Философские вопросы. Новое. Часть 22

Татьяна Химич
1. Какова природа реальности?

Природа реальности – Божественная. Всё противоречащее Богу – ошибка, иллюзия внутри единственно истинной Божественной реальности.

2. Из чего всё состоит?

Всё состоит из благодати Божией – созидающей, животворящей нетварной энергии Творца, пронизывающей мир. Бог вездесущ, и кроме Него ничего и никого не существовало изначально.
«Мир сотворён Богом «из ничего». Это означает, что вне Бога не существовало никакого «исходного материала» при творении мира. Бог Сам Собой, Своей собственной силой, создал мир, создал всецело и по форме, и по веществу». «Богооткровенное учение подчёркивает, что мир иноприроден Богу. Тварь произошла не из сущности Божией, поэтому святой Иоанн Дамаскин говорит, что «всё (сотворённое) отстоит от Бога не местом, но природой» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 161-162)

3. Почему зло неизбежно обречено на смерть?

Зло само по себе не существует и не существовало никогда, поскольку Бог в Себе не имеет зла и зла не творит. Откуда тогда оно взялось? Оно впервые появилось как следствие первого греха. Люцифер употребил свою свободную волю против доброй воли Бога, согрешив завистью и гордыней, лишился благодати Божией и был низвержён с Небес в ад (который в этот момент и возник), поскольку зло противоположно добру и не может существовать там, где Бог. Таким образом, зло – это противление Божественной доброй воле, это оскудение, отсутствие добра и Божественной энергии, как мрак – отсутствие светила. Зло и Божественная созидающая энергия – благодать – противоположны. Чем меньшее присутствие благодати – тем обширнее и глубже зло. Любая жизнь поддерживается животворящей энергией Бога, поэтому зло по своей сути нежизнеспособно и обречено на самоуничтожение, ведь оно ничего не способно созидать, оно только разрушает. Вечно то, что соответствует в той или иной степени Божественному Духу любви, блага, истины, добра.

4. «Христианство – религия ограничений»?

Ограничены ли Ангелы в чём-либо или для них естественно жить в Божественной правде и Духе? Ограничение заповедей – это ограничение в грехе. То есть воздержание от скверны и зла и есть ограничения христианства. Вдумаемся, соблюдение заповедей «Не убивай», «Не прелюбодействуй» и всех – ограничивает нас в позоре, смерти, причинении зла другим.
Если человек здоров душой и духом – зачем ему убивать, гневаться, блудить с первым встречным, таиться в подворотне с любовницей, приносить младенцев в жертву идолам-бесам? Для него естественно – не грешить, он не понимает, как можно хотеть грешить.
Христианство – религия и путь единственно здоровой и счастливой вечной жизни, где нет зла, порока, скверны, позора, смерти. А только Любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова 4:16).

5. Что служит основанием нравственной оценки поступка?

Казалось бы, если совершённое действие имеет добрые последствия, то оно нравственное и правильное. Но так ли? Некий «меценат» обокрал детский сад, чтобы пожертвовать украденное в детский дом. Добрый это поступок? Здесь всё очевидно. А если меценат пожертвовал свои деньги втайне, но при этом тщеславится и гордится этим долгие годы? Он наносит смертельный вред своей душе, пусть и была польза для детей.

Любой поступок совершается либо в Духе Божием, либо в духе зла. Совершённое во зле дело – не может считаться добрым. Таким образом, нравственной оценкой поступка служит только соответствие этого поступка правде Божией, Духу Божиему.

6. Может ли нематериальная субстанция (душа, дух) производить энергию? Не абсурд ли это?

Если нам не известен механизм некоего явления или мы не может его опытно зафиксировать и воспроизвести – это не значит, что явление не существует и не может существовать. Заглянем на минуточку в историю науки, на несколько веков назад, например. Могли ли наши предки вообразить, что за чашечкой кваса они, глядя в тонкую пластину, будут видеть завтрак пингвинов в режиме реального времени? Они и пингвинов-то не видели даже на картинке. А реальное чудо: нажал на кнопку, и маленькое солнце круглосуточно светит у тебя в избе. Во дела! Разве такое можно сказать кому?
Однако нематериальный Дух не только может производить энергию, Он её и сотворил. Бог-Дух Святой – сотворил и материю, и энергию, и закон её сохранения тоже Он придумал.

7. Будет ли машина, знающая обо мне всё, действующая как я, мною?

Человек – это не совокупность мыслей, чувств и действий, которые ещё как-то можно уложить в алгоритм. А как быть с бессмертной душой? Она не познаваема не только машиной, но и человеком даже.
К тому же человек, обладая свободой воли и изменчивостью, не пребывает всю свою жизнь в одном и том же состоянии ума и чувств, а развивается либо деградирует. А машина как действовала по алгоритму, так веками и будет по нему пируэты описывать. Что машина знает о свободе воли, мечте и томлении души?

8. Существует ли изначальный, объективный метаязык, которым можно описать истину?

Человек – единственное существо, говорящее на языке слов. Ни Бог, ни Ангелы не общаются словами. Понять язык Ангелов мы не способны, ведь их природа совершенней нашей, они бестелесные духи и устроены совершено по-другому. Может ли коронавирус декламировать стихи Пушкина осмысленно? Постичь и описать человеческую душу на языке Пушкина? А ведь мы с вирусом в одном мире обитаем…
Не существует и не может существовать метаязык, описывающий истину, ведь Истина – Бог и Он непостижим и не вместим в рамки чего бы то ни было, в том числе понятий языка.

9. Зачем нам нужна философия?

Философия необходима в качестве системы знаний, описывающей человеческие понятия и изобретения: общество, науки, этику, преступление и наказание и тому подобное. Более возвышенная роль заключается в разъяснении Божественных истин, но это уже Богословие.


«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)