Избранные комментарии к стихотворениям. Лу-Лю

Виталий Альбертович Иванов
Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 2. «Л» - «Р» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 240 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4160/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/tiiz/
_______________________________________________________

Избранные комментарии к стихотворениям. Лу-Лю


Лунное вино
http://www.stihi.ru/2001/05/18-117

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?G=1&ID=5896

Ай, Луна!.. Что за Луна!
В ночь на полнолунье
Зацелую допьяна
Милую-колдунью!

Зацелую допьяна,
Наведу румяна…
Я от лунного вина
Сам сегодня пьяный!

Серебрятся облака,
Как седые горы.
То ли это просто так,
То ли – наговоры…

И везде играет свет.
Ночь, а будто ясно.
Мне вот так бы много лет
Жить и не погаснуть!

Ой, Луна! Свети, молю!
Не води в бурьяны…
С милой колдовство люблю
Шёлковой поляны.

1971
_________________________________________

О, да! Лунное вино пьянит… А в качестве похмелья оставляет ощущение волшебного счастья!
______________________

- Какое светлое и радостное полнолуние!
Честно говоря, давно заметила, что на многих (в т.ч. и на меня полная луна действует несколько в другом ключе:-((

Happy Lady
---------------

- На меня Луна действует романтически. Лунный свет воспринимаю как сказочный и таинственный. Он скорее светлый, чем темный. Так бы и убежал в ночь, улетел к Луне в облаках, пошел по лунной дорожке…

Виталий Иванов
---------------
______________________

- «Зацелую допьяна,
Изомну, как цвет (с)
Взять строку у классика -
В этом сраму нет?

Елена Владимировна Перцовская
---------------

«Зацелую допьяна» -
распространенный речевой оборот.
Вот. :)
Здесь ритм и размер, содержание совершенно другие. Да это и обычное дело брать лучшее и двигаться дальше. Вспомните хотя бы «Памятник» Пушкина, который буквально улучшил Державина, а сам Державин «перевел» древнегреческого поэта. Без ссылок.
При этом знающим людям позитивные ассоциации прибавляют к стиху шарма и глубины.)

К тому же у меня другое ударение в слове. :)

Виталий Иванов
---------------

- Раз так, то можно. :)))

Елена Владимировна Перцовская
---------------

- Спасибо!)

Виталий Иванов
---------------
______________________

- Примите поздравления от золотого месяца!

Алтынай
---------------

- Спасибо, Алтынай! Золотому месяцу...

Тише - ночь!.. Я ловлю мгновенье,
Золоченое светом звезд.
Тишина несет вдохновенье,
Голос рифмы сегодня прост…

В листьях, чудится, ветер кружит
Нескончаемый шелк веков.
Разливается, пенится в лужах
Свет таинственный так легко!

И откуда так много света?
Мне открылся незримый свет!
Звезды падают с неба и веток
И в стихов попадают букет…
:)

Виталий Иванов
---------------
______________________

- «Как интересно - а я думала это только женщины так чувствуют Луну. Здорово!»

Марга Малицкая
---------------

- Только вместе с женщиной, конечно, случаются под Луной волшебные сказки! :)

Виталий Иванов
---------------


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Луну медлительные скрыли облака…
https://www.stihi.ru/2002/04/16-421

Луну медлительные скрыли облака,
Уныло-тёмные, безвыходно-лиловые…
Как ты, любимая, сегодня далека -
Как звёздочка за тучами тяжёлыми!

Закрыто небо и темна земля.
Не ясно ничего на свете.
Так тихо, даже слышно – на ветвях
Во сне бормочет бедолага-ветер.

И мне заснуть давно уже пора.
Но я не сплю. И, верно, не засну я…
Во мне две звёздочки тихонько гово*рят
О женщине, которую люблю я!

1979
_________________________________________

Рад, что заглянул. И рад высокой оценке!
За замечание – спасибо отдельное.
В стихе размер не совсем выдержан, верно. Идея в том, что второй катрен целенаправленно сбивает медлительность и далёкость, грусть на счастливое мечтанье, надежду, любовь…
Он при всех публикациях выделяется столбиком вправо. Здесь на Рифме не доглядел. Поправил.
Конечно, не сложно привести в соответствие. Но! Всяческие «это», «этих», «этом» и прочее не люблю без крайней необходимости употреблять. Да и нравится мне здесь неправильности ритма. Они, кстати, и в первом катрене. Подчеркивают меняющееся настроение ЛГ.
Что в этом плохого? Приём. :)
Так что оставлю.
Еще раз спасибо за замечание. Все конкретные – с благодарностью принимаются и рассматриваются! Но не всегда соглашусь :)



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Любимая спит
https://www.stihi.ru/2002/02/03-617

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=6382

А я тебя совсем ведь не люблю…
Так для чего любовные слова?
И кружится немного голова -
Люблю?..
Не любит…
Любит?..
Не люблю…
«Любимая!..» –
Зачем? Зачем я так?!..
Но для чего никчёмные вопросы?
И кружатся берёзки между сосен
В такт грустным мыслям -
«Так»?
Или «не так»?..

Зачем сказал: «Любимая»?
Зачем
Слова все эти, жухлые, как осень?..
Кружатся листья…
В кронах кружит просинь…
И волосы твои здесь, на плече
Моём – зачем?..

«Зачем?!..»
Ах, что я?.. Что я?!..
Вот ты лежишь, спокойная…
Ресницы…
Им хорошо сейчас,
наверно,
спится
В покое…
Что же беспокоить?..
Зачем же беспокоить,
если –
спится?..
1971...
_________________________________________

Припомнил… Читал, конечно же, замечательное стихотворение Евгения Евтушенко. Оно как бы антипод моему. Что интересно, даже в названии.
У Евтушенко – предложение любимой поспать, забыть о ссоре… забота о ней. У меня же – констатация факта сна, никаких ссор… просто собственные внутренние мучения. Совершенно разные посылы, проблемы, решения… Разная форма и ритмика. Все в общем разное. Кроме формального совпадения первых 10 букв в названии. Однако именно последняя буква «т», 11-ая, все решает. Я уж не говорю о последующем.
Можно здесь вспомнить хрестоматийный пример стихотворения «Памятник» А.С. Пушкина, буквально повторяющего стихотворение Г.Р. Державина – не только в названии, но и почти что во всем. А у Державина, как известно, это - вольный перевод автора древнегреческого.

Может быть, это и не шедевр. Я ж не настаиваю. Так, одно из стихотворений… Ничего более.
Мне оно дорого, но мнения могут быть разные, это понятно.
Спасибо за искренность.
Над названием подумаю. Возможно, его, действительно, надо сменить. И не потому что оно перекликается для некоторых со стихотворением Евгения Евтушенко, а потому, что не достаточно отвечает стихотворению; не помогает ему, а скорее, мешает, запутывает читателя. И это плохо, действительно.
А рифмы… я много раз говорил… они не так уж важны для записи потока сознания. Рифмы – техническая сторона. Плохо, когда они бросаются в глаза, этого быть не должно. Но… не думаю, что они тут так уже нарочиты, скажем для непрофессионала. Это наш авторский взгляд или, тем паче, взгляд критика выискивает то, что, на самом деле, можно было б и не искать… дабы не портить радость от чуда.



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Любимой
https://www.stihi.ru/2002/03/01-330

Не каждый убьет блоху,
Станцует или споёт.
Никто не может в строку
Вместить самолёт.

Не всякий настроит рояль,
Придумает колесо…
И только один лишь я
Способен для Вас на всё!

1975...
_________________________________________

Блохи здесь… с одной стороны, - самое маленькое, с другой же… вплоть даже до самого странного, необыкновенного. Блохи чисто условно, понятно, так же как самолет! Вот всё, всё, всё! - готов подарить я Любимой!!!

Рояль для любимой – пустячок рядом с тем, что дарит нам женщина.
________________

- Прикольно.

Нэд
----------

- Жизнь - вообще забавная штука. А когда любишь всерьёз, можно обхохотаться!

Виталий Иванов
----------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Любимой учительнице
http://www.stihi.ru/2002/01/22-399

Тамаре Григорьевне Дрибинской

Ну, вот и десять, скоро ночь!..
А я опять, безумец странный,
Домашние заданья – прочь,
Строчу стихи, ловлю туманы.

А завтра - снова, как вчера! -
Проснусь с самим собой в раздоре,
Мне надо к девяти утра
Быть, при параде полном, в школе.

Что за скандал! Какой скандал!
Послать бы дальше все науки!
Всю жизнь сидел бы да писал,
Не знал усталости и скуки.

Я написал бы шкаф поэм
О самом пьяном лунном соке,
А вот я нем - посплю, поем,
И всё уроки, да уроки…

И что же, впрямь, за маята?
Что за никчёмные заботы?
Меня заела суета -
Звонки, контрольные, зачёты!..

Меня преследует кошмар,
И мне теперь всё чаще снится -
В меня десяток метя жал,
Преследует Логарифмица!

А я бегу - не убежать,
Молю уйти, кричу о мщенье…
Но вот уж нечем мне дышать
От цифрового нападенья.

Мне надо, видимо, к врачу!..
Но голову склонив устало,
Сажусь покорно и учу
Определенье интеграла…

1970...
_________________________________________

Эта далеко не первая учительница моя, но любимая самая! Вела математику в старших классах нашей физико-математической школы. В неделю 10 часов математики, 7 часов физики дополнительных было у нас...
А еще она вела факультатив культурологический. Знакомила с малодоступными в те времена стихами и музыкой. О Пастернаке, Ахматовой, Цветаевой, Бальмонте, Булгакове, Таривердиеве… впервые узнал от неё.
И еще у неё была прекрасная библиотека, и книги можно было взять почитать. И я много что прочитал - «Мастер и Маргарита», сборники стихов поэтов начала ХХ-ого века - символистов, имаженистов, тогда выпущенные впервые...
Первые свои стихи я показывал ей!
Тамара Григорьевна потом приходила на всё наши встречи одноклассников. Включая последнюю - через 45 лет! Ей дарил все свои печатные книги и присылал электронные.



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Люблю! Люблю!..
https://www.stihi.ru/2002/05/16-373

Люблю! Люблю!
Найди другое слово,
Чтоб объяснить то, как ты мне нужна.
Люблю! Люблю!
Хоть между нами снова
Стоит неодолимая стена.

Люблю! Люблю!
Наивно так и нежно,
Как любят дети яблоню в цвету.
Люблю! Люблю!
Как тайную надежду –
На счастье, на Любовь и на Мечту…

Люблю! Люблю!
Рассудку вопреки,
Ревнуя, ненавидя и грубя.
Люблю! Люблю!
Прошу твоей руки.
Нет жизни мне на свете без тебя!

1980
_________________________________________

- Ну после такого она точно отдаст и руку и сердце :-)))

Геннадий Герасим
-----------------

- Сказала, чтобы я каждый день ей такие стихи писал… Иначе не гарантировала1. :)

Виталий Иванов
-----------------
__________________

- Слово маленькое, всего пять буковок,
Но как же нежненько оно баюкает,
И как же ласково в глазёнках светится!..
И как же сладенько на губки клеится...

Алла Пермякова
-----------------

- Губки склеились бантиком... :)
Потому, наверное, Алла, что ты - очень «сладкая»! :)))

Виталий Иванов
-----------------

- Не знаю... Сама не пробовала :)))))

Алла Пермякова
-----------------

- Надо попробовать! :)))
Но, увы, уже не сегодня... :)
До завтра, Алла.

Виталий Иванов
-----------------
__________________

Есть такая беда. Согласен. Можно правильно прочитать эту строчку, но надо стараться.
Быстро прочитать «чтоб объяснить», а потом с паузами – остальное. Это как бы подчеркивает значимость «как ты мне нужна». Задумка такая. И другого варианта пока нет.
Так что… вот так.



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Любовная Тайна
https://www.stihi.ru/2002/02/08-464

Мы встретились случайно,
Случайно разошлись.
Для всех остался тайной
Фатальный твой каприз.

И то мгновенье пыла,
Что нас слило с тобой,
Ты, может, позабыла
С другим или другой.

А мне осталась Тайна.
Я слышу голос твой
В объятьях не случайной -
Любимой и родной!

1971…
_________________________________________

Что же тут непонятного? Именно потому ЛГ и расстался с проклятой бисексуалкой, что сам однолюб. Вот забыть только почему-то не может. :)

ЛГ совесть замучила и навязанная мораль. Я так думаю.
А может быть, он лишь мечтал… А у автора написалось - что непонятно. Он-то, может, и понимает. Но это не дано всем читателям. Ничего удивительного. :) Ведь автор и читатели – разные люди. Тем более, здесь ещё и ЛГ. Нетрудно запутаться.
Тайна потому тайна и есть, что не для всех.)



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Людям
http://www.stihi.ru/2002/03/04-544

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
Сергей Есенин

…А ещё я, часто, грущу о том,
что ветер сначала снимает вожжи
и гладит их синим утюгом,
а потом
зубы греет у дороги,
немного ноги поморозив
в прозе.

Но часто бывает, часто!-
в полях, где растут фрикадельки,
есть жёлтые птичьи гнёзда,
в которых пищат арбузы,
когда на них падает ястреб…

А больше всего…
я люблю капусту,
залитую кровью
убитых поэтов!..

1971
_________________________________________

- Ну это конечно настоящий абсурд! Даже по-хорошему завидую.
Здесь какая-то ироничная парадоксальность и парадоксальная ирония. Даже смешно.

Александр Тагаев
------------------

- Абсурд должен людей бодрить. Лучше всего – веселить. И выводить из абсурда существования - в таинство бытия.
Через 30 лет вернулся к исходному тексту этого произведения. Сколько было вариантов различных! Нравилось, а потом замечал, все – не то. Нет, подсознание сознанием - не измеришь!.. Как написалось когда-то, так тому быть. В данном случае…

Виталий Иванов
------------------

- У меня тоже есть похожие случаи. Особенно когда занимаешься каким-то абсолютно другим творчеством нежели прежде, а потом вдруг возвращаешься к предыдущему. Сам становишься отстранённым читателем своих произведений. Здесь важно учитывать, что произведение начинает жить своей самостоятельной жизнью как только становится доступной первому отстранённому читателю. И конечно смысл его меняется уже независимо от воли автора.

Александр Тагаев
------------------
____________________

- Сложные абсурдные образы. Мир кровоточит абсурдом в разрезах этих образов. Можно весь стих воспринимать как несколько образов, а можно как множество. Я не помню предыдущую свою рецензию на этот стих, поэтому интересно будет сравнивать. Вообще, конечно, этот стих, как розетка поэтической энергии, что я пытаюсь сделать во многих своих стихах.

Александр Тагаев
------------------

- «Розетка поэтической энергии…» О, да! :))) Я тоже чувствую что-то такое, когда перечитываю. Удивительное свойство языка – даже в формате абсурда передавать поэзию как аковую. И тот же самый язык, иногда абсолютно правильный в оборотах и смыслах, бывает мертв абсолютно. От чего это случается? как происходит? откуда возникает Поэзия? Все это тайна мира великая. :)
P.S. Я отбирал стихи не по принципу, читал ты или же не читал, а именно старался разные подобрать, те, которые представляются мне как бы вершинами направлений. Или их остриями. Хотя все это субъективно очень. В Интернете особенно часто находишь подтверждение мысли Тютчева:
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…»

Виталий Иванов
------------------
____________________

- Виталий, пожалуйста спишите рецепт капустного блюда - по-моему идеальная закуска для смеси коньяка и водки после чтения стихов.

Н.
------------------

- В эпиграфе – первое стихотворение Сергея Есенина (1910 год). А заканчивается «Людям» (тоже, кстати, из ранних – 1971 год) – смертью поэта, его последним стихом, написанным кровью.
Вот если ту юношескую капусту перемешать с кленовыми листьями и заправить кровью Сергея, убитого НКВД (по одной из версий), как раз и получится одно из основных блюд русской поэзии.
Вполне реальный абсурд… который в той или иной степени готовят или едят все поэты, пишущие на русском.
Такой вот рецепт… Наверное, и Вы пробовали что-то подобное… может быть, не задумываясь… конкретно в таком разрезе.

Здесь речь о пище. Люди съедают поэта! Не просто так убивают, а едят, откусывая по кусочкам, грызут. Пьют его кровь.
Есенин здесь – самый характерный пример.

Виталий Иванов
------------------
____________________

- поэтика абсурда, доведенная до русских букв, кажется ненужной.
да и кровь убитых поэтов - образ, не рождающий лично в моей голове, отклика. впрочем, сейчас модно быть эпатажным.

Ковырялкин
------------------

- Это классическое стихотворение написано 38 лет назад. Но не это суть не важно. Главное – понять смысл и поэтику. О чём оно? Подскажу. О гении Сергее Есенине. Вся его жизнь отражена мной в двух строчках, ассоциированных с самым первым стихотворением Поэта и его смертью.
В этом и состоит абсурд – как жизни Поэта Сергея Есенина, так и написанного о нём стихотворения.

Виталий Иванов
------------------
____________________

Идея стиха очевидна. Судьба поэта.
Эпиграф – первое стихотворение Сергея Есенина. Концовка – его страшная смерть.
А серединка – абсурдность нашего бытия. И ясное вИдение абсурда - иногда в снах. Или, если закрыть глаза и присмотреться внимательнее, внутренним зрением.
И всё это – в сердце и разуме.

А тут ничего понимать не нужно… Надо почувствовать!
В этом Шедевре абсурда в нескольких ярких образах крепко схвачена вся абсурдность бытия Поэзии в среде жутких реалий пошлости и вранья; непреодолимые противоречия зла и добра, если они не управляются разумом, желающим блага целому миру, а наоборот, отданы глупости и 10-ти смертным грехам.
Если убивают Поэзию, убивают весь мир.

Стихотворение написано задолго до «алюминиевых огурцов» Виктора Цоя. Которые, кстати, выросли совершенно на другом поле.
Но, чтоб вы знали, в Поэзии не приоритеты важны, не кто первее, а чтобы и фрикадельки, и даже алюминиевые огурцы были живыми и совершенно съедобными для поэтических ртов.
____________________

- да, не есенин написал... чувствуется...

Psevdonimfa
------------------

- Здорово, правда? :)

Виталий Иванов
------------------

- по-моему - нет. не похоже на стихотворение никак.

Psevdonimfa
------------------

- А представляете, если было бы только «похоже на стихотворение»? - Кошмар!

Виталий Иванов
------------------

- нет, было бы худо-бедно-стихотворение, а кошмар - это сейчас, ещё и под именем поэта.

Psevdonimfa
------------------

- Не будем уточнять, какого именно… :))
Ну, что ж… не всем близок абсурд. Ничего страшного, не расстраивайтесь. :)

Виталий Иванов
------------------
____________________

- Хорошее приспособление для перетряски мозгов.

Владимир Песков
------------------

- Осторожнее с приспособлением!
На нем – кровь от погибших и убитых поэтов.

Виталий Иванов
------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~