного не произошло и что мы скоро подплывём и всё объясним.

Папа разъединял обгоревшие провода и по ходу объяснял мне, почему загорелся мотор.
Оказывается, он прочищал карбюратор и забыл одеть шланг, который подает топливо! Мы проехали, ровно столько, сколько хватило бензина в камере карбюратора, потом хлопок из-за обеднённой смеси и вуаля - весь облитый мотор в огне!

Мы подплыли к маме, успокоили её, попытались убедить, что это было вовсе не опасно, хотя коленки еще тряслись у обоих.
Мне потом еще несколько дней подряд снился один и тот же сон: как мы мчимся на катере, взрыв, я подлетаю на несколько метров вверх и как только касаюсь воды, тут же просыпаюсь в холодном поту!
Я честно говоря, так для себя и не понял, как бы я действовал на его месте со своим ребенком: предложил бы ему тушить или лучше прыгнуть и плыть к берегу, не рискуя своими жизнями?
Но он был технарь и если решил, что спасение катера было тогда целесообразно, то значит это было оправдано!
Ух! Сейчас писал и у самого аж мурашке по коже от воспоминаний!

Прошло уже много лет, но возможно этой ночью опять приснится тот сон, со взрывом и полетом над водой!

Это были два ярких случая, связанные с происшествиями, но все остальные – это воспоминания о рыбалках!
Тогда еще в реке ловились : лещ, тарань, рыбец, окунь и судак!
На бычка ходили для развлечения.
Кстати, у меня так и остался вопрос к «знатокам» : "Почему в дрейф рыба клевала, а когда опускаешь якорь, то переставала!?"
Опять делаешь круг по волне, дрейфуешь - клюет, но только якорь касается дна, сразу тишина!....???
Мы много лет пытались это выяснить, но так это и осталось рыболовной тайной…

Однажды, мы оказались в эпицентре бури, на середине реки, гром, молнии, шторм…
Я смотрю на него, а он делает вид, что все по контролем, хладнокровно натягивает тент, отпускает на максимум канаты и даже предлагает не тратить время и поужинать пока, всё утихнет.
Я сейчас уверен, что он тоже тогда боялся и за меня, и за себя, и за катер, но на него смотрели юные глаза сына и нельзя было дать слабинку, иначе паника может привести к беде!
Когда всё начинало утихать, то в северной стороне , за холмом, сверху вниз засветил гигантский фиолетовый прожектор, это продолжалось секунд 5-7!
Столб был очень ровный, как цилиндр и по середине с плавным расширением.
Мы оба застыли на эти секунды с открытыми ртами и наблюдали за этим волшебством.
Потом долго еще выясняли – что это могло быть : инопланетное вторжение или оптический природный эффект?
Рядом не было ни аэропорта, ни каких любо других производств или предприятий, там голая степь на много километров.
Что это было, до сих пор загадка!
Может это НЛО специально для моего атеистического папы устроили показательное выступление?
Ну, да Бог с ним, было и было!
 
Вообще, это были самые счастливые для меня времена , сейчас только осколки этих чувств иногда сверкают…

Папа очень редко кого-либо критиковал и обвинял, надеялся на свои силы и не строил не реальных планов.
Его уважали все, он был не конфликтным и безотказным.
Он был очень добрым и от этого не практичным.

Его добротой часто пользовались, ничего не давая взамен, но он этого не замечал, а просто радовался, что есть кому помочь.
Он был из тех людей, которые вначале починят утюги всему двору, а потом только себе!
Весь в деда! А дед – это отдельный разговор...

Он воспитывал меня без нравоучений и посадки на колено, только своим примером!
Никаких порок и криков, но помню только один раз, когда я что-то дерзко ответил маме, он взял провод от магнитофона «Весна 202» и врезал мне по заднице разок!
Я не разговаривал с ним три дня и вынудил его извиняться, хотя сам был не прав.
Но он был не гордый и любовь победила в очередной раз!

Было время, когда мы с ним 3 года работали на нашем частном СТО, там я научился кулибинскому делу и тонкостям механики.
К нам, скорее к нему, приезжали люди разных мастей и должностей, именитые и обеспеченные.
Эти люди вполне могли обслуживаться на брендовых авто-мастерских и не ехать к нам в жопу мира, чтобы подрегулировать клапана или прочистить карбюратор.
Но просто папа работал, практически без приборов, он на: слух, вкус и нюх мог определить любую поломку, тут же,  дёшево и быстро её устранить.
Его в народе так и назвали : «Саша Кулибин».
Там же, в этих своих гаражах он обслуживал школу олимпийского резерва по велоспорту, а потом и остался там сторожевать.

Благо до роботы нужно было, всего на всего перейти дорогу от дома.
В последнее время я приезжал к нему просто так: посидеть возле печки, пожарить бычков,  дёрнуть чарку самогону, заесть солениями, поболтать, повспоминать приключения о рыбалках…

- Помню, как давал ему слушать хеви металл рок в наушниках, на самой большой громкости, а он вместо того, что впечатлиться этим «шедевром» тихо засыпал от усталости, а потом говорил : «Да! Класс! Хорошая музыка!» )))

 - Помню, как я  в 16 лет, первый раз пошел в компанию друзей, провожать кореша в армию и там немного принял огненной воды, без опыта и сноровки! Папа дозвонился к родителям моих друзей и пришел меня отвести домой, дабы не случилось беды с малолетним выпивохой. Так я его тогда всю дорогу отчитывал: как ему не стыдно, опозорил меня перед девчонками, что теперь будут думать обо мне мои друзья, что я маменькин сынок… ?
А он тогда поступил мудро : ни слова мне ответил, не ругал, шёл молча.
А уж утром, объяснил мне всё популярно: что по чём, кто где главный и на ком какая ответственность!

- Помню, как мы ходили на Первомайский парад и это был настоящий праздник. Они иногда с мужиками ныряли во дворы на 50 грамм, а мы с пацанами в это время шарики надували, гоняли друг за другом. Тогда не было чувства опасности и тревоги, было какое-то настоящее чувство Единства людей, пусть даже из-за того, что они были немного ослеплены идеологией и даже не сомневались, что в других странах могут жить лучше!

- Помню, как он учил меня водить машину и мотоцикл - это вообще не забываемые чувства! Волга тогда мне казалась танком и я еле-еле выглядывал из под лобового стекла. А мотоцикл – это свобода, драйв и большая первая ответственность!

- Помню как он сам научился и потом мне показывал как стоять на водных лыжах! Скорость на воде ощущается совсем по другому и кажется, что ты сейчас взлетишь над водой : только шелест, брызги и изменяющийся ландшафт реки! Это было круто!

- Помню, как мы вместе, у бабушки лепили пельмени и потом лопали до отвала!

- Помню, как они с мамой вернулись из Индии, проведя там 1.5 года в командировке! Как я не хотел их узнавать и делал вид, что забыл их имена! Обижался, что они не взяли меня с собой! )))

- Помню, как он вялил тарань и она становилась прозрачная, как медуза, с идеальной мерой посола! Этих рыбёх можно было съесть несколько штук подряд, даже без пива и картошки и хотелось ещё.

- Помню, помню, помню… Потому что люблю!

Он ушел внезапно , в 2010 году…
В  это время я был за 10 500 км от своего дома, в Якутии, строил двухэтажный жилой дом.
Но, даже если бы я успевал, еще на небольшой и последний разговор с отцом, смог бы я ему признаться в любви?
Вряд ли…
Мы в жизни не делаем этого вовремя, а потом жалеем.
Поэтому пишу сейчас это, как послесловие…

Прошло уже более 10 лет и я иногда все же спорю с ним, доказываю: «Что вот мол, посмотри, все же есть Высшая сила, она добрая и справедливая! Вон как о нас заботится, хочет нас развить!»
А он мне в ответ свои доводы и примеры…
Так и живем, он там, а я здесь…

Но главное, что у нас есть связь, есть контакт, есть прецедент к общению.
А если бы он был во всем согласен со мной, то о чем бы мы сейчас разговаривали, что бы выясняли?

Зачем я это написал?
Не знаю, просто опять вспомнил наши с ним дебаты, без компромиссные и как будто ни к чему не ведущие.
Но в них каждый уважал мнение другого.
Он никогда не злоупотреблял своим отцовским авторитетом, никогда не приказывал, а только предлагал.

Спасибо пап за то, что все твои лучшие качества остались во мне.
Люблю, помню, твое плечо всегда со мной … но ты ведь это и сам знаешь!