Рюрик и франки 5

Светлана Каплун
    А давайте-ка заглянем в Рим! Ведь там есть Аврора и Церера. Причем, у Авроры возможны такие вариации как Ава, Ара, Рора, Ора, Орка, Орора. Вариантов толкования имени два. Aura "предрассветный ветерок, бриз, дуновение, веяние, ветерок, воздушное течение" и комбинация латинских Aurum "золото, золотая"+ Hora "время, время года, пора, час". Зная историю образования Рима, всегда уместен вопрос, чьё это изначально божество? Удивительно, но по Авроре решительно ничего не удалось найти. Одно могу сказать, она не от этрусков. У них богиню зари звали Тезан (сравните с гречанкой Эос). А вот Эос подарила мне новый вариант толкования имени Авроры! Вернее, её более ранняя предшественница.

    Супругой бога солнца Шамаша была богиня Ая (Айа). Ая по-аккадски означает «рассвет», и к аккадскому периоду она прочно ассоциировалась с восходящим солнцем, сексуальной любовью и молодостью. Понятно, что как богиня-мать и супруга солнца, она занимала очень высокое положение. А что, если Аврора и есть Ая-рора? У шумеров богом солнца был Уту, а супругой его Шерида. В результате произошло отождествление Ая и Шериды. А теперь давайте вернёмся к Церере.

    Во-первых, у греков была богиня зари Эос и «Мать-земля» Деметра. А у римлян Аврора и Церера. Согласно античным представлениям, происхождение имени римской богини плодородия связано с латинским словом gerere «вынашивать», «порождать», «производить». На протяжении всей римской эпохи имя Церера было синонимом зерна и, как следствие, хлеба. Согласно современным представлениям, латинское слово «Ceres» происходит от протоиндоевропейского корня кer-, обозначающего «расти», «заставлять расти», «питать». Кто прав, не знаю. Похоже, что как и Сару, римскую богиню изначально звали Ceres. Но чья она?

    На ум сразу приходит этрусский город Цере. Только у этрусков богиню земли и плодородия как раз звали Вейя! Это подозрительно похоже на Айю. И была ещё одна богиня земли, которую звали Сел. При желании можно, конечно, предположить, что это и есть Цере. Но тут возникают вопросы по самому городу Цере.

    Во-первых есть разница в написании. Богиня Ceres. А город назывался Каисра (лат. Caisra), затем Цере, или Кере (лат. Caere). Во-вторых, изначально он не был этрусским! Ведь это сабины основали город Курес (Cures), позднее захваченный этрусками и ставший Цере, а переселенцы из Куреса заняли Квиринальский холм.  Археологические данные свидетельствуют о культе Цере среди соседей Рима царского периода, в том числе среди древних латинян, осков и сабинян, меньше, конечно, среди этрусков и умбров (что интересно, поскольку сабины «вышли» из умбров). Известна фалисская надпись 600 г. до н.э., обращённая к этой богине. 

    Были у сабинян и свои племенные божества. Например, бог света и прорицаний Семон Санк, отец Саба, предка сабинского народа. Получается, что не только в кельтских языках «sini» означает «старший» (кельтские имена Sinaues, Sinus, Sinicus)! Вот, знакомьтесь. Санк Семон (Sancus, Sanchus, Sangus, Sanctus, Semo Sancus) — божество y древних римлян, сабинян и умбров. Как и Геркулес, Санк Семон был покровителем (гением) общественных улиц и международных сношений, как Квирин и Юнона Куритис — покровителем матрон и их брачных прав. Культ Санка Семона, по преданию, был перенесен в город Рим Титом Тацием,  легендарным царём сабинян, правителем города Куреса.

    Здесь мне вспоминается государство Само, на территории современных Чехии и Нижней Австрии, объединившее в VII веке предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев. Сам Само, кстати, был франкским торговцем (и, возможно, галло-римлянином). Но в «Conversio Bagoariorum et Carantanorum» Само назван славянином. Напомню, что это у чехов рараг означает «сокол», и именно в тех местах сохранилась память о Рараге-Рарашке. К вопросу о финляндии (Суоми). Помимо всяческих «болот» (вспоминается лутум-грязь в отношении Лютеции) есть версия, которая гласит, что «суоми» (искажённое «саами») есть самоназвание народа, жившего здесь до прихода финских племён. А это те 7,5% R1a, либо 3,5 % R1b, либо 28% I1 (которых на юге практически нет), имеющиеся в генофонде современных финнов помимо закономерно преобладающей мужской гаплогруппы N1с1.

    Не берусь утверждать, что кельтское «sini» (старший) или сабинский Санку как-то перекликаются с латышским Усиньшем или русским персонажем Авсень (усень, тусень, таусень, баусень). Но вот самым старшим по отношению к ним представляется мне аккадский бог луны Син, изображавшийся старцем с синей бородой, который считался к тому же отцом бога солнца. Центральные места культа находились в городе Ур, на юге Месопотамии, и в городе Харран, на севере. Догадываюсь, каким идолам поклонялся Фарра!

    Но вернёмся в Рим. И учтём ещё пару имён. Так, латинской богиней источников была Фуррина (от fervеre , от * fruur> furr, пузыриться или кипеть). Здесь мы видим, как интересно могут вести себя гласные.

    Антеворта, реже известная как Поррима (Porrima) или Прорса (Prorsa). Она и её сестра Постворта (по другой версии — Постверта) руководили прошлыми и будущими событиями. Что касается Антеворты, то, как указано в латинском префиксе Ante, имя это выражает способность заранее видеть, что произойдёт с жизнью человека. Другое её имя, Поррима, происходит от латинского наречия porro, что значит вперёд, дальше. В принципе, её функция близка к слову «прорицать», но у нас-то сейчас речь не «про речь». Поэтому согласитесь, кроме загадочной Авроры очень интересны оказались сабиняне. Кстати, в числе сабинских богов могу указать Геркулеса и Стренью (и даже не сомневайтесь, что это более ранний аналог нашей Костромы).

    А что же Аврора? Меня посетила мысль, что латинская Аврора вполне тождественна греческой Варваре. А что для грека Варвара? Только и того, что «не гречанка»! А что… Слышала я как-то присказку: «Неразлучная пара — Тихон и Варвара!» Про кого это? Если про героев пьесы «Гроза», то брат Тихон и сестра Варвара там полные антиподы, очень даже «разлучные». А здесь про любовь! Лучше я вам другую историю расскажу…

    Сын троянского царя Лаомедонта и Стримо (или Рео) — Тифон (или Титон; почти как Тит) — был пастухом. А также был он очень красив. И влюбилась в него богиня Эос, и похитила. И унесла его в Эфиопию. И родила от него сына Мемнона. Геродот называл Сузы «Мемноновым городом», что может являться смутным воспоминанием об истории Элама как «героической эпохи Сусиды». Но главное, что по просьбе Эос Зевс даровал Тифону долгую жизнь, но Эос забыла упомянуть о вечной молодости, и Тифон стал бессмертным стариком, по другому варианту — превратился в цикаду, сморщившись от старости. Так что, если верить Геродоту, Сузы как-то связаны с троянцами.

    Жаль, конечно, что Этрурия никак с Авророй не связана, а ведь тоже троянцы… И преномен у них есть интересный: Аррунций. Только чаще с одной «р»: Arnz; Arnts; Arnt(al) < Arruntius. Поэтому упоминаю, но не придаю значения. А чтобы закончить эту часть, может, и на несерьёзной, но оптимистичной ноте, скажу, что этрусский очень даже читается.

    Вот например, этрусское "эна" — сегодня. Ведь это как английское now (сейчас). А этрусское "эпл" — вплоть до, так и есть впл-оть. А этрусское «мал» (хранитель)? Конечно, раз этруски были выходцами из Малой Азии, уместно вспомнить об арабских царях-маликах. А ещё лучше о готской династии Амалов. А ещё лучше про Малушу, которая у княгини Ольги ключницей была… Ну что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. (С)

    Или вот этрусское зевру (бык) никого не напоминает? Говорят, зубр произошёл от зуба. Ага, щас я вам заверну про ящериц-завров! Да ещё забором обнесу от таврийских исавров, которые разбойниками были и пиратами. И только белорусы (литва) «товарищей» почему-то назвали сябры…