Воспоминания... Я родом из СССР

Надежда Шаметова
  Тридцать лет назад не стало СССР. Мы и представить не могли, что это время  когда-то закончится и всё, что было при нём, будет утрачено, останется только в воспоминаниях: наше детство, юные годы и зрелые.
Но ностальгия о нём есть в каждом человеке...что-то хорошее вспомнится, а может и что-то плохое.
У каждого свой взгляд на прошлое.
Хотелось бы вернуть что-то хорошее оттуда:  достойную жизнь,  заботу о человеке государством... этого нам так не хватает.

Мы были великой страной, единственной в мире, построивший социализм.
Страна славилась разными науками, достижениями и рекордами в труде.
Мы не думали о завтрашнем дне. У нас была постоянная работа, ежемесячный заработок. Не было безработицы, как сейчас.
Люди были более порядочные,культурные, воспитанные,отзывчивые, а главное, здоровые.
 
В 55 лет уходили на пенсию, не как сейчас в 65 лет.Провожали с почетом, готовились к такому знаменательному празднику.
Было бесплатное образование,  бесплатное лечение в поликлиниках, больницах.
Было бесплатное жильё.Государство моим родителям предоставило 3-х комнатную квартиру на семью-5 человек.
Я  была в то время еще молодая и детство было счастливое.
Много было хорошего, родители были ещё живы...Светлая им Память!

То, что был дефицит продуктов питания в магазинах - это ненормально.
Какое-то время была карточная система отпуска их на человека, на семью.   Верили, что это временные трудности в стране, что нужно подождать ещё...были патриотами в своей стране, а сейчас узнаёшь из СМИ, что всё это было при социализме, но хранили на складах, в магазины не отпускали. Не разрешали "сверху." Сейчас всё есть это в магазинах. Бери-не хочу, но дорого, не всем хватает на свои зарплаты и пенсии приобрести продукты для себя и семьи.

Особенно с волнением вспоминаю о школьных годах. Они были прекрасные,но порой лень было учиться: любила читать сказки, а позднее романы, детективы.
Вспомнился один маленький эпизод учебы в школе в восьмом классе, который оставил неприятный осадок на душе, что я до сих пор вспоминаю .

Это было на уроке литературы и русского языка, учитель и классный руководитель - Изида Хасановна.
Да, по национальности она -  татарка, но очень грамотная женщина.
И вот, мы-девчонки из одного класса, нас было пятеро, сговорились пойти в парикмахерскую подстричься, чтобы красиво выглядеть.
В то время делали модные стрижки и прически.
С косичками ходить надоело, за ними особый уход, а  у меня ещё и чёлка впереди  торчала в разные стороны, лезла на глаза.
Я была недовольная собой: захотелось изменить свой облик и изменила, как и другие девчонки.

Но какая же была неожиданная реакция на это нашего преподавателя.
Мы никогда не видели её в такой ярости.
Увидев нас в классе,с короткими стрижками, она   выставила всех к доске и стала выговаривать нам обидные слова, что на учебу нам наплевать, мы морально не устойчивые и что  мы своим поведением хотим специально понравиться взрослым мужчинам, чтобы они на нас обращали внимание, вместо того, чтобы нравиться своим ровесникам и что из-за таких, как мы совершаются преступления и т.д.
Мальчишки, глядя на нас, хихикали в поддержку преподавателя.
В школе раньше было очень строго и дисциплина и успеваемость.
Учителей мы уважали, да и не только их.
К взрослым относились с почтением.
Мы не ожидали такой реакции на этот поступок, но своей вины как-то  не чувствовали, оправдывали себя.
Естественно, она вызвала в школу наших родителей и нам надолго запомнился этот урок, но чувствовала я себя униженной, была ранимой от таких неприятных слов от учительницы, которую я уважала и считала справедливой.
Я  потеряла к ней доверие и стала относиться по-другому.
Извинений за эти слова мы и не ждали.
Конечно, представить сейчас такое, в наше время, чтобы кто-то ругал школьников за их прически, внешний вид, невозможно, да ещё в пятнадцать лет.

После окончания школы, я и подруга Таня поехали в Москву сдавать вступительные экзамены в пединститут. Первый экзамен-русский язык и литература.
Таня очень боялась, что не сдаст  этот экзамен.
"Ты поможешь мне?-спросила она.
-Конечно, помогу,-ответила я.

Я чувствовала себя уверенно, так как эти предметы я любила и оценки были хорошие.
Писали сочинение по заданной теме, сейчас и не помню,как называется.
Я быстро справилась с этим.
И у Тани проверила грамотность ее сочинения:ошибок было много.
Успела  поправить, но времени было мало на это, а за себя была уверена, что всё в порядке.
И на следующий день, каково было моё удивление, что я экзамен завалила, а Таня прошла.
Оказывается, я не учла, что цитаты известных авторов надо было взять в кавычки.

Не долго я горевала и решила устроиться на работу в конструкторский отдел научно-исследовательского института.Раньше он назывался - почтовый ящик с номером и это было секретным предприятием.
Мою анкету проверяли четыре месяца.
Даже мой папа-известный в то время и уважаемый человек в городе, не мог ускорить закончить эту проверку. Меня снова вызывали и снова я заполняла анкеты разные.
Теперь-то я понимаю почему, так долго была проверка.
В анкете проверяли не только мои данные, но и моих родителей и родственников, не были ли они за границей, судимость проверяли, не были ли на оккупированной территории немцами.
Естественно я написала, что не были, но мама моя из Украины и конечно, там долго были немцы,дураку понятно. Не стала я об этом писать.

Меня приняли ученицей в коллектив умных ребят-специалистов-инженеров, по их чертежам строили самолеты, потом проводились испытания на нашем полигоне.Предприятие  охранялось солдатами и был пропускной режим.
Одновременно я  поступила в вечерний политехнический в г.Обнинск и четыре года на служебном автобусе от института нас возили туда и обратно  бесплатно после работы.Я  получила диплом по специальности "Радиоаппаратостроение".
В обед питалась в кафе, столовых, было много недорогой и вкусной еды, сейчас-это редкое явление, если где остались общественные столовые с недорогой и полной разнообразия блюд, едой. 

Жизнь шла своим чередом, наполнялась радостью и надеждами на светлое будущее.
И мне всё чаще думалось, что работа в институте - это  не моё, что сама я ничего не создам там  и я приняла решение бросить работу. К тому времени я была руководителем одной из групп бюро нормализации и  стандартизации.
Привыкла уже, но было скучно мне заниматься технической документацией. Очень обрадовалась  командировке в г. Новгород на телевизионный завод, совершать поездки я любила. Там я пробыла месяц, работала с документами и чертежами, интересные были экскурсии по городу и кремлю.
Отпускать, как дипломированного специалиста меня не хотели долго, приказ не отдавали, но пришлось.
Я нашла другую работу, более интересную, немного опасную,но  романтическую, но это уже другая история.