Шпаргалка для гувернантки - книга 2 -глава 3

Беннани Ирен
Диагноз аутизм

Людмила не имела медицинского образования, но поняла сразу, что это особенный ребёнок, не просто отстающий в развитии  -  речевыми проблемами, со слов Нино Автондиловны,  у девочки - отстающей в развитии, скорее всего, не здоровая психика.
Беседы с психологом, всё это лишь подтвердили. Как выяснилось, у девочки имеется аутизм четвёртой группы. Действительно, Аурика  произносила целые фразы, осознанно: - пойдём мыть руки или повторяя за гувернанткой стихи в соответствии к рисункам.
- Я понимаю, как это звучит, Людмила Александровна но, аутичные дети рождаются, когда родители по какой – то причине решают «завести ребёнка». Некоторые для сохранения брака или по причине разницы в возрасте у супругов. Эти дети лишены эмоций, говоря о том, что у таких «аутят» не имеется сильной привязанности к  близким, к родителям. – Мне важно знать, что Вы думаете по этому поводу?
-  Дора Вольфовна, - думаю, если связь нервных центров отсутствует в должной мере то, по возрастной причине, имеющейся у родителей. Не зря ещё в девяностые годы термин – старо родящие относился и к женщинам тридцатилетнего возраста. Генетика –  наука, которую не  опровергнуть.
 -' Девочка у Нино Автондиловны - это второй ребёнок, после достаточного перерыва, как я поняла, и судя по тому, что у неё имеется взрослый сын, студент, выходит   проблем со здоровьем он не испытывает,  в отличи от Аурики .
Понимаете, я  давно и успешно занимаюсь с  детьми «аутятами», многим из них я помогла, моими наставниками были прекрасные педагоги в столице, я рекомендую почитать их статьи.
По просьбе Доры, подавая украшения, оставленные в гостиной после её занятий, Людмила уточнила имена педагогов, надеясь разобраться с методиками,  которые будут способствовать развитию  девочки.
- Видите ли, у меня к есть вопрос - это связано с  Аурикой.
- Людмила, что Вас волнует?
- Буду с Вами откровенна, меня беспокоит указание  Нино Автондиловны, что нам с Аурикой нужно посещать не только площадку у дома но и другую  игровую площадку, которая  в 20 минут ходьбы. Как Вы знаете,  у девочки присутствует частая смена настроений. Предположим, что некоторые дети, скажем в песочнице, не захотят делиться с ней своими игрушками, чего Аурика не понимает. В результате может случиться истерика, в таком состоянии девочка вырывается,  падает  и бьётся о землю. Удержать крупную девочку в такие минуты на руках мне не под силу, тем более, что её нужно доставить обратно домой. В отличие от Ивана Сергеевича, здорового и крупного человека, я не имею такой физической силы, да и машины нет под боком. В  этой связи, хочу узнать Ваше мнение: стоит ли мне уводить ребёнка от дома так далеко?
- Я точно знаю, что не стоит.
-  Мне нужна Ваша консультация, как специалиста ещё по одному вопросу, что касается Аурики. Когда она капризничает и просится на руки, я  её беру, тем не менее, она проявляет агрессию; тут же царапает мне лицо и бьётся головой без разбора, еле успеваешь от девочки отстраниться. Боишься её уронить, но не всегда её можно и оставить на месте, хорошо, если она бьётся в истерике на газоне, а бывает и на асфальте.
- Видите, такое происходит - будьте осторожны с ней.  Осуществляйте захват сзади.  В моей практике были случаи когда, один из мальчиков, во время истерии выбил зубы своему отцу.
Людмила,  я хочу, Вас похвалить. Вы правильно всё делаете, вы имеете большой опыт с детьми и поступаете правильно. Без Вашей помощи мне не обойтись, значит,  к завтрашнему дню вы повторите задания и выполните некоторые из тех, что мы не успели, Аурика и  сегодня вырывалась, пытаясь то, покушать или попить, выйти на лоджию, знаете, там она нашла ещё конфеты.
- Да, я не предполагала, что они могут там быть, обычно те, что кладут родители в кухонных шкафчиках, я прячу до  обеда, но  лишь в пределах кухни.  – Хорошо, я проверю: не осталось ли ещё конфет на балконе.
Перед уходом, Дора, повернулась к Людмиле  и обняв её сказала:
- Людмилочка Александровна, до завтра.
Людмиле не нравились эти объятия, так как это нарушало ее личное пространство. Она  считала, что между коллегами на работе, должна сохраняться дистанция.
Тех же взглядов, она придерживалась, наблюдая, как психолог, зажимает и тиская Аурику повторяя постоянно одно и тоже, в очередной попытке внушить свои чувства:
- Я люблю тебя. Давай поцелуемся. Аурика, Дода любит тебя.
Закрывая  дверь, Людмила подумала, - «ну наконец закончились её лобызания».
«Только, вот после её любви, как накормить ребёнка, особенно теперь  - после стольких конфет, учитывая и то обстоятельство, что  Нино Автондиловна  запретила пользоваться планшетом, а её выговор - ограничение ребёнка в сладкого и вовсе ставил в тупик. Кто, как ни родители по вечерам приносят девочке сладости, с утра она получает конфету у логопеда, в обед наедается во время занятий с психологом. Выходит, гувернантка – это чёрная лошадка, на которую приходиться вся нагрузка, но она как великий Гуру должна обходиться и без музыкального сопровождения во время обеда», - размышляла Людмила, закрывая за психологом дверь.
Гувернантка, позвала девочку к умывальнику, вместе они повторили:
- Если руки моешь ты, если руки моем мы - значит руки  - вымыты.

Людмила включила на своём телефоне песенку про машинку, везущую молоко. Под которую, к её удивлению, даже после конфет, Аурика съела полностью и  суп – пюре, и  выпила немного компота.
После тридцати минутного отдыха с ребёнком, зазвонил телефон – это Нино Автондиловна, не замедлила с указаниями в отношении прогулки. « Интересно», - пронеслось в голове у Людмилы, - «а когда же девочке отдыхать?»
Как и следствие, Аурика закатила истерику, с трудом одев девочку, Людмила вынесла её на улицу на руках – так как, ни на какие уговоры   ребенок не соглашался, она плакала и прижимаясь к  Людмиле  повторяла:
- Лю, Лю домой! – Домой…а..а..а, - захлёбываясь в слезах.- Лю, баю, Лю - баю бай, - заходясь в истерике, выкрикивала Аурика.
«Не надо  иметь и семи пядей во лбу, чтобы понять -  девочка нуждается в отдыхе».
Гувернантка взяла ребёнка, успокаивая  и слегка прижимая к себе, поспешила обратно. Затем они зашли в спальню.  На руках Людмилы, крики Аурика постепенно стихали, женщина напевала колыбельную и гладила девочку по волосам, она улыбалась. Вскоре ребёнок уснул, проспав около часа. После сна гувернантка открыла детскую книгу с мелодиями, глянув на довольное выражение девочки, сообщила:
- Аурика, пойдём за стол, пить компот и кушать печенье. Она  еще предложила немного каши с варёными овощами. А потом на столе с клеёнкой, разложила раскраски с кистями и  красками. Сообщив, что займутся раскрашиванием уточки желтого цвета. И вместе, под весёлую песню утят стали рисовать. Потом, в гостиной,  Аурика заметила на столе альбомный листок, на нём было нарисовано озеро с камышами по краям, у которого  были расставлены уточки из пластмассы и ещё приготовлен  пластилин жёлтого цвета, тарелочка из детского набора посуды. Людмила села на диван, достала из коробки игру;   ловля рыбки удочками с  магнитиками. Аурике нравилось  эта игра, во время которой, Людмила сообщила, что рыбки любят полакомиться червячком, как и эти уточки.
- Аурика, давай мы покормим  уточек. С этими словами она стала раскатывать пластилин, в небольшие колбаски, потом, она разрезала их на части и раскатывала пальцами - червячков.
Девочка, наблюдавшая за гувернанткой, подошла к своему небольшому столу и сев за него, продолжила дальше лепить, раскладывая червячков на маленькие тарелочки.
Вскоре  посчитав всех уточек, Людмила положила по количеству птиц цифры, возле каждой из них, слушая, как Аурика считает с ней вместе.
Немного времени и  ребенку захотелось побегать. Гувернантка доставала цветные шары и  весело подбрасывала их то вверх, то вниз вместе с ребёнком, включившимся в весёлые игры.   Людмила озвучивала их полёт, указывая направление воспитаннице, куда бросать шары определённых цветов.  Только к приходу родителей эмоциональное состояние девочки порадовало гувернантку.
С утра  Нино Автондиловна выговаривала недоумевающей Людмиле, что ребёнок ест чрезмерное  количество сладостей. В результате чего,  наблюдается небольшая сыпь на всём теле ребенка.

Людмила решила немного пройтись, чтобы себя успокоить и настроиться на позитив. Когда к назначенному времени прибыла психолог, гувернантка сообщила ей, что отойдёт, пока у  ребёнка сеанс. А перед уходом,  Людмила включила телевизор в гостиной, нашла для занятий  заставку с музыкальными файлами и  медитативным сопровождением.
К концу часа Людмила вернулась,   Дора  ознакомила  её с заданием для Аурики и попросила чашечку кофе. Пока психолог кофейничала, гувернантка собрала разбросанные предметы.
- Я понимаю, как это выглядит, но дорогая Людочка Александровночка, я сегодня вообще не успела позавтракать, благодарю Вас, за бутерброды из красной рыбки и сыр.  Вчера к нам приехал приятель мужа  со своим взрослым сыном. И я поспешила приготовить им завтрак, а вот сама поесть не успела.
- Почему же, Дора Вольфовна – вы не сказали об этом сразу, как  пришли, тогда  бы я задержалась.
- Людмила, Вы не представляете, какой прекрасный человек его друг, он выстроил себе особняк в своём городе, только одна проблема, ему нужна женщина для семейного союза. Людмила, мне бы хотелось познакомить вас, когда в следующий его  приезд состоится без сына.
«Вероятно, Дора считает, что мною можно манипулировать, как и другими людьми, как вижу, за меня она всё решила». - Эта мысль не покидала Людмилу но «взяв  себя в руки» произнесла:
- Знаете, я не так давно благополучно рассталась с мужчиной, покинув   столицу.
-  Вы столичная штучка, -  свою неудачную попытку сватовства, Дора сразу перевела  в шутку. - Я хочу, чтобы Вы рассказали мне, помните, Вы говорили, что   занимались с мальчиком около двух лет. Мне важно знать, у него имелись проблемы в развитии? – попыталась перевести разговор на другую тему и тем загладить неловкость, ведь кто, как не специалист психолог разбирается  в бестактности  своих предложений.
- Да,  с речевым развитием, но пробелы за пару месяцев были преодолены, ребёнок оказался очень способным, его мама и родственники относились ко мне как к члену семьи, и  всегда с большим  интересом следили за  успехами мальчика.
Затем, психолог попыталась навести справки у Людмилы  о  бывших работодателях, их семье.
- Людмила, а почему Вы не работаете в этой семье, расскажите мне какие они, эти работодатели?
 - Мы поддерживаем отношения.
 А расстались мы, по причине  их отъезда и смены места жительства. Они предлагали мне переехать вместе с нами, но я не хочу уезжать, я совсем  недавно  вернулась в родные места, теперь они вынуждены искать гувернантку для мальчика.
Дора Вольфовна, у меня имеются рекомендации от этой семьи,  Нино Автондиловне  в своё время они предоставлялись.
Я не буду вдаваться в подробности, в части того, что касается моих бывших работодателей, по определенным этическим  правилам, надеюсь, Вы меня понимаете.
- Людмилочка Александровночка, а я со своей стороны  могу назвать по фамильно  семьи, которым я помогла. Когда приехала сюда супруг, это у меня второй брак, упрекал меня за то, что я себя не жалею и снова занимаюсь с аутичными детками. Но, считаю, если помогу хоть одному ребёнку – это большое благо для кармы.  И для Вашей кармы тоже Людмила. Я заметила, что вы очень мудрая женщина, мало того, что Вы сами образованный человек, вы говорили, что и дочери дали хорошее образование.
- Да, - ответив психологу, Людмила заметила:
- Мне пора заняться кормлением Аурики, её приём пищи строго расписан в соответствии с приёмом лекарств.
- Да, я хочу, чтобы Вы услышали меня, я понимаю, как это звучит, но будьте к родителям девочки снисходительней, без Вашей и моей помощи им не обойтись. Подумайте о том, что мы с Вами уходим после работы, а они с этими проблемными детьми остаются. Людмилочка Александровночка, я советую серьёзно подумать о том, что занимаясь с аутичными детьми мы улучшаем свою карму.  До завтра.

«Непонятно, что за игры затеяла Дора, сначала она  предлагает какое – то  сватовство, а затем, проявляет свой интерес к  в моей подноготной?» – провожая взглядом психолога, размышляла Людмила.  В тот момент, когда Дора  скрылась в дверном проёме, какая – то навязчивая мысль о том, зачем она затеяла беседу об улучшении кармы, так и не давала покоя.

Следующим утром, от Нино Автондиловны Людмила услышала упрёки в свой адрес, по её мнению на голове ребёнка обнаружилась шишка и следы в виде небольших синяков  в области ног и рук.
- Нет, при мне ребёнок не падал, иначе бы я заметила, как правило, дети плачут, если им больно, а я не удерживаю силовыми методами Аурику, она сама часто «подкидывает» мне тему занятий, а я лишь замечаю и развиваю направление дальше. Когда девочка не расположена к занятиям, не заставляю её, мы  с ней просто играем.
К назначенному времени для занятий психолога не было, а гувернантке поступило телефонное указание от Нино Автондиловны покормить Аурику. И так как это указание было спустя некоторое время, после приёма лекарств, Людмила Александровна так и сделала.
Поиграв с  Аурикой  с муляжами фруктов, овощей и грибов, разложив перед ней их в три кучки, а затем с этими изображениями  на магнитах, прикрепляли,   классифицируя их, на  миниатюрной магнитной доске.  Такая же доска, но большая по размеру находилось в гостиной. 
Последнее время маму воспитанницы, мало заботило то, какие пособия нужны гувернантке, для проведений занятий с ребёнком, тем не менее, она требовала от неё их проведения, а пособия  для занятий перемещались, в рюкзачок  Доры Вольфовны и ожидая  её прихода, находились в гостиной.
Покормив ребёнка, Людмила услышала, что детский психолог уже на подходе. Нажав кнопку на домофоне, чтобы обеспечить ей доступ, гувернантка поспешила к двери, заметив, что Аурика выдвинула ящик комода и   судорожно хватает игрушки.  «Опять запасается впрок на занятия», - пронеслось в её голове.
 У Людмилы создалось впечатление, что  не случайные обстоятельства, явились причиной нарушенного режима -  это  решение Нино Автондиловны. Последнее время, участилось подобные переносы, ломки режима, как будто бы  аутизм девочки не брался в расчёт. Тому подтверждение не заставило себя ждать, когда  во время занятий психолога, девочка попросилась на горшок.   Основную же часть времени они провели в играх, ребёнок был больше обычного  возбужден  и сильно взмылен.  Сегодня во время своего чаепития, психолог сообщила Людмиле, что недели на две уезжает с мужем в  Израиль. А, затем попросила:
- Люмилочка Александровночка, я понимаю, как это звучит, но не могли бы Вы мне дать телефон своей педикюрши, конечно, если она у Вас есть.
- Да, но  вряд ли она Вами займётся. Педикюр, она делает только близким приятельницам, как женский парикмахер, она вас примет, но только через неделю, не раньше..
- Я понимаю, тогда, пожалуй, не стоит. Так сложилось, что я стараюсь поездки в Израиль совмещать с процедурами, делать за рубежом инъекции «ботекс». Многие пользуются покупкой страховки, чтобы их принимать, мои знакомые девочки делают здесь, но стоит дороже. А, вы пока не задумывались?
- Я считаю подобную процедуру для себя не приемлемой,  не хочу, чтобы на лице появились растяжки, которые со временем должна буду заполнять.
- Я понимаю, что работа занимает немало Вашего времени, а спортом Вы занимаетесь?
Людмила посмотрела на сухую с заметной сутулостью спину Доры Вольфовны, которая  одевалась перед уходом в полупальто цвета опавшей листвы и вдохнув глубже, чтобы не сорваться и не сказать: -  «не только спортом, но также и сексом», - отвечала:
- В зимнее время – это бассейн и ходьба. Знаете, дома я имею совершенно другую жизнь, особенно по выходным - долгие прогулки вдоль моря, у меня существуют хобби и личные интересы.
«Конечно я должна быть, как робот и Аурика, быть запрограммированной, с приходом мамы на сон », - пронеслось в голове у гувернантки, - «вероятно до психолога не доходит, что вместе  с мамой воспитанницы, они только делают, что прилагают усилия к  изматыванию детской  психики и физического состояния ребенка. Непонятно каково предназначение психолога, если допускается частая ломка графика и ликвидируется распорядок дня ребёнка, тем более, при аутизме. Кто как не психолог должен учитывать, всю  пагубность дневного расписания девочки без сна и отдыха, на психику. Чем это оборачивается: расстройством психики, истериками и тем. Они не имеют понятия, о релаксирующих процедурах девочки, в форме занятий с водой, проводимых мной, чтобы  успокоить ребёнка». Вместе с Аурикой  Людмила слушала спокойные мелодии во время прогулок, чтобы прийти и  самой в спокойное уравновешенное состояние». Они не задумываются о том, что кроме существующих обязанностей, гувернантке приходится поднимать и носить на себе тяжёлого ребенка
Но, вот наступил день перед отъездом психолога. На этот раз занятия проводились во второй половине дня, по причине профессионального  празднования, в связи с чем,  Дора пришла позже обычного -  ближе к вечеру и снимая пальто поинтересовалась:
- Послушайте, Людмилочка Александровна, мама сегодня придёт как обычно?
- Даже, не в курсе, когда задерживается, она мне звонит.
Людмила складывала на полках и по коробкам игрушки, думая, что до прихода родителей она с ребёнком немного пройдется у дома, и в это время доносилось  монотонные фразы психолога: - Мы тесто месили, вымешивали.
«Однако, во многих детских методиках говорится, что сначала сообщается ребёнку о том, чем займёмся, затем он наблюдает за действиями, которые ему потребуется повторить. Но, говорить во время занятий о том, что вы делаете, не стоит, потому, что в этот момент ребёнок всё равно вас не слышит».
А последнее заявление Доры, что она нашла записи  тридцатилетней давности – противоречили её рассказам о постоянной работе с детьми. «Странно, - подумала об этом Людмила, ведь у психолога должны иметься и современные наработки, которые она использует в своей практике день за днём».

Однако, сегодня Мама ребёнка вернулась раньше обычного с цветами и конфетами и шампанским для дорогой Доры Вольфовны, расцеловавшись с психологом в коридоре.
«Замечательно», - подумала гувернантка, - «оказывается, все лавры достались психологу - это наверно и потому, что Доре  – Людмила показала свою страницу на сайте с подробным описанием своих методик, по которым психолог и пытается практиковаться. Но, за исключением понимания того, о чём пишется во многих статьях известных психологов: «Ребёнка невозможно заставить чему  - либо научиться, его  можно только заинтересовать. Ведь именно, интерес способствует желанию - обучаться». «Но  на практике желания заниматься у Аурики с психологом не возникает, тем не менее, гувернантке приходиться исправлять эту ситуацию, всеми возможными  способами, заинтересовывать девочку, обучая ребёнка играя». 
Когда после выходных Людмила пришла к назначенному для работы с ребёнком, времени, она застала  дома картину:  домочадцы ходили на цыпочках, стараясь не разбудить малышку. Оказывается, она больше суток, отказывалась спать вообще.
«Да», - подумала гувернантка, - «вот до чего довела ломка режима ребёнка, конечно, так оно и должно быть, когда не дают днём спать».
В отсутствии Доры, ребёнок продолжал посещать логопеда, кроме того папа ребёнка внял Людмилиной просьбе: девочке приобрели трёхколёсный велосипед и теперь она с удовольствием, сопровождаемая гувернанткой, совершала  поездки, иногда за пределы двора. Пока у ребёнка не получалось крутить педали, но ноги она держала на них, когда Людмила помогала ей  управлять.
Аурика  стала произносить и различные фразы, и теперь, Людмиле было проще её понимать.
В занятиях девочки азбукой в «пазах» наступил заметный прогресс, ребёнок с большим удовольствием вынимала пазы с изображением разных предметов и обратно вставляла на подобный рисунок с буквой и предметным изображением, при этом она называла не только букву, но и слово, начинающееся с него.  А иногда они просто на карту с буквами расставляли соответствующий букве предмет. Ё – ёжик, С – собака и так в основном весь алфавит учитывая наличие твёрдого и мягкого знаков, сложности с буквой -  Ы.
Нино Автондиловна не преминула это же продемонстрировать гувернантке успехи ребёнка, только её старания заставить быстрее отвечать Аурику сбивали девочку с толку. И вот, вынимая паз с улиткой девочка произнесла:
- У – утка, она плавает.
Затем, повторяя фразу, которую всякий раз слышала от гувернантки. Умница, замечательно Аурика.
 Нино Автондиловна – заявила:

- Какая же утка, если  это улитка!
- Да, верно - поспешила на  помощь к ребёнку Людмила:
- Утка, плавает и начинается с буквы – У, также, как и улитка, начинается с этой же буквы: у, правильно – улитка - это та, которая ползает. Но, Аурика, обрати внимание – что здесь на доске – улитка, значит, мы говорим то, что видим. - У – улитка.
Хорошо, замечательно, а следующая буква?
- Ф – филин, летает.
 Да, Людмила добилась прогресса – девочка заговорила и по словам психолога ребёнок выберет интонацию и разговорную форму одного из них;  Нино Автондиловны, Людмилы или же Доры Вольфовны. А вот, Аурика подражает Людмилиной речи, вероятно причина проста – она в том, кто с ней занимается. Однако создалось впечатление, что Дору Вольфовну как и Нино Автондиловну заботит лишь то, как приписать успехи ребёнка к своим  заслугам?» - пронеслось в голове у Людмилы, - «почему их это так беспокоит, а нельзя ли, вместо того, чтобы пестовать каждой из них своё эго, просто порадоваться за Аурику.»
Как бы кто «не перетягивал на себя одеяло», Людмилу интересовал в большей степени результат, считая, что она отрабатывает свою зарплату, конечно за мизер того, с каким проблемным ребёнком она столкнулась.
Казалось бы, всё вернулось на круги своя, девочка, пообедав после прогулки, теперь спокойно могла отдохнуть в тихий час, кроме последнего случая, когда ребёнок во сне обмочил кровать.
- Мы её будим и на горшок сажаем, затем Аурика всегда продолжает  спать, - заявила недовольная  Нино Автондиловна.
- Не знаю, обычно дети не укладывают на кровать родителей и даже к детям в кровать подстилают не промокающую пелёнку, или на ребёнка надевают памперс на ребёнка, что же на будущее буду знать, - извинялась Людмила.

Но тот факт, что девочку будят, а затем, полусонную садят на горшок и повторяется это дважды в течении часа, воспринималось Людмилой, как издевательство над ребёнком. «Хорошо, что у меня с Аурикой, подобные случаи были редкими», - пронеслось у неё в голове.
Но, несмотря на подобные инциденты, ситуацией ещё можно было как – то и управлять.
Людмила постепенно старалась наладить контакт Аурики с детьми, гуляя с ней на детских площадках. Играя, в песочнице, где находился и другой ребёнок, мальчик, которого они встречали во время прогулок не раз. Он пришёл сегодня снова к ним играть.
- Тимурчик, вот видишь – перед тобой бульдозер, у него впереди лопатка, у экскаватора, что    Аурика продолжает держать, тоже есть ковш. Этими ковшами удобно песочек копать, затем насыпать.
Детям нравились совместные игры, несмотря на то, что эту игру пока еще нельзя было определённо  назвать совместной.

- Давай посчитаем, сколько у тебя пирамидок.
- Один, два, …пять, - Тимурчик досчитал до пяти.
Это был абсолютно здоровый ребёнок, но родители были довольны и тем, что после долгого поиска они, нашли хорошую няню, а для развития отдали его на полдня в сад.
И общаясь с нормально развитым  мальчиком, Людмила ощутила насколько же просто с ним говорить, как – будто бы лёгкий ветер её подхватил и помогает идти.
;


Фотография с вечера встречи участников Евразийской творческой гильдии с участием автора, вечер посвящен проблемам детей - Илишей, вопросы затрагивали темы детского аутизма.

Продолжение на сайте Ridero.ru
автор Ирен Беннани
Шпаргалка для гувернантки - книга вторая
Действует акция по цене читателя

15 февраля 2021 г. вышла в свет новая книга на сайте Ridero.ru
автор Ирен Беннани
Шпаргалка для гувернантки - книга третья.
Литература для занятий с дошкольниками.