Два автопортрета Босха

Александр Бокшицкий
Между ними пять или даже меньше лет. Справа фрагмент картины “Святой Иоанн на Патмосе”. Можно ли по внешнему виду определить, что чувствовал художник в тот момент, когда заходил в свою картину? Зачем ему кираса, крылья, лапы, хвост? Забавный монстр, исполненный очей. Но, может, в этой пародийности защита от соблазна выразить невыразимое? Значит, сильное чувство. И вызов той моде, что позволяла заказчикам располагаться в картинах на библейские сюжеты в сапогах и орденах. Неискренность знати – печаль для многих членов Братства Богоматери. И Босх был посвящен, и, как положено, печален, но не каждый день, потому что чрезмерная печаль ослабляет чувство, Богоматери это не угодно. Правильная ложа, почел бы за честь вступить и посетить славный город Хертогенбос.