06 Югозапад Тихонова пустынь Тихон Угра

Tumanchik
Сперва поехали в Тихонову Пустынь. 5 км от Калуги. По карте по трассе Москва-Киев доехали до этого населенного пункта. Оказалось, что это просто железнодорожная станция, а монастырь находится совсем в другом месте, в поселке Лев Толстой, который мы проезжали накануне при подъезде к Калуге.
Сначала посетили источник, наполнили бутылки святой водой. Послушали, как народ поет молитвы при омовении. Да, чтоб помогло, надо верить! Купили монастырского хлеба и попили чаю с булкой. Свято Тихонова обитель находится в центре поселка, но никаких указателей нет. Нашли только по куполам.
Тихонова Успенская пустынь (Калужская Свято-Тихонова пустынь) — мужской монастырь Калужской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Льва Толстого Калужской области.
Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.
Обитель была основана преподобным Тихоном Медынским при селе Трёхсвятительском. Пришёл он из Киева, и принял постриг в Чудовом монастыре. По легенде, преподобного ударил по щеке князь Боровский Ярослав Владимирович. В эту же минуту его рука окаменела. Преподобный Тихон стал молиться за князя, и после выздоровления князь пожертвовал деньги на строительство обители. Монастырь входит в число старейших монастырей в верховьях Оки, является одним из самых заметных памятников исторического и культурного наследия местного значения в Калужской области. В 1480 году перед битвой на реке Угре Тихон благословил Ивана III на победу. Скончался преподобный игумен Тихон в 1492 году, приняв великую схиму. Следующим игуменом обители стал преподобный Никифор Калужский, основатель Спасского монастыря в Воротынске. В 1551 году преподобный Тихон был прославлен в лике святых. Над ракой преподобного совершалось множество чудес.
В Смутное время монастырь был разгромлен. При игумене Ионе, в 1677 году был построен первый каменный собор в честь Преображения Господня, и монастырь стал называться Преображенская Малоярославецкая Тихонова пустынь. Так было до 1684 года. До 1764 года, когда обитель стала самостоятельной, он был приписан к Донскому монастырю в Москве. Тихонова пустынь три раза меняла название: в XV-XVIII веках — Малоярославецкая, в XVIII-XIX веках — Медынская, с XIX века — Калужская.
В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г.). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона.
В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту –– в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери.
Строительство Преображенского собора было начато в 1677 г. Соборный храм представлял собой грандиозное каменное здание в 3 света, с хорами большой вместимости. Здание храма было выстроено в форме креста, с пятью главами, увенчанными золотыми крестами. К нему были пристроены 2 придела: в честь святителя Николая Чудотворца (в 1756 г.) и в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского (в 1790 г.). Собор перестраивался дважды –– в 1840-х гг. и 1879-1886 гг. По внутреннему размеру храм занимал –– в длину около 25 м и в ширину около 23 м. Главнейшей святыней соборного храма, а также и всей обители являлись мощи преподобного Тихона Калужского. В Смутное время они были сокрыты в земле и находились под спудом напротив правого клироса собора. Над местом погребения мощей была поставлена серебряная рака с древним изображением преподобного Тихона в монашеском одеянии со свитком в руке. По вере и молитвам приходящих, у раки преподобного Тихона совершались исцеления от разных болезней. В храме находилась родовая усыпальница известных благодетелей обители Шепелевых. Рядом с соборным храмом было построено трапезное здание византийского стиля, в котором находится теплый монастырский храм в честь святителя Николая. Ранее в нем был придел в честь преподобного Тихона.
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы перестраивался несколько раз и первоначально являлся соборным храмом монастыря, отчего и сама обитель получила наименование Успенской. Сохранившийся до наших дней храм с пятиярусной колокольней, которая является архитектурным украшением обители, был построен в византийском стиле в конце XIX в. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была написана в XVIII в. и имела золоченую серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами. Над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, в 1887 г. на каменном фундаменте с кирпичным цоколем был построен деревянный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник». Храм имел форму креста. К северной стене храма примыкали две купальни: мужская и женская. Все здания и постройки, прилегающие к храму, были обнесены деревянной оградой. Колодец преподобного Тихона, как место его подвижнических трудов и уединенной молитвы, освящаемое его постоянным духовным присутствием, издавна привлекал к себе многочисленных паломников. Вода в колодце целебная.
С глубокой древности верующими был особо почитаем исполинский дуб, в дупле которого преподобный Тихон совершал свой подвиг уединения. Благочестивые богомольцы с благоговением брали себе на память частички этого дерева и хранили их как святыню. В 1838 г. на месте этого дуба, сломанного в 1830 г. грозой, была построена часовня, в которой хранились остатки дуба.
Кроме храмов в монастыре было 5 братских корпусов, настоятельский корпус, больничный корпус с домовым храмом, трапезная, просфорная, хлебопекарня, свечной завод, хозяйственные здания и постройки, а также конный двор и двухэтажное здание для монастырских работников. Во дворе обители были расположены 3 гостиницы и странноприимница. Все здания и строения монастырского двора были обнесены каменной оградой, по углам которой находились башни с жилыми помещениями. С восточной стороны братской трапезы находился монастырский сад. За пределами монастырского двора располагались: аптека и комнаты для больных, еще одна странноприимница, а также кельи для проходящих послушание при странноприимницах, баня, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы. В 2 км от монастыря в лесу находилась монастырская «Ефремовская» дача с садом, а в 5 км на р. Угре находился монастырский хутор с мельницей и сельхозугодьями. В 8,5 км от обители, возле станции Тихонова Пустынь находился Сретенский скит, где братия жила по строгому иноческому уставу. В 1871 г. в скиту был построен каменный храм в честь Сретения Господня. Здание храма имело форму креста. Храм был небольшой. Отдельно от храма находилась колокольня в 2 яруса с высоким шпилем. Нижний ярус составляла круглая арка, в которую были встроены ворота, а с боков арки были пристроены жилые помещения. Кроме храма на территории скита располагалось 3 корпуса. В одном был устроен теплый домовый храм в честь Калужской иконы Божией Матери и братские кельи. Во втором были братские кельи, трапезная и кухня. Третий корпус имел хозяйственное назначение. Скит был обнесен каменной оградой с небольшими башнями по углам. Вне ограды находились хозяйственные постройки, сад и школа садоводства при нем.
В XIX—XX веках в монастыре подвизались старцы: иеросхимонах Ефрем (Неклюев), архимандрит Моисей (Красильников), иеросхимонах Герасим (Брагин), игумен Герасим (Гаврилов), иеромонах Иоасаф (Некрасов), иеромонах Палладий (Суханов). К северо-востоку от монастыря архимандрит пустыни Моисей основал Сретенский скит с двумя храмами: каменным в честь Сретения Господня и деревянным в честь Калужской иконы Божией Матери. Скит управлялся собственным игуменом. При архимандрите Моисее (Красильникове) монастырь стал одним из самых знаменитых в России. Архимандрит Лаврентий (Бархатов) построил новый Успенский собор в византийском стиле. В 1906 году в память о смерти Великого князя Сергея Александровича был основан Сергиев скит. Его первым настоятелем стал игумен Герасим (Гаврилов). На 1917 год обитель насчитывала 230 насельников. В начале XX века обитель была одной из знаменитейших в России.
В 1918 г. монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы советской власти полностью были разрушены 2 монастырских храма –– Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями.
Возрождение обители началось в 1991 г., когда 15 апреля решением Облисполкома № 133 Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. Руководство работами было поручено клирику Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Калуги протодиакону Владимиру Карельскому. 21 марта 1992 г. архиепископом Калужским Климентом было освящено основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и там регулярно стали совершаться водосвятные молебны. В обители снова стала возноситься молитва, возрождаться духовная жизнь. С 1993 г. ведется поэтапная передача монастырских зданий. 5 ноября 1993 г. в братию Тихоновой пустыни из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому было поручено ведение восстановительных работ в монастыре и строительство в скиту «Живоносный Источник». С 1995 г. на него возложено исполнение обязанностей наместника.
В настоящее время монастырский комплекс включает: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (1904 г.), храм во имя святителя Николая (1908 г.), домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1907 г.) с больничным корпусом, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на источнике прп. Тихона (вновь построен в 1994 г.), собор в честь Преображения Господня (вновь построен в 2005 г.), храм в скиту на реке Угре в честь «Владимирской» иконы Божией Матери (верхнего) и преподобного Сергия Радонежского (нижнего) (освящен 5 августа 2011), часовня у святого дуба преподобного Тихона Калужского (1838 г), храм в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи», братские кельи, трапезную.
В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня. Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей –– Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим. В ноябре 2008г. при монастырском Духовном центре «Преображение» создан благотворительный миссионерский отдел по оказании помощи малоимущим людям.
29 июня 2010г. в престольный праздник – день памяти преподобного Тихона Калужского, Медынского и 19-летие возрождения обители митрополитом Калужским и Боровским Климентом в сослужении с архиепископом Людиновским Георгием, вместе с духовенством из Калужской епархии в Успенском соборе монастыря была совершена праздничная литургия, по окончании которой было совершено освящение Духовно-исторического музея монастыря. За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен. В монастыре особо почитаются: икона с мощами Оптинских старцев; икона святителя Николая, привезенная из г. Бари; икона благоверного князя Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ преподобного Тихона Калужского XIX в. и привезенные со Святой Горы Афон икона великомученика и целителя Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре. В настоящее время в монастыре подвизается 20 насельников.
Тихонова пустынь расположена в «селе Льва Толстого». Как оказалось, Лев Толстой здесь и близко не был. Великий русский писатель жил в Тульской губернии, бывал в Оптиной пустыни (в 70 верстах отсюда), но здесь никогда не был.
Но сей факт не помешал Калужскому уездному исполкому совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов осенью 1918 года переименовать Тихоновскую волость в Лев-Толстовскую. Одновременно с этим село Тихонова Слобода стало называться село Льва Толстого.
Что было. Чем же занимались местные жители в дореволюционные и первые послереволюционные годы? Были здесь какие-то ремесла? Местные старожилы говорят, что были. Некоторые умельцы своими руками мастерили прялки и возили их на продажу в соседнюю Тульскую область. Бондари делали бочки, кадушки, ушаты – дело нужное и полезное. Кругом лес, а в нем грибы и ягоды. Кроме того, у всех огороды, приусадебные участки, потому все квасили и солили, запасаясь на зиму. В соседнем селе Камельгине издавна еще и корзины, плетушки для ловли рыбы плели из ивы и луба, продавали на ярмарке.
Надо сказать, что тогдашняя сельская молодежь в отличие от нынешней активно занималась общественной жизнью села. Один из таких активистов-комсомольцев вспоминал: «В начале 20-х годов мы жили весело. Жизнь кипела вовсю. Участвовали в агитбригадах, давали концерты и даже ставили спектакли. Беда была одна: клуба своего не было. Просили помещение у новой власти…»
Далее он упоминает о том, как они помогали конфисковывать имущество местного монастыря. Правда, ящиков с золотом, якобы припрятанным монахами, они не нашли. А вот старинные богатые иконы, украшенные серебром и золотом, золотые подсвечники, серебряные кресты и прочая церковная утварь – все было отправлено в Калугу.
А потом была война. Много жителей села ушло на фронт, некоторые не вернулись. Свидетельством ожесточенных боев, которые здесь проходили, стала братская могила, где захоронены останки более 200 бойцов Красной Армии. Уже много лет в День Победы здесь проводятся торжественные митинги, чествуются ветераны Великой Отечественной войны, которых, увы, остается все меньше.
А теперь расскажу о житии преподобного Тихона Медынского, Калужского (http://свято-тихонова-пустынь.рф/node/7):
«Преподобный Тихон Калужский – один из великих подвижников Русской Православной Церкви XV века. По напряженности духовных подвигов и аскетических трудов этого угодника Божия можно без преувеличения сравнить с духоносными монахами-отшельниками, подвизавшимися в суровых пустынях Египта и Палестины в III–IV веках.
Вследствие неоднократных разорений Тихоновой пустыни татарами и литовцами до нас не дошли исторические сведения о родителях, происхождении, мирском имени и других обстоятельствах жизни преподобного Тихона Калужского. Жизнеописание этого святого отца было составлено на основании древнего монастырского предания и службы Преподобному, утвержденной первым архиепископом Калужской епархии Феофилактом (Русановым) в 1805 году.
В этих источниках сообщается, что угодник Божий Тихон был родом из «матери городов русских» Киева. В юношеские годы, горя желанием спасти свою душу, он оставил отечество и пришел в Москву, чтобы посвятить свою жизнь Господу (А в Киеве «жизнь Господу» было невозможно посвятить?). Человек Божий поступил в Московский кремлевский Чудов монастырь, основанный в 1365 г святителем Алексием, митрополитом Московским.  В этой известной обители духовно опытные старцы научили молодого послушника отсекать свою волю, безропотно выполнять различные монастырские послушания, со смирением и терпением переносить тяготы монашеской жизни, не малодушествовать при скорбях и искушениях. Утвердившись в духовном делании, стяжав дух кротости, терпения и молитвы, смиренный ученик принял иноческий постриг с именем Тихон, во имя святителя Тихона, епископа Амафунтского.
Инок Тихон, стремясь к более строгой подвижнической жизни и к стяжанию чистой непрестанной молитвы, возгорелся желанием удалиться из многолюдного кремлевского монастыря. Взяв благословение у настоятеля, он покинул столичную обитель. После долгих поисков в непроходимых лесах между Калугой и Медынью, на правом берегу небольшой речки Вепрейки, ревностный подвижник обнаружил исполинский дуб, в дупле которого и поселился.
Место, выбранное им для уединения и подвигов, было безлюдно, «пустынно» и располагалось в 20 км от Калуги и в 17 км от города Медыни. Именно поэтому позднее Преподобного стали именовать Медынским, Калужским чудотворцем. «Возлюбив Господа «всем сердцем..., и всею душею..., и всем разумением» (Мф. 22, 43), инок Тихон решился на суровый духовный подвиг, который представляется невероятным современным людям, привыкшим к комфорту и удобству в обыденной жизни. Он стал мучеником по произволению, живя в безмолвии и уединении в дремучем лесу многие годы. Святой отец наш Тихон «долготу летнюю и пустынные труды, в потребность скудость пред очима имея, терпел благодарно» (3-й кондак акафиста преподобному Тихону). Зимой он страдал от холода, летом – от жары и укусов множества насекомых. Дремал, лежа на земле, питался травами и небольшим количеством ягод, кореньев и грибов, произраставших в лесу. Питием ему служила вода из колодца, ископанного им самим у истоков речки Вепрейки, и сохранившегося до наших дней. Со временем его одежда и обувь обветшали, и человек Божий стал ходить в рубище и босиком. Много претерпел отшельник от злобных нападений бесовских. Только благодаря всесильной помощи Божией преподобный Тихон смог выжить в безлюдно дремучем лесу и совершить свой суровый скетический подвиг.
За многие годы, проведенные вдали от людей в строгом подвижничестве, Преподобный очистил свою душу от греховных страстей и достиг глубокого душевного мира. Пребывая в постоянном бдении и непрестанной молитве, совершая тяжелые монашеские подвиги, он смог стяжать по благодати Божией «плоды духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).
Как «не может укрыться город, стоящий наверху горы» (Мф. 5, 14), так не смог скрыться от людей и святой отец наш Тихон. Как повествует монастырское предание, спустя время о месте его жительства и славных подвигах узнали окрестные жители. О необычном лесном отшельнике начала распространяться молва. Вскоре к нему стали приходить за духовным советом и утешением люди, неся свои скорби и житейские тяготы. Одновременно с этим около Преподобного собирались ученики, привлекаемые его подвижническим житием. С благословения смиренного старца они стали селиться рядом с ним. Одним из первых учеников святого отца был преподобный Никифор, впоследствии основатель Спасской пустыни (Спасо-Воротынского монастыря), что в устье Угры. Из жития преподобных отцов Церкви известно, что у подвизающихся по мере их духовного возрастания усиливаются искушения. Когда враг нашего спасения, диавол, видит, что сам он не может помешать добродетельному житию подвижника, тогда он употребляет в качестве своего орудия злых людей. Подобное произошло и с Преподобным.
Однажды князь, владелец Медынских земель, разъезжая во время охоты в лесу, неожиданно встретился с преподобным Тихоном и его учениками. Упрежденный злонамеренными слухами и, не желая, чтобы в его вотчине образовалась монашеская обитель, он с гневом повелел отшельнику немедленно удалиться с княжеских владений. Смиренно перенося поношения и угрозы, угодник Божий молился за обижающего его князя, зная из духовного опыта, что «зло можно победить только добром» (Рим. 12, 21). В довершение оскорблений, подстрекаемый диаволом и распаленный гневом, разъяренный князь замахнулся плетью на святого отца. Но произошло удивительное чудо. Внезапно сила Божия, которая «в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), остановила его поднятую руку, сделав ее неподвижной. Напуганный этим наказанием, князь раскаялся в своем грехе, испросил прощения у преподобного Тихона и по его молитвам получил духовное прозрение и телесное исцеление. Вразумленный свыше, преложив гнев на милость, князь теперь сам стал усердно умолять святого старца устроить в его владениях иноческую обитель и обещал снабжать ее всем необходимым. Помолившись, преподобный Тихон принял это предложение.
Невдалеке от исполинского дуба он вместе со своими учениками срубил небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также построил несколько простых келий. В скором времени братия расчистила землю от леса, обнесла поляну деревянным забором, обработала землю под огороды. Так началась внешне суровая, но духовно благодатная иноческая жизнь новой святой обители на Руси, именуемой впоследствии Тихонова пустынь.
Свой духовный подвиг преподобный Тихон продолжил на новом послушании игумена обители. По неотступным просьбам своих учеников, а также для регулярного совершения Божественной литургии, Преподобный принял священный сан. Имея многие добродетели и особенно дар рассуждения, святой игумен стал мудрым и добрым отцом для братии. Смиренный старец обучал своих учеников монашеской жизни не только поучениями из книг, но чаще всего личным примером, исходя из своего многолетнего опыта пустыннического жительства. Он относился к братии по-отцовски просто, со смирением, с кротостью утешая и укрепляя их при искушениях. Имея милостивое доброе сердце, святой угодник Божий принимал странников, питал голодных и помогал бедным. Как сказано в акафисте преподобному Тихону, своим ученикам он был наставник, исправлял их со смиренномудрием, имел кроткий нрав, стяжал незлобивое сердце, питал алчущих, поил жаждущих, подавал милость просящим, многие чудеса благодатью Святого Духа соделал, больных, слепых и хромых исцелял, лукавых духов прогонял. Согласно древнему монастырскому преданию, незадолго до своей блаженной кончины Преподобный был пострижен в великую схиму.
О внешности преподобного Тихона Калужского сохранилось свидетельство в «Иконописном подлиннике», под 10 апреля: «Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобнические и в схиме». Интересно, что иконописное изображение святого Тихона полностью совпадает с описанием внешности этого угодника Божьего, записанного в 1842 году со слов крестьянки Александры Григорьевны Жалновой, вдовы из села Богородицка, Калужской губернии. Эта больная женщина, будучи парализованной, в течение 12 лет лежала на кровати и никогда раньше не видела иконописного изображения святого Тихона Калужского. 15/28 июня, накануне дня памяти Преподобного, он сам явился Александре Жалновой. Она увидела идущего к ней старца невысокого роста, худощавого, с небольшой седой бородой. Он был одет в черное длинное одеяние (монашеская мантия), на голове его – подобие круглой шапочки, на которой вышиты зеленые крестики (схимнический куколь). Старец исцелил расслабленную, сказав ей, что зовут его Тихон преподобный из пустыни и живет он в 17-ти верстах от Калуги.
Мирная монашеская жизнь новооснованной обители была нарушена в 1480 г., когда в нескольких километрах от монастыря произошло знаменитое «Стояние на реке Угре» русских и татарских войск. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного отца нашего Тихона и многих русских святых, многочисленные войска татарского хана Ахмата, не одержав победы над полками великого московского князя Ивана III, были вынуждены покинуть русские земли. Это знаменательное историческое событие послужило окончательному освобождению Руси от татарского ига и стало началом создания независимого Русского государства. В память об этом событии в наши дни монастырем был основан Владимирский скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Владимирская», и на территории скита создан музейный комплекс-диорама «Великое Стояние на Угре».
Преподобный Тихон, «просиявший жития святостью», дожив до глубокой старости, украшенный сединами возраста и мудрости духовной, давно желал переселиться в обители небесные. И вот 16/29 июня 1492 года настал этот долгожданный день. Лежа на смертном одре, первый игумен Тихоновой обители попрощался со своими учениками, дал им последние наставления и благословения, и мирно отошел ко Господу. Душа благодатного старца перешла в иной лучший мир, чтобы вкусить плоды своих земных трудов, предстоять пред престолом Божиим за братию обители и за всех, кто с верой будет обращаться к нему в молитве.
Преемником святого Тихона стал его ученик, преподобный Никифор. Празднование дня памяти преподобного Тихона началось в обители вскоре после его блаженного успения, и было утверждено Московским Собором 1551 г., на котором угодник Божий Тихон Калужский был причислен к лику святых. Согласно монастырскому преданию, долгое время святые мощи основателя Тихоновой пустыни открыто почивали в Успенском храме, но в Смутное время (1610 г.), ради их сохранения, были сокрыты глубоко в земле под спудом, где почивают и поныне. За свою подвижническую и богоугодную жизнь преподобный Тихон удостоился от Господа дара чудотворения. Много чудес совершалось и совершается в наше время у раки над мощами этого святого отца, а также на целебном источнике, им ископанным. И сегодня все, с верою молящиеся Преподобному, получают исцеления и скорую помощь во всяких нуждах по его предстательству ко Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава во веки веков. Аминь».

Раз уж Тихон был рядом со знаменитым стоянием на Угре, то расскажу об это сражении (из Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/):
«В 1472 году хан Большой Орды Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского. У города Тарусы ордынцы встретили многочисленную русскую рать, которая отбила все их попытки переправиться через Оку. Тогда войско Орды сожгло город Алексин, перебив его население, однако поход для хана Ахмата окончился провалом.
Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил уплату дани Орде, а в 1480 году отказался признать и зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка хана Ахмата великому князю Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остаётся предметом дискуссий в академической среде. Согласно Вологодско-Пермской летописи, хан Ахмат в 1480 году в ходе переговоров упрекал Ивана III в неуплате дани девятый год. На основании, в частности, этого документа, А. А. Горский сделал вывод о прекращении выплаты дани в 1472 году, накануне сражения под Алексином.
Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским ханством, лишь в 1480 году начал активные действия против Великого княжества Московского. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Тем временем, Псковская земля в начале 1480 года подверглась нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернхард фон дер Борг: «…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав». В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя.
Используя сложившуюся обстановку, хан Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами. «Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»
Боярская верхушка в Великом княжестве Московском раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничими Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая же отстаивала необходимость борьбы с Ордой. Возможно, на Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.
Иван III начал стягивать войска к берегам Оки, отправив своего брата, вологодского князя Андрея Меньшого, в его вотчину, Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана ещё в 1395 году.
Тем временем, войска хана Ахмата беспрепятственно двигались по территории Великого княжества Литовского и в сопровождении литовских проводников через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от короля Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, хан Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру. Великий князь Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. Однако, по мнению Майкла Ходарковски, хан Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московское княжество, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждения к подчинению.
Стояние на Угре. 30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь простил братьев и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района Калужской области), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу Угры. При этом русские войска растянулись вдоль реки тонкой линией на целых 60 вёрст. Тем временем, не удалась попытка одного из отрядов хана Ахмата форсировать Угру в районе Опакова, где она была отбита.
8 октября сам хан Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого. «И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…». Это произошло в районе пятикилометрового участка Угры, вверх от её устья, до впадения в неё реки Росвянки. Впоследствии попытки ордынцев переправиться продолжались несколько дней, отбивались огнём русской артиллерии и не принесли войскам хана Ахмата желаемого успеха. Они отступили на две версты от Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.
В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь или его сын, или по крайней мере его брат, а также, чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича «сотоварищи с подарками». Со стороны Ивана требования дани были отклонены, подарки Ахматом не были приняты — переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу, так как
• на подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого,
• крымский хан Менгли I Герай, выполняя своё обещание, напал на Подолию, южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь Казимира IV,
• преимущественно конное ордынское войско в качестве провианта использовало в основном овец, стада которых следовали в обозе; большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в окру;ге, и войско начало испытывать острый недостаток в фураже; русские воины (преимущественно, пехота) снабжались мукой и зерном из великокняжеских складов.
• в ордынском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам, предположительно дизентерии); русских эпидемия не затронула.
• «ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана, в то время как для Ахмата, инициатора военных действий, такой исход был равносилен поражению.
В эти же дни, 15—20 октября, Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана с призывом последовать примеру прежде бывших князей: «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»
Рейд на Новый Сарай. Узнав, что хан Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но боеспособный отряд, под командованием князя Василия Ноздроватого-Звенигородского, который на челнах спустился по Оке, затем по Волге до её низовий и разгромил столицу Большой Орды Новый Сарай. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.
Окончание противостояния. Наступление холодов и предстоящий ледостав заставили Ивана III изменить прежнюю тактику по недопущению переправы ордынцев через Угру растянутым на 60 вёрст русским войском. 28 октября 1480 года великий князь решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточить их у Боровска, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение. Хан Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздроватого и крымского царевича Нур-Девлета (возможно, он также получил сведения о готовящемся нападении ногайских татар), а также испытывая недостаток продовольствия и фуража, не решился идти вслед русским и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября хан Ахмат принял решение отправиться назад в Орду. На обратном пути ордынцы разграбили посады и округи 12 литовских городов (Мценска, Серпейска, Козельска и других), что являлось местью королю Казимиру IV за неоказанную военную помощь.
Итоги. Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как оба войска почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до решающей битвы, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, опасаясь принять сражение. На Руси же современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла Русскую землю от разорения. Видимо и поэтому реку Угру стали называть «поясом Богородицы». Великий князь Иван III со всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело». Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года хан Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака (вероятно, совершённого по предварительному согласованию с Иваном III) на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.
В «Стоянии на Угре» русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:
• согласованные действия с союзником, крымским ханом Менгли I Гиреем, отвлёкшие от столкновения военные силы польского короля Казимира IV;
• отправка Иваном III в тыл хана Ахмата в Большую Орду по Волге отряда для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
• удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.
Традиционно считается, что «стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Ряд исследователей считает, что фактическую независимость Русь обрела значительно раньше, а в 1472 и 1480 годах Ахмат-хан лишь безрезультатно попытался восстановить владычество орды над ней. В 1480 же году Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. На Руси это было воспринято как начало новой исторической эпохи. С того времени начался и экономический подъём Русского государства. Ранее выплачиваемая орде дань и механизм для её сбора отныне использовались на его нужды.
Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.
Обретение политической независимости от Орды, наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487), сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений «льстиво» признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено крымским ханом Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.
В российской историографии термин «татарское иго», равно как и положение о его свержении Иваном III, берёт своё начало от Н. М. Карамзина, применившего слово «иго» в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского.
Свержение «ордынского ига», представление о котором проистекает ещё из библейских текстов о «вавилонском пленении», и в том или ином виде встречается в русских источниках с XIII века, применялось к событиям 1480 года начиная с «Казанской истории» (не ранее 1560-х годов). Статус последнего и решающего противостояния река Угра обрела от историографов XVI века по той причине, что она явилась последним крупным вторжением Большой Орды на земли Московского княжества.
Память. Стела «Противостояние татаро-монгольскому игу» находится напротив села Знаменка Угранского района Смоленской области, в то же время местонахождение объекта культурного наследия относится к Великопольевскому сельскому поселению.
В 1980 году во время празднования 500-летия Стояния на Угре на берегу реки в Калужской области был открыт памятник в честь этого знаменательного события российской истории. В 2014 году в поселении Дворцы Калужской области был открыт музей-диорама «Великое стояние на реке Угре».
Споры о месте. Историки спорят о том, где же на Угре было Стояние. Называют и район под Опаковым городищем, и село Городец, и место слияния Угры с Окой. «К устью Угры вдоль её правого, „литовского“ берега тянулась сухопутная дорога из Вязьмы, по которой ожидалась литовская помощь и которую ордынцы могли использовать для манёвров. Даже в середине XIX в. российский генеральный штаб рекомендовал эту дорогу для передвижения войск от Вязьмы к Калуге», — пишет историк Вадим Каргалов. С учётом того, что дорога из Вязьмы пересекает реку Угру в районе села Знаменка Угранского района Смоленской области, можно предположить, что на левом берегу находилось русское войско или один из отрядов русского войска. Во всяком случае, хану Ахмату не удалось соединиться с союзниками. Одной из причин этого могли быть действия русского войска по перехвату стратегических коммуникаций (в данном случае дороги из Вязьмы). Таким образом, по мнению М. Несина, протяжённость Стояния на реке Угре в 60 вёрст (64 км) начинается в Смоленской области и заканчивается в Калужской области.
 
Поехали в Шамордино и Оптину пустынь.
 
Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то пишите atumanov46@mail.ru