32. Андрей Добровольский - короткий фильм

Евгений Семёнович Ржевский
ДОБРОВОЛЬСКИЙ
2002 год.
Мастерские (разовое посещение)

О необходимости подготовки сценария для съёмок короткого фильма (3 - 10 мин). Написать словами. Если кто-то не умеет рассказывать, а пишет - приносите. Но каждый это должен сделать, и мы это должны вместе обсуждать.
На самом деле вы учитесь сами у себя на примере проб и ошибок коллег. Потом делается раскадровка. Взаимопомощь...
Мелочи - где снимать, как выглядит что стоит... Но не на уровне нравится - не нравится. Важно предлагать какое-то событие, развитие.

У кого есть вариант для обсуждения?

Студентка читает: "Сила непосредственности" (игровая сцена).
"Девочка... идёт на чердак... за игрушками. Там парень в шапочке вязаной. Начинает её спрашивать. Это снайпер. Он прячет винтовку. Говорят. Потом в окне видно что выходят "мишени". Оказывается это её родители. Профессионал задумывается.
- Пусть это будет не профессионал. Но тогда не хватает чего-то другого.
- Серьёзней и интересней, если это будет всё же профессионал. Может быть есть причина того, что его застали врасплох.

Студенты обсуждают конкретные аспекты - что за винтовка, как то да сё.. Я жду что скажет Добровольский и думаю, что в сценарии мало обстоятельств, которые определяют жанр, авторскую позицию. И только после этого можно обсуждать, добавлять...
Студент: Люк Бессон сделал из подобного события целый фильм....

Добровольский: мы бьёмся относительно некоторого поворота, поворотного события, которое делает для нас ясным что происходит. Если этого нет - то мы имеем дело с фрагментом большого фильма. Вообще, ситуацию подобную в жизни можно представить.

Но в чем же замысел? Допустим, в том, что киллеры - тоже люди. Реализован он здесь? Если нет, то чего не хватает. Для замысла нужно для себя решить, в каком жанре этот замысел излагать - комедия, драма, анекдот...или "Ералаш", или это реализм нашего времени, или притча - но это сложнее.
Допустим, это реализм. если это профессионал, то нужно понимать, что он продолжит и может убьёт и её, но она этого не знает, или он все же убивает, но девочка этого пока не знает.

Нужно держать зрительское внимание. Чем-то. Скорее всего какими-то драматическими намёками или событиями. Он её должен убить, но не может. Есть "саскенс" и он держит зрителя.
Если это фарс, то комедийно нужно представить события. Например, винтовку он оставляет на крыше, а девочка находит и играет с ней. Но тогда как спасти игру в куклы. Её придётся бросить.

Из жанра многое становится ясным. Может это мальчик, или пожилой.. какой-то неудачник, за гвозди цепляется.. Или киллер - женщина, а приходит мальчик или паренёк...

Как же показать, что киллер всё же убьёт. Например, оставить футляр с винтовкой под крышей.
И девочка может сделать из него киллера. А он просто случайно... Мы должны на что-то решиться. Должен быть какой-то конфликт, поворот. Если этого нет, то они просто разойдутся и фильм закончится. И зритель ничего нового не узнал, одни банальности.

Итак, нужно что-то решать с жанром, с персонажем, сделать так, чтобы было всё органично.
Если ничего этого нет, то ситуация вымороченная. Недостаток сценария, а не игры актёров. Если нет органичности, нет "живых" людей.
Если мы не знаем, как делать, то так автору и говорим.

Можно развивать игру между девочкой и киллером так. что он становится как бы "отцом" её в игре. Тогда он не сможет её убить. И если игра для автора дорога. По ходу игры можно изменить качество персонажей. Были незнакомы, стали родными. Это - не единственный вариант, но реалистический.

Нельзя делать все слишком прозрачным, нужно дорожить экранным временем, не концентрировать его, а растягивать.
Можно показать, что она сообщница, а не вовсе случайная девочка.... как в фильме "Леон". Вдруг она увлекается случайно найденными игрушками. И она меняется. Возникает конфликт. Он должен уходить - она не хочет. Она изменилась...он озадачен....

Вообще профессионал должен иметь много версий и делиться ими с коллегами. (Он должен конструировать фильм по-разному).

О дальнейшей работе. В субботу займёмся следующими сценариями. Время до января мало. Иного пути познать эти вещи - нет. Хотя я могу читать лекции, но вы устанете очень скоро. Нужно иметь ясный сценарный план и тогда мы не выйдем из графика и в январе вы всё сделаете. Обсуждения должны быть мобильными, поточнее.

Пусть замысел будет коротким. Но потом - конструкция, конфликт...