Встреча 19 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Легашов А.М. «Цветы и плоды в пейзаже».1856 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник


Первоначально в миниатюре «Встреча 19…», я собирался рассказать об одном малоизвестном портрете художника Павла Михайлова, однако стало ясно, что до этого целесообразно рассказать о двух людях – спутниках жизни  П.М. Михайлова, благодаря которым данный портрет вначале появился, а затем был сохранен в течение примерно 190 лет. 

Первым из них является  Легашов Антон Михайлович (1798 –1865),  художник-портретист и пейзажист, писавший также  жанровые сцены и натюрморты. Характеризуется в Справочнике «Единый художественный рейтинг»   рейтингом 3А, означающим, что он причислен к категории художников-профессионалов с узнаваемым индивидуальным стилем. Именно он был автором малоизвестного портрета Павла Михайлова, и о нем я расскажу в настоящей небольшой миниатюре. Имя же второго человека, благодаря которому портрет был сохранен в течение  десятков лет, озвучу в следующей миниатюре. 

Говоря о художнике Легашове А.М., замечу, что достаточно информативные его биографии представлены в каталогах ГРМ,  ГТГ [1, 2] и других источниках, на основании изучения которых я и представлю ниже «свой текст».

Родился он в семье крепостного надворной советницы Новиковой в селе Липовка Пензенской губернии. В 1818 году получил вольную. С 1818 по 1824 гг.  учился в ИАХ как посторонний ученик, вначале в классе гипсовых фигур, а в марте 1819 года был переведен в натурный класс, где занимался у А.Г. Варнека.  За время учебы Антон был награжден серебряными медалями первого и второго достоинства. В 1825 году Советом ИАХ  было предложено присвоить А.М. Легашову звание классного художника, однако в октябре 1826 года ему было отказано в этом по личному распоряжению Николая I.

В результате был избран компромиссный вариант, и молодому художнику было присвоено в сентябре 1829 года звание неклассного художника. А в 1830 году по рекомендации президента ИАХ  А.Н. Оленина он был зачислен в штат XI  Пекинской духовной миссии. После этого А.М. Легашов отправился на восток, в сторону Китая.

В специальной инструкции А.М. Легашову, составленной Олениным, указывалось на необходимость «писания с натуры с акцентом на этнографических подробностях», а также «приложить все старания к изучению составлять и употреблять китайские краски». В Пекине дела у Легашова пошли в гору, и он стал известен как портретист. Со слов художника, за период с 1831 по 1836 гг. им было написано 34 портрета. Кроме портретов он писал пейзажи, делал гравюры, составлял краски и изготовлял тушь.

В отчете Русской духовной миссии в 1837 году было отмечено, что художником за шесть лет было исполнено 13 картин «разного содержания, которые начальником миссии отсылаемы были в виде подарков китайским вельможам и чиновникам». В 1836 – 1837 гг. Легашов работал в Успенском соборе на территории Северного подворья миссии. Исполнил 16 образов, отреставрировал многие старые иконы. В 1837 году он был награжден бриллиантовым перстнем, а в 1839 году стал титулярным советником.

Весной 1842 г. Легашов вернулся в Петербург, где получил орден  Св. Станислава 3-й степени и пенсию в размере 500 рублей.  С 1842 по 1852 гг. он работал учителем рисования в Петербургском технологическом институте. После своего возвращения на родину продолжал разрабатывать китайскую тему и создавал разные живописные произведения. В 1852 году он был уволен.

Обратим здесь внимание на то, что жизненные пути художников Павла Михайлова и Антона Легашова в какой-то момент времени пересеклись. Началом этого промежутка времени можно считать 23 августа 1829 года, когда Михайлов вернулся в Петербург из своего второго плавания, а Легашов еще находился здесь и готовился к отправке в Китай.

Поскольку известно, что летом 1830 года он прибыл в Кяхту, а в ноябре 1830-года приехал в Пекин, то можно считать, что отбыл он из Петербурга где-то в середине лета 1830 года. Начиная с осени 1829 года, и кончая началом лета 1830 года, Легашов скорее всего и мог написать портрет Павла Михайлова, речь о котором пойдет в 21-ой миниатюре. Думаю, что в процессе написания портрета оба художника неоднократно встречались друг с другом в розовом доме на Васильевском острове СПб, причем присутствовал на них, несомненно, и художник А.Г. Варнек, который через год станет профессором 2-ой степени, а в последующие годы и заслуженным профессором ИАХ. 

ПРИМЕЧАНИЕ.   

1. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГРМ, 3-й том. Издательство Palace Editions. СПб. 2007. С. 55.

2. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ, 3-й том. Издательство Сканрус. М. 2005. С. 214.

Замечу, что приложенная к миниатюре «картинка» является просто примером творчества художника А.М. Легашова.

КОНЕЦ миниатюры 19.      

Продолжение следует.     13.02.2021

13.02.2021