Привычка

Георгий Жаркой
Возвращался от дочери. Мне идти от троллейбуса до моего дома метров 500.  По времени – 19 часов 30 минут. Но уже темно: февраль.
И на нашей улице народа нет никого. Пустая улица. Даже странно, что в пятницу вечером люди уже по домам сидят. Наверное, холодный ветер виноват.
Вижу, выходит на улицу прилично одетый мужчина. Он вынырнул со двора. Поравнялся со мной. И, когда я уже прошел, вдруг спросил меня: «Извините, может, у вас сигарета найдется»?
Обернулся и вижу, что сигарета – это повод заговорить. Причем с незнакомым человеком. Видимо, у него что-то неординарное случилось.
Говорю ему, что не курю четвертый год. А мужчина, как будто ждал моего голоса. С радостью ухватился за мою реплику, как хватаются за спасательный круг.
Он сказал, что тоже давно не курит. Но у него нервы не в порядке. Потому что попал в страшную ситуацию.
Он шел по двору. Ему нужно было пересечь это пространство, чтобы выйти на параллельную улицу. Как вдруг вихрем налетели двое парней. Они откуда-то бежали, вернее, убегали.  Схватили этого мужчину за руку и сунули ему большой черный пакет с ручками, крикнули:
- Мужик, подержи, пожалуйста. Мы сейчас, и врассыпную, как это ни странно сказать про двоих. Так быстро, как будто их не было.
Мужчина и опомниться не успел, как кто-то схватил его сзади за локти. Ножичек заметил.
Другие двое парней вырвали пакет и сказали: «Ты с ними заодно». 
Короче, они его прижали. Было страшно и унизительно. В пакете лежало несколько пачек денег и пара бутылок водки.
Мужчине с трудом удалось их образумить. Они поверили, что он просто прохожий. Удивительно было то, что убегали одни люди, а эти -  догоняющие – привязались к совершенно постороннему человеку.
Он мне рассказывал, а я видел даже в свете фонаря на его лице бледность.  Он очень был напуган, до самого сокровенного своего существа.
Мы с ним походили по нашей улице. Дошли до людного перекрестка.  Немолодой человек, приличной внешности.  Почему-то жалко его стало. Ведь подобное приключение никому не пожелаешь.
А он на глазах успокаивался. Вернулся нормальный цвет лица.  В заключение он мне сказал, что никогда не сокращал путь – через дворы. Всегда обходил, особенно темными осенними и зимними вечерами. Обходил, несмотря на мороз и пургу, несмотря на гололед и усталость. А тут вдруг нелегкая понесла его по прямой дороге.
И мы решили, что нельзя нарушать свои привычки: ходил домой кругом – и продолжай дальше это же делать. Судьбу не испытывай!