Новеллы ГОДЫ МОИ...

Георгий Бердыев
    Семья празднично провожает старый год. Загадывают желания на новый, который, по убеждению, принесёт больше радости и успехов, чем год уходящий. Водка, шампанское льются рекой,  словно живительный поток воды в целинную почву. Члены семьи сегодня как никогда дружны, хотя говорят друг другу избитые фразы, пусть банальные, пустые, но от души. Всем смешно и радостно от этого. И это усиливает ожидание большого счастья.

  Все это время, опустив голову, в дальнем углу сидел старейшина семейства. Он молчал.
  - Теперь слово для тоста предоставляется дедушке нашему, Макару! Все оглянулись в сторону деда. Он поднялся, вытер свои мокрые глаза,  и сказал:

  -Чему радуетесь? Где он, новый год?  Чем он новый?  Все проблемы, заботы, хлопоты остались на месте, как и боли в моих суставах, и сердце. В прошлом году мать ваша  танцевала, будто на празднике первого мая. А новый год забрал её в охапки, и унёс в небытие. Бедняжка даже до весны не дожила. Если бы не наступил этот год, она жила бы и жила, радуясь внукам.

  - Давайте помянем безвременно ушедшую от нас  тещу! – сказал зять, и разлил по рюмкам водочки горькой. Солидарно встали все, дружно процедили «лекарство от горя», вздрогнули по привычке, и расселись по местам.

  -Я бы радовался, если бы годы потекли вспять. И мы, через тридцать лет вернулись бы назад, до чистого коровьего молока, мяса, курятины и рыбы без антибиотиков, без ГМО. Машин бы было меньше, и воздух чище. Не было бы взрывчаток, китайских сетей, и  реки, озёра кишели бы рыбой. И рыба на рынке, магазинах стоил бы как тогда, в 20 раз дешевле, чем сейчас. А вы все: «Новый год, новое счастье!» - типун вам на язык!

  -Папа, сказала Катерина, дочь дедули Макара:  Новый год-это шаг вперед к прогрессу, это новые  смартфоны, гаджеты, новая мода. Смотри,  какие новые  улицы, красивые дома, скверы, бассейны возникли за эти годы. А ты вздыхаешь все об обшарпанных поликлиниках да клубах. А скоро их вовсе не будут. Каждый живет настолько, насколько хватит ума и сил.

  - И новые налоги, поборы, штрафы, встрял в разговор муж Катерины, Бабамурат.
  - Не перебивай! Сказала она и добавила:  Если бы, как ты говоришь,  вернуться на тридцать лет назад, то от скуки можно помирать. Единственный канал телевидения, где одни и те же артисты. Одни и те же доклады и лозунги, ухх, не могу!

  - Дочка! - когда покупаю рубаху, я её вижу и держу в руках, одеваю и радуюсь. Ты же гордишься абстрактной реальности. говоришь о казенных и частных домах, куда тебя за десять метров близко не подпустят.  На тех рубежах вами брезгуют, обзывают  нищебродами. А вы все гордитесь фасадом чужого имущества. Зомбированы вы все магией цифр и красок.   

  А на счет телевизора вот, что я тебе скажу: Был один канал, который сообщал о жизни народа. Мы знали, чем живет и дышит страна. От души, без страха и опаски смеялись выступлениям артистов, без тревоги за завтрашний день, ложились, просыпались, и начинали новый день.

  А что теперь? Включаешь тонкий ящик пандоры,  а оттуда брызгают сообщения, одни страшнее другого. То убили, то грабили, то сожгли  родную хату… что касается артистов, вообще атас. Вы аплодируете не талантам их, а одеяниям и краскам.

  -Папа, папочка, успокойся, и пойми. У каждого времени своя жизнь, облик свой,  представления и герои. Раньше было так, а сейчас – вот так. Кому-то не нравится, а по мне так отлично даже.

  -Я прожил долгие годы, и замечаю, что с каждым годом сдаю позицию, стареет народ,  стареет и редеет страна.  По молодости не знал, куда ведут меня годы, а после 60 вдруг понял, что они ведут печальному финишу, где моя жизнь, устремления и достижения стираются как с классной доски математическая задачка.

  Мы находимся большой и глубокой ловушке мироздания, где поступательный ход времени ежесекундно, все глубже погружает нас в землю, откуда вышли. Мы сами являемся движущей силой этой черной магии. Были бы мы умны, не стали выстрелами из ружья прогнать прекрасно прожитый год, а пытались остановить его.  Не радоваться,  надо бы-ло,  а горевать, что проходит счастье!

  - Папочка! Ты меня устаревшими понятиями не переубедишь. Катаешься, пусть, в стареньком, но мерседесе. Когда ты мог мечтать об этом? В те времена люди жили недолго. А теперь, и сам дожил до 65 лет. Когда видел, чтобы на прилавках лежали по пять видов сыров и колбас?  Думаю, тебе больше нечем возразить, а?

  -Мне жалко вас, глупеньких, сказал дед Макар. Вот, к примеру, чай. Его не может быть много видов при том же составе чая. Может быть чёрным или зелёным.  А на прилавке - то с жасмином, то с абрикосом, то с календулой. Я покупаю чай, а не салат из отходов чая.  Сколько онкобольных,  диабетиков,  людей, которых свалил инсульт и инфаркт,  цирроз печени, альцгеймер,- ежегодно покидают мир этот? А бич времени – импотенция молодых мужчин?  Мы даже не слыхивали, что могут быть такие заболевания!
  Катерина хотела что-то возразить, но по-смотрела на мужа и улыбнувшись, промолчала.

  Дед отодвинул от себя рюмку, принёс откуда-то, свой гранённый стакан, и сказал:
  -Налей под самый шифер!
  Бабамурат, вечно солидарный с дедом, тоже принес свою походную кружку, и остаток жидкого огня опрокинул туда. Эх, вздрогнем за 2020 год, лучший год всех времён! –сказал дед, и широко раздвинув рот,  (а рты беззубые,  распахиваются очень широко),  обхватил губами края четверть литрового стакана. Делай как я, следуй за мной!

  - Нет, я так не могу, чтобы обхватить края кружки, надо иметь пасть анаконды! - сказал Бабамурат, и приготовился пить традиционно, глоточками.
    - Посвящение в мужика не прошёл, значит. Раз так не можешь, то даю тебе последний урок. Дед высоко поднял стакан, широко открыл рот, и стал наливать водочку в ротик. То поднимет стакан повыше, то опустит, словно актер Лебедев, создавая целый спектакль из каждого движения стакана. А водочка окаянная, словно дрессированная, падает в черную «бездну», издавая соловьиные  трели.  «Буль-буль-буль-буль-буль!» Недаром, во всех тюркских языках – буль - буль,  бил - бил, бюль -  означает слово  соловей. зять  поддержал деда. Но добрая половина живительной влаги полилось мимо рта, что очень не понравилось деду.

  Посидели, помолчали. Все ждали, что вот-вот, отключатся мужики. Но, через некоторое время дед открыл глаза, вздрогнул слегка, и сказал. «Не берет, зараза. Будто враньё все это». Доставай, доча, другую бутылку!
  -А водки больше нет, Есть бутылка коньяка и новая бутылка шампанского. Но их раскупорим после поздравительной речи президента.
  -Я хочу заранее присоединиться к поздравлениям президента, неси все, что есть.
  -Но, ведь…

  -Никаких «но».  Не смей обижать главу государства. Принеси, тебе говорят! Ладно, шампанское будем в честь президента, а коньячок оприходуем во славу года уходящего.
  Раздался стук в дверь, и голос: «Тук-тук!»
  -Заходите, дверь открыта, крикнули из-за стола. Зашла соседская старушка – баба Алевтина, бывшая учительница Катерины.

  -С новым годом, новым счастьем! Всем вам благ да здоровья! - причитала она, и вытащила из пакета полутора литровую банку спирта да конфет с пряниками. 
  -Откуда у отставной училки столько добра? –с удивлением спросил дед Макар. - Знал бы, что такая богатая, давно бы переселился к тебе!

  -Это дочь работает старшей медсестрой в больнице. Вот, она в течение года натаскала для оплаты поденщиков  по хозяйственным работам. Это из закромов родины. Берегла  на новый год.  А дети встречают год у городской  ёлки.  Чего думаю, куковать-то одной, пойду к добрым соседям. А на счет переселения народов, ты Макар, сильно запаздываешь. Сколько можно тебя ждать. Что тебе от детей надо? Не притесняй их, живи сам и дай им дышать свободно. Мои дети разлетелись, так и поговорить, и снег разгрести с тротуара некому.
  Дед поднял расплывающиеся глаза, и сказал:

  -Алептина! – я тебя всегда уважал за одно - значность мысли и действий.  Россия держится на таких бабах, как ты, и побеждает. Вот, прижал бы тебя к груди своей. Но мы все заражены коронавирусом.  Гостье отказать в приеме не прилично, но предупреждать, наш долг!
 
-Да знаю я,  сама тоже прихватила. Позвони-ли и рассказали подробно, что делать, какие лекарства пить. Но дочь сказала, что люди в большей части умирают не от коронавируса, а от лекарств, убивающих  иммунитет, и обострения основных болезней. Пока перебиваюсь рекомендованными лекарствами. Потому, подумала, что зараза к заразе не пристанет, и приползла к вам.

  -Ну, правильно, сказал дед. Помирать так всем колхозом! Только вот, дочку и внучек жалко.
Катерина, долго не  могла выйти замуж из-за своей разборчивости. Один пьющий, другой курящий, третий лежебока. Да и те петушками ходят, будто сам Макгрегор.

  Волновался, что дочь никогда не выйдет замуж, пока не пришел к нам Бомбурат в поиске работы. И мы наняли его. Работ - то дома хоть завались! – и печную трубу надо разобрать,  выложить из огнеупорного кирпича, и крышу сарая заменить, и забор новый поставить, покрасить фасад дома… Ну, расскажи сама, дочь, как устроен твой мир,  - обратился он к дочери.
  - Хорошо устроен мой мир, сказала Катя, я за Борей как за горой.

  -Вы даже имени моего выговорить не можете, все Боря да Бомбурат! – обиделся зять. Бабамурат зовут меня. Так нарекли родители. Вот, двадцать три года, как живу среди вас, троих внучат тебе посвятил, а все слышу одно и то же.
  -Не стоит обижаться, сказала Катя, - мы свой-то язык толком не знаем. А ты теперь знаешь три языка. Лучшие произведения запоминаются по содержанию, а не имени автора.
 
-А ну, наливай, Гиппократову воду по стаканчику, вздрогнем в честь покидающего нас года! - сказал дед, и выдвинул вперед свой классический стакан.
-Макару наливайте поменьше, старый организм не выдержит, сказала бабушка Алевтина, и собралась добавить ему газировку. Но дед отвел свой стакан, сказав, что этот Сталинский стакан - мерило стойкости русского мужика. -Если жалко своего спирта, то можешь забрать,  а запрещать пить, есть,  не смей! –сказал он.
  -Ради бога, пей, сколько хочешь! –сказала соседка, и переключилась на разговор с молодыми.

-Кто за кого, но я за дорогого моего зятя Бамбарамта!  Бабамурат, икая и шатаясь, поднялся с места и стукнул своей рюмкой по раритетному стакану деда:
  -Вздрогнем!
  В последний момент дед Макар вспомнил про красный перец. Раскрошил в свой стакан, и перемешал в спирте, взболтал и выпил в два глотка. Видать, не всё коту масленица, потому, как все складки мудрости собрались в одну кучу, вокруг губ. Он не дышал. Только,  спустя минуты с шумом выдохнул весь испорченный кислород. 

-Ну, не берет, собака! Вот зеленого лучка бы! Но, лучка не было.
-Вы молодцы, сказала старая учительница.  Дочь в институте, сын уже зарабатывает и второй сын в училище обучается профессии. Благополучная семья. Завидую белой завистью.
  - Разве у вас не так? У вас тоже дети рабо-тают,  самостоятельны и дочь и сын.
 
-Со стороны может, и кажется так, а вот на самом деле, живу я в постоянной тревоге. Сын развелся с двумя детьми. Что им не хватало? Сын
говорит, что она изначально не приспособлена была к строительству семьи. Любовь слепа. Не придавал значения. Часто приезжал с детьми, чтобы накормить их домашней пищей, чтобы отдохнули от постоянных колбас, печенья да сладкой воды. Иногда сама привозила им, чтобы накормить. Но, вот, как гром среди ясного неба - развод!.

  -Стало модным разводиться из-за алкоголизма, безработицы, или из-за вечной борьбы между мужчиной и женщиной за главенство в семье. Некоторые дурочки помешаны в цветах, а иные - в духах. Вот, старший мой посадил во дворе тридцать кустов роз и пятьдесят луковиц гладиолуса, георгинов и пионов по кусту. И что ты думаешь? – жена его выбросила подаренные им цветы с огорода, и сказала, что порядочные мужики дарят купленные цветы.  Сын мой долго убитый ходил. И я не могла образумить эту Эллочку-людоедку. На попытку сына наладить отношения, отвечает, что она женщина. Что мол, мужчины её должны боготворить…
 
- Да, первые десять лет совместной жизни всегда проходит в трениях. А когда период притирки завершается, супруги становятся «не разлей вода». Мой муж Бабамурат еще до женитьбы рассказал о своих привычках, жизненных приоритетах, потому, мы почти не конфликтовали. Я приняла его как добытчика, а дом взяла на себя. Он хороший садовод, освоил сантехнику, кладку и штукатурку, без которых в деревне нельзя жить.   
 
Однажды он сказал слова, которые я запомнила на всю жизнь. «Кто в доме хозяин? – это самый глупый вопрос вопрос»,  сказал он. «Дома все хозяева, от малыша до деда. Все должны жить, трудиться, обучаться как для себя. И все хозяйственные задачи должны выполнять в мере своих сил и возможностей».
 
Я не возразила. Сын стал электриком, попутно само собой освоил ремонт всех известных электроприборов. А дочка училась на медсестру, и изучила всю фармацевтику, лекарственные травы, лечение питанием. Никто из нас с той поры не обращался в поликлинику.

  Беда у нас лишь в том, что они не хотят устраивать свои жизни. Сын говорит, что нет нормальных девушек, а дочь говорит, что нет нормальных мужчин. Вот, так и живем.
  -А как вы боретесь с коронавирусом? –спросила Бабушка Алевтина.

  Да, уже десять дней, как получили положи-тельный результат теста. Выписали необходимые лекарства,  Но дочь сказала, что если начинать колоться этими антибиотиками, то быстро посадим сопротивляемость организма. А дома, кроме молодежи здоровых персон  нет. У меня диабет, дед дважды перенёс сердечный криз, а у мужа был ишемический инсульт. Потому, решили, что если помирать, то лучше своей смертью, а не от контрафактных лекарств.

  - Странное решение, сказала старая учительница. Моя дочь в больнице главная сестра. Но она сторонница упреждать болезнь самыми сильными лекарствами ещё в начале болезни. Постоянно делала уколы и давала таблетки. Почти полмесяца лежала без движения, и благодаря её заботам, выкарабкалась, Чувствую ужасную слабость и страх.
  Алтын, дочь Катерины, доселе слушавшая беседу старших, решила высказать свое мнение:

  - Я вам расскажу об альтернативном мнении на счет всяких пандемий. Это не только философская, но и медицинская точка зрения. Природа долго терпела вмешательство человека в установленный им процесс эволюции. Загадив моря и океаны, реки и озёра, вырубив вековые леса, высушив болота,  он убил всю флору и фауну в среде своего обитания.

Борьба за комфортную жизнь  вышла боком. Нарушенная экология порождает все новые вирусы и микробы. Так она защищается от беспрецедентного размножения людей. Ученые  считают, что на естественные напасти надо отвечать естественными путями, защитными механизмами самого организма людей, а не химикатами.

  Антибиотики убивают не только вирусы, но и иммунитет, в результате которого человек становится уязвимым даже от самых обычных микробов.  А вирусы адаптируются и становятся ещё более устойчивыми на обычные антибиотики. Это значит, что при любом осложнении лекарства уже будут бессильны. Мы в семье решили положиться на иммунитет. И всячески укрепляем его. Питаемся здоровой пищей, большую часть времени проводим, работая физически, во дворе; пьем отвары, температуру не сбиваем. Стул нормализуется, температура то повышается, то понижается, боли в легких, бронхах, кашель также продолжается с переменным успехом.
  -Я  беспокоюсь за деда вашего, сказала тетя Алевтина. Он вовсе не следит за собой.
  -У деда на все свой ответ: бог дал, эту жизнь,  бог и  взял. Противостоять богу глупо! Он ни разу за свою жизнь не лежал в постели больным. Работал плотником, в цеху стоял невыносимый сквозняк. А он в худшем случае, только чихал. Отец мой говорит, что если помрет, - то только от контрафактных  лекарств.
 
-Вы не опасаетесь предупреждения правительства,  что, если кто не обращается при температуре за медицинской помощью, то получит штраф в миллион рублей или конфискацию жилья, - это ведь, страшная угроза?

  -Они там глумятся над народом. Какая медицинская помощь, когда в «скорую» поступают в день по 200 звонков? Они свою элиту не успевают обслуживать, не то чтобы простых граждан.  Во - вторых,  как быть самоизоляцией? Ведь, сами приказали, чтоб все  сидели дома. Как совместить эти сплошь противоречивые  приказы и указы? Миллион рублей давай им, или квартиру! Это болтают отупевшие господа,  которые, сидя на шее народа, пытаются погонять их. А что, люди выживают от 8 до 15 тысяч рублей пенсии или зарплаты в месяц, будто не знают.
 
   -Ой, сколько этих законов, противоречащих насущным интересам сограждан, - уму не постижимо! – сказала соседка. Помните, как запретили селянам держать в подворье живность? Говорили, что мы должны жить как европейцы. Вокруг домов должно разбить газоны. Что куры своим голосом беспокоят соседей, и гадят дворы. Народ  направили в супермаркеты, сооруженные самими же. А что там?  - дорогие продукты – не доступны по цене, а доступные  - просроченные или суррогаты.

  Чего рассказывать сами копаетесь на земле, и знаете, что излишки огородной продукции продавать практически невозможно. Цены за место за прилавком  дороже, чем дневная выручка от продажи тех же огурцов или кабачков. Остальные, особенно помидоры и морковь вообще не родятся из-за болезней и вредителей. Средства защиты – опять же, дорогие, не стоят выращенного урожая. Вот, и живем теперь, не в силах освободиться от бесконечных удавок. 

  -Вот, прошел ещё один год, сказала соседка,
А новый год люди встретили как-то без оптимизма, хмурые все, без блеска на глазах. Хотели бы радоваться, да не знаем, чему.
  В новогоднюю ночь,  вовсю шел мокрый снег. При плюсовой погоде все растаяла, и дороги, тротуары превратились в сплошной каток. Молодые допоздна сидели за компьютером. Катерина встала рано, и сразу пошла на кухню, чтобы
разогреть еду на завтрак.
 
Дружная семья собралась на завтрак. Но дед не вставал. Алтын, внучка, его персональный лекарь, подошла и положила ладонь ему на лоб.  Он был холодный.  Дед почти не дышал. Температура показывала сорок.
  -Давай, вызову машину скорой помощи! – обратилась внучка, но Макар едва слышным голосом ответил, что не  надо никого вызывать, что ему очень хорошо.  А скорая, все равно не приедет. У меня сильно болят суставы, позвоночник. Двигать-ся не могу.

  - Я хочу потеть, сказал он.  Принесите настойку спирта с перцем.
  -Нельзя тебе больше,  папа, вмешалась в разговор дочь Катерина. Ты уже сердце свое посадил, больше не выдержит.
  -Не перечь! Сказал шепотом дед, - мне лучше знать. Организм требует.
  Зять приподнял тестя, и подложил под спину подушки. Дед дрожащими руками взял в руку стакан,  выдохнул через левое плечо, и крупными глотками осушил посуду.

  Через некоторое время Макар шумно выдохнул. Из впалых глаз полились слёзы. На, пей настойку из боярышника, крапивы и малины! – предложила дочь.  На следующий день позвонила учительница. Она сказала, что умер давно направленный на лечение сосед по улице, Николай. 
          Прошло ещё некоторое время. Убрав за столом после завтрака, Катерина вновь подошла к отцу. На лбу его потёплело. На складках лица и лба стояли капли воды. Глаза открыты, но тело было уже безжизненное. 
  - Счастливая смерть, сказал Бабамурат. Без боли, страданий, ушел тихо и мирно. Счастья тебе в райских садах!