Контакты с детским психологом
Первое посещение психолога - Доры Вольфовны проходило в присутствии мамы.
- Я хочу, чтобы Вы присутствовали при нашей беседе с мамой, Людмила, - обратилась она к гувернантке, - я буду Вам сообщать, что требуется подготовить для моих посещений.
При этом, она заметила, что гувернантка посмотрела на маму:
- Людмила, Вы смотрите на реакцию мамы, вашего работодателя, не так ли?
Людмила в ответ улыбнулась, да ей была интересно, отношение мамы к тому, что подготовку к своим занятиям психолог перекладывает на гувернантку. «И почему она себя так ведёт, кто психологу даёт это право - её старший возраст, как будто – я школьница, с которой можно беседовать в таком русле?» Только со стороны мамы не было возражений. Что было вполне объяснимо. Ведь родителями Аурики не имели отношения к нейролингвистическому программированию (НЛП), включающее: слова и действия, оказывающие скрытое влияние на коммуникативное поведение человека.
Когда подошёл Иван Сергеевич для знакомства с новым психологом, беседу продолжили в гостиной. В разговоре с главой семейства фразы психолога были рассчитаны на заинтересованность Иван Сергеевича. Заводя разговор с ним, расположившись с правой стороны, Дора слегка прикоснулась к его руке:
- С Нино Автондиловной мы осудили много вопросов относительно состояния Аурики. Но, Мне важно Ваше мнение. Иван Сергеевич, чувствую, что мне нужно с Вами поговорить. Вижу, Аурика Вас очень любит и она очень похожа на Вас. В отличии от сверстников она высокая девочка.
Так как Иван Сергеевич был мужчиной – «аудиалом», Дора Вольфовна, как практикующий психолог использовала эту особенность, постоянно меняя интонацию в разговоре, продолжая расхваливать музыкальные таланты отца.
Во время беседы в отличие от родителей Людмила имела свидетельство об успешном прохождении курса лекций по (НЛП). В связи с чем, родители не догадывались о манипуляциях Доры Вольфовны, считывая символы древнего механизма общения, управляющие их подсознанием. Но, наигранная улыбка блестящих, накаченных «ботексом» губ психолога, на случай, если нужно воздействовать на «кинестетика» и несоответствующее им, выражение её глаз, не могли ускользнуть от Людмилы. «Маска» Доры сохранялась на лице на протяжении всего разговора с родителями: долгого опроса о семье, особенно, что касалось музыкальных талантов отца и его генетического древа и откровенные хвалебные оды в адрес внешности и роста девочки, их сходства с Иваном Сергеевичем.
«Когда же всё это закончится?» - подумала гувернантка - «Неужели такие беседы должны проводить психологи?» Она вспомнила, как год назад в одну из семей приглашали молодую девушку психолога – логопеда, которую при первом знакомстве с ребёнком не интересовали подобные темы, её вопросы затрагивали поведение ребёнка, проблемы, связанные с его развитием. С первого дня проводились занятия с мальчиком, пособия для которых приносила лично психолог. После нескольких занятий она порекомендовала Людмиле, как лучше общаться с ребёнком. Спустя месяц, психолог посетила вновь семью малыша, заметив, что имеется прогресс в речевом развитии мальчика и её вмешательство больше не требуется».
Закрепляя успех своего воздействия на родителей, Дора поцеловала девочку со словами: «Я люблю тебя» и подойдя к маме заключила её в крепкие объятия, затем она достала из сумочки золотые браслеты медленно одевая их, воспользовалась демонстрацией украшений, как средством для привлечения взглядов к себе. Не забывая хвалебных од в адрес родителей, говоря, о внимании и заботе, которую они уделяют ребенку, добавила:
- Бог не в каждую семью посылает таких особенных детей. Что бы я без вашей помощи сделала? Иван Сергеевич, Вы настроите нам музыкальное медитативное сопровождение для занятий?
- Да.
Прекрасно, без Вашей помощи не обойтись!
После ухода Доры, мама продолжала её расхваливать, говоря, что такого высококлассного психолога в нашем городе не имеется и ей повезло, что сюда приехала Дора Вольфовна . А Людмилу настораживали факты из биографии Доры. «Зачем, на склоне лет ей вдруг понадобилось менять место жительство, тем более, имея со слов психолога в своём городе большую наработанную практику и клиентуру, ведь проживала она на подобном курорте...
На следующий день, поиграв с ребёнком на детской площадке у дома, Людмила к полудню повела Аурику обратно в квартиру – нужно было переодеться и подготовить комнату для занятий психолога, убрать все игрушки на лоджию и подогреть пластилин для занятий. Минут через двадцать в дверях появилась психолог. С порога она стала обнимать и целовать ребёнка, затем отправилась в ванную комнату для мытья рук, но вернулась в той же одежде, не переодеваясь.
Когда гувернантка оставила девочку с Дорой, она услышала, как ребёнок стал убегать от психолога в спальню - это было полной противоположностью того, как раньше вёл себя предыдущий Людмилин воспитанник с молодым психологом. Услышав, что Дора Вольфовна просит её к ним подойти, гувернантка поспешила на зов, увидев следующую картину: девочка билась в истерике на полу, всем своим видом давая понять, чтобы её оставили поиграть в спальне.
- Людмила Александровна, - обратилась к гувернантке психолог, - Мне важно Ваше мнение, скажите, что Вы обычно делаете, когда Аурика в таком состоянии?
«Похоже, Дора не догадывается, о моих познаниях в психологии - она воспринимает меня как человека сложного в общении и тем не менее «Странно», - подумала Людмила, - «почему психологу потребовалась узнавать, как вести себя с ребёнком во время его истерии - у гувернантки или она решила меня протестировать?»
- Обычно, в такой ситуации я не продолжаю её отговаривать, убеждения, если она требует достать что – либо с верхней полки – в этот момент на девочку не подействуют. Я просто стараюсь отвлечь её музыкальной песенкой или детской считалочкой, включаю планшет или звук в телефоне и ухожу, приглашая её за мной последовать, она успокаивается и забывает о причине истерики.
- А, какие бывают причины?
- Она может захотеть конфет перед приёмом пищи, захотеть опасный для её игры предмет, попытаться залезть с компьютерного стола на настенные полки за игрушками, которые там.
Тем не менее, психолог не стала уходить от бьющегося в истерике ребёнка, уговорами перестать плакать только лишь, провоцируя её истерию, объяснение было простое - ей нужно знать продолжительность истерии.
В результате всего, она всё же, успокоила девочку, дав ей вторую конфету. Затем, когда Людмила заняла ребёнка игрушками, Дора попросила сделать ей кофе, причина тому - перекусить сегодня она не успела. Приготовив психологу кофе и сервируя стол, Людмила уточнила и её предпочтения к содержимому бутербродов.
Прошли выходные дни гувернантки, сегодня она, как и прежде пришла к девочке, заметив небольшую ссадину на её лбу, но по этому поводу мама ничего ей не сообщала.
С приходом Доры Вольфовны, ребёнок выбежал в коридор, Людмиле показалось, что отношения Аурики с психологом постепенно наладились, но она ошибалась. Глядя на девочку, судорожно сгребающую, первые попавшиеся игрушки, когда та пыталась забрать ребёнка с собой для занятий в гостиную.
Хотя пособия для занятий и комната были приготовлены в соответствии с требованиями психолога, она потребовала у гувернантки, чтобы та незаметно унесла игрушки из комнаты, взятые девочкой. Когда эти проблемы были улажены, а гувернантка подогревала обед ребёнку и раскладывала лекарства, опять раздались позывные Аурики, которая убежала от психолога. Девочка подбежала к Людмиле и стала вынимать из ящиков кухонного стола половники, лопатки и другие предметы, демонстрируя своё нежелание продолжать занятия с Дорой.
- Имеет смысл осудить с Вами, приёмы, которые практикуются с «аутятами», - произнесла за спиной гувернантки, подошедшая Дора.
Во время занятий, я пытаюсь её зажать в угол, но она выскальзывает и убегает.
- Как это в угол?
- Пройдёмте со мной в гостиную, я продемонстрирую Вам.
Дора повела гувернантку к детскому столику и стульчику, его спинка примыкала к стене дивану и действительно, они располагались под углом, так что ребёнок оказывался зажатым в ловушке, а напротив, стоял низкий стульчик психолога.
- Людмилочка Алексанровна, я понимаю, как это звучит, но Вы не сделаете мне кофе с конфеткой?
- Хорошо. Пару минут.
Гувернантка посмотрела на комод у стены, там были брошены фантики от конфет и в стопочке нетронутые карточки с названием геометрических форм.
- Имеет смысл обсудить то, что Нино Автондиловна не всегда понимает мои просьбы, она распечатала, вместо изображения объёмных фигур их названия. Людмилочка Алексанровна, пожалуйста, напомните ей об этом.
- Да, я об этом подумала, когда подготавливала комнату к вашим занятиям.
- Знаете, - продолжила Дора, подойдя к обеденному столу, при этом переставляя столовые приборы и посуду с содержимым с середины стола на торец.
- Вам, не нравится располагаться по середине?
«Как правило, на торце стола – место хозяина дома, предназначенное для мужчин, странно, по каким по каким причинам психолог пересаживается за столом?» - думала гувернантка.
- Видите ли, я так привыкла. Имеет смысл обсудить, - продолжила Дора, - что когда Вы отсутствуете, то мои занятия в выходные проводятся в присутствии Нино Автондиловны. Вы понимаете, о чём я говорю?
- Вы о том, что во время процесса обучения детей, родители их отвлекают?
- Да, Нино Автондиловна, большая умница и очень заинтересована в успехах ребёнка, но она пытается мне диктовать, как нужно проводить эти занятия, а также, чем заниматься, находясь с нами в комнате, несомненно, она помогает, удерживая Аурику во время занятий.
Я понимаю, как это звучит, но не могли бы Вы – Людмила Александровна обходиться одним выходным - раз в неделю? Я тут серьёзно подумала, большее время занятий Аурике пошло бы на пользу.
- Что Вы, Уважаемая Дора Вольфовна, мне кажется достаточным и того времени занятий, которое я уделяю ребёнку обычно, тем более, что я дополняю наши занятия с Аурикой, выполнением заданий, порученных Вами. На мой взгляд, ребёнку необходимо контактировать и с родителями, да, они балуют своё чадо но, Аурика нуждается в их внимании.
С папой она посещает аттракционы или детские игровые комнаты. Ведь, именно разнообразие положительным образом влияет на детскую психику.
- Я чувствую, что мне нужно поделиться с Вами. У меня были родители с ребёнком, у которых я занималась. Они были сильно заинтересованы во мне. В моём дополнительном обучении за рубежом, конечно, приходилось терпеть их присутствие во время контактов с ребёнком.
Мне важно, как в таких случаях поступаете Вы?
- Да очень просто, даю им понять, что во время уроков родители не приходят в класс, чтобы потискать детей.
В конце беседы психолог заметила, - Вижу детский планшет на столе, вы им пользуетесь?
- Естественно, во время еды - девочка с её аутизмом имеет привыкание к гаджетам.
Проводив Дору Вольфовну в коридор и захлопнув дверь, гувернантка позвала Аурику, чтобы вымыть руки, включив детские песенки про любимую ёлочку.
Во время мытья рук, Аурика поиграла с игрушечной уточкой, потом Людмила подвела её к обеденному столу. Пока девочка слушала песенки, она подогрела ей суп. Аурика казалась довольной – «наверно потому, что теперь, психолог оставил ее в покое» - подумала гувернантка, глядя на девочку. Аурика с удовольствием ела. Затем, она последовала за Людмилой в спальню, на ходу захватив одну из книжек любимого автора гувернантки - детские стихи Корнея Чуковского.
Тот момент, когда девочка всё ещё пила компот из бутылочки, несмотря на то, что после двух лет, детей отучают от этой привычки, с «особенной» девочкой являлся нормальным, а дальше отставив бутылочку в сторону, ребёнок лежал на широкой кровати рядом с Людмилой. Рассматривая картинки, перелистывала плотные картонные страницы книжки, повторяя фразы за гувернанткой, которая читала вслух стихи и нежно поглаживала её.
Прошло больше часа, прежде чем, возбуждённая приходом психолога девочка вернулась к прежнему спокойному состоянию. Заметив, что она отдохнула, но так и не расположена ко сну, гувернантка предложила ребёнку полакомиться бананом. Они сидели рядом за столом, пока Аурика занималась музыкальной считалкой с планшета, выпила чаю.
В быстром темпе, одевшись под музыкальное сопровождение, они вышли во двор, где гувернантка катала девочку на соседском двухколёсном велосипеде. А затем, минуя калитку, взявшись за руки, вышли за пределы двора. Вскоре воспитаннице захотелось взглянуть на машинки во дворике частного дома, там с лета в небольшой песочнице остались игрушки – это был большею частью транспорт. И как обычно; когда девочка брала одну из игрушек, Людмила называла вид транспорта, демонстрируя предназначение. Начинало темнеть, гувернантка включила мелодию на телефоне, предлагая Аурике уйти. И действительно, музыка благотворно влияла на девочку, вдобавок Людмила достала одну из игрушек, припасённую, для того, чтобы отвлечь внимание от предметов, лежащих в песочнице.
- Они останутся здесь, завтра мы снова придём к ним, а твоя машинка очень по тебе заскучала. Экскаватор пришёл за тобой, зовёт тебя ещё поиграть с ним в домашней песочнице.
Поднимаясь по лестнице, они считали ступеньки и уже дома повторяли стихи и чисто говорки.
- Моем, моем трубочиста, чисто. Чисто, чисто. Будет наш трубочист чист, чист, чист!
А теперь послушаем песенки, вот она наша любимая музыкальная книжечка, давай сегодня мы нажмем на клавишу с Винни пухом.
Расположившись за обеденным столом, девочка в который раз, разглядывала любимые картинки из мультфильмов, в то время как Людмила предложила ей небольшой полдник. После еды, она открыла тонкую книжечку с цветными наклейками, ребёнок с удовольствием позанимался.
А потом Аурика побежала в игровую комнату, зовя Лю за собой, так она обращалась к Людмиле.
- Аурика, хочешь я достану мишку, такого же, как в нашей книжечке, но сначала за мной повтори:
- Мишу дай.
- Ми.
Замечательно, на первый раз особенно, вот - бери.
Когда девочка получила игрушечного медведя, Людмила взяла картинку, для выполнения одного из заданий. Требовалось: оторвать от большого куска белого пластилина - маленькие кусочки, потом прикрепить эти кусочки на картинку, чтобы спрятать медведя, в его снежной берлоге. Сидя на диване, рядом с детским столиком, Людмила стала показывать Аурике, бегающей вокруг с мягким медвежонком, как это делается. Сначала, девочка подбежала к столу и стала брать небольшие кусочки из пластилина, оставленные для этого, затем, стала прилеплять их на картинку, «пряча под снегом» медведя в берлоге. И парадокс - никого не потребовалось загонять за стол в угол.
А когда, ребенку захотелось поиграть с муляжами животных, она принесла их в коробке из игровой к гувернантке. Сначала Людмила называла каждого из них, а затем, принесла деревянные игрушки в виде домиков, деревьев, бабушки, мальчика с девочкой и стала раскладывать так, чтобы стало понятно, что возле домика рядом с людьми, живут домашние животные. А на другой половине стола, располагаются дикие животные, деревья и звери, которые проживают в лесу. Аурика подошла к столу и стала передвигать фигурки, играя в ферму с Людмилой, незаметно для себя девочка, как и прошлый раз села на стульчик за столом и продолжила играть с муляжами.
Вскоре гувернантка принесла коробочку с карточками и картинками, на которые нужно выкладывать похожих зверей или птиц. Но, прежде чем сесть, вместе с ребёнком на ковёр и заняться новой игрой, они убрали со стола в небольшой ящик все игрушки, которые оттуда достали.
Звякнул замок, вот и родители.
Гувернантка поспешила домой.