Чаша

Маришка 22
ЧАША — сосуд круглой формы, характеризующийся широким верхом и узким низом. Чаша как правило не имеет ножки. тулово непосредственно соединяется с подставкой. "Слово ЧАША происходит от праславянского * casa, которое считается производным от праиндоевропейского корня * kes - / * kos- («резать»),  kesja («вырезан»)> * kexja> * kexa> * kesa> * casa. Другие версии происхождения сравнивают с прусским kiosi («кубок») и литовским kiausas («череп»), а также выводят его из древнеиндийского casakas («кубок»)." На основании этой эмимологии можно сразу еще вспомнить и тюркское слово КЕСЕ (чаша, пиала).

На Руси широко были распространены керамические чаши, а также и деревянные. Чаши служили, как для питья, так и для приёма пищи. Деревянные чаши представляли собой сосуд полусферической формы с прямыми краями, на небольшом поддоне, всегда без крышки. Чаша являлась незаменимой в древних обрядах, особенно в обрядах, связанных с рождением ребёнка, свадьбы или погребальных проводов. В конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки: не сделавший этого мог посчитаться врагом.

Так откуда же взялась ЧАША, кто и когда ее изобрёл?

Всем известную фарфоровую и фаянсовую чашку говорят изобрели китайцы!
В VI веке китайcкие ремесленники научились делать фарфор, который лучше всего подходил для создания чайной посуды. Долгие годы технология изготовления фарфоровой посуды находилась в строжайшем секрете, поэтому любому мастеру, раскрывшему секрет, грозила смертная казнь. В XVI веке японцы купили секретную технологию и затем продали ее немецким фабрикантам из Мейсена. В XVIII веке появилась мода на чаепитие в английском стиле, которая натолкнула немецких мастеров на создание целых чайных сервизов. До изобретения фарфоровых чашек люди изготавливали керамические чаши. Чайные керамические  чашки в Древнем Китае называли тяваны. Их цвет традиционно был - черный или темно-коричневый. Китайцы делили чашки на  две категории: Инь-чашка – низкая и широкая, похожая на пиалу, а Янь-чашка – высокая, узкая, напоминающая бокал или узкий стакан. С древних времен до наших дней самой непревзойденной по красоте считается чашка по имени Ехен-Тэммоку (Меняющиеся Светила). Непревзойденная притягательность этой чаши обусловлена тем, что на внутренней поверхности имеются пятна, будто россыпью украшающие сосуд. Они напоминают собой рисунок звездного неба. И при наполнении этой чашки горячим чаем, звездное небо словно оживает. Появляются сияющие звезды и мерцающие галактики.

Более древней чашей была чаша каменная! Их находили повсеместно на территории Месопотамии, Иудеи, а также Египта. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых твердых, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта.

Древние каменные чаши помимо Древней Месопотамии и Египта были найдены также на территории Северного Кавказа, Средней Азии и Поволжья. На этих чашах были найдены изображения растений, животных, крестов, треугольников и др. Их внешний вид был более примитивным по сравнению с чашами, найденными в Египте, но они были именно каменные. Все эти каменные чаши были найдены в более нижних слоях культурного слоя, чем изделия из керамики, именно этот факт позволяет нам предполагать, что первая ЧАША была именно КАМЕННАЯ. К чему я всё это веду?

В тюркских языках КАМЕНЬ переводится, как ТАШ. Если первые ЧАШИ были КАМЕННЫМИ весьма логично получается, что слово ЧАША  практически совпадает со словом ТАШ (камень). Более того, в крымскотатарском языке слово ТАШ (камень) и слово ТАС (таз, сосуд, чаша) звучат практически одинаково. Но само интересно еще то, что в древних культурах в самых разных местах мира встречаются большие КАМНИ, где искуственно выбиты в них ЧАШИ. Такие камни как правило называют ЧАШЕЧНЫЕ КАМНИ.

Чашечный камень — вид культовых каменных объектов, представляющих собой камень с одним или несколькими лунками или чашевидными знаками.  Это мог быть выступ скалы или отдельно стоящий валун. Выемка могла находиться как на горизонтальной поверхности камня, так и на его вертикальных поверхностях. Часто несколько лунок делались на одном камне. Какова причина появления этих чаш-лунок на камнях до сих пор неизвестно, но находились они во многих частях планеты.

В большом количестве зафиксированы чашевидные знаки на скалах Тихоокеанского побережья Северной Америки. В Европе они найдены в Финляндии, Англии,  Ирландии, Шотландии, Италии, Германии. Самая большая концентрация валунов с чашечными углублениями в Эстонии (свыше полутора тысяч). Уникальные образцы культуры чашевидных знаков находят на скалах, валунах и мегалитах (прежде всего на дольменах) Западного Кавказа,  в горах Дагестана и Азербайджана, на культовых камнях Урала, Среднерусской равнины и Русского Севера и во многих других частях планеты.

Итак, какова причина их происхождения? Предположений выдвигают множество. Родоначальниками таких ЧАШ ученые считают небольшие водоемы в пещерах, которые древние люди использовали для хранения воды. Годами древние наблюдали, как вода обтачивает камень, придавая ему причудливые формы. Собиравшаяся в таких природных углублениях вода впоследствии стала считаться целебной и священной и использовалась в ритуальных действиях для получения сил и энергии. Благодаря этим наблюдениям стали появляться уже искусственные углубления. Их форма была позаимствована у природы и повторяла естественные очертания. Подобные камни часто встречались у естественных водоемов, наполнение их водой происходило за счет волн набегающих на берег. Очень часто рядом с такими камнями находились целебные источники. Были камни, стоящие и вдалеке от водоемов. Они заполнялись дождевой водой. Впоследствии такие чашечные камни стали использоваться уже, как культовые объекты. По местным преданиям, в них даже в жару сохранялась дождевая вода, обладающая чудесными свойствами.

Есть также версия, что эти чашевидные углубления символизировали материнское чрево и тем самым являлись древним культом плодородия. Большой популярностью пользуется версия, согласно которой с помощью чашевидных знаков на поверхности мегалитов отображалась карта отдельных участков звездного неба.

Эти места, где располагались чашечные камни скорее всего со временем окружались мистическим ореолом. Они превращались в святилище, в так называемые центры силы, которые регулярно посещали жители округи для совершения молитв и умилостивительных обрядов. Не случайно чашечные камни в этих местах напоминают нередко алтарный стол или жертвенник. Такие камни зачастую называли жертвенными камнями.

Эти камни также часто находили рядом с древними захоронениями. И поэтому, видимо, вода, сохраненная в таких чашах часто ассоциировалась не только с исцеляющей, заряженной солнцем силой, но и с воскрешением и переходом в иную реальность, как сила способная очистить и вознести на небо души людей, погребенных в камне. Все это указывает на исторически сложившуюся внутреннюю связь чашевидных углублений с культом предков. Истоки этой связи уходят в глубокую древность. Камни или плиты с чашевидными знаками находят в доисторических захоронениях, начиная с эпохи неандертальцев. Но особенно четко соотнесенность чашечных камней с культом предков, с погребальным обрядом древних племен и народов дает о себе знать в эпоху неолита и ранней бронзы.

Среди многих народов мира распространены представления, что ВОДА - это символ очищения, символ воскрешающей силы природы. Некоторые исследователи предположили, что освещение дольмена солнцем и испарение в ходе этого ВОДЫ-ДУШИ, содержащейся в чашевидных углублениях, почти в буквальном смысле предстает как вознесение ДУШИ умершего на небеса. Другими словами, через воду, испаряющуюся под лучами солнца, душа человека возносится на небо, очищая и многократно усиливая силы и способности умершего человека. Такая вода считалась святой, важной частью священного дольменного комплекса "украшенного" чашевидными лунками. Более того, в некоторых языках наблюдается почти полное совпадение в звучании слов ВОДА и ДУША. К примеру, в абхазо-адыгских языках ПСЫ - это ВОДА, а ПСЭ - это ДУША. И в данном случае, интересно еще пересечение с древнегреческим языком, так как ДУША по древнегречески звучала PSIHI. А потом, вспомните обычай ставить стакан с водой рядом с изголовьем умирающего и оставлять его в доме покойного до сорока дней после смерти. Этот обычай считается языческим, церковь его не признает. Так не с тех ли древних времен появился этот обычай?

Но у ВОДЫ-ДУШИ здесь наблюдается еще ясная связь с КАМНЕМ. Чашевидные углубления, служащие сосудами, в которых хранится влага, ассоциировались с жизненной силой погребенных в дольмене людей и благодаря этому внутренняя связь камня с водой и с душой погребенного только усиливалась. Таким образом, испарение воды под лучами солнца, одухотворение камня, воскрешение человека в новом бестелесном качестве - все это звенья одной цепочки в представлении древнего человека. И также хочется отметить, что во многих местах мира, сохранились предания, легенды и истории о том, что многие мегалиты связаны с реинкарнациями умерших людей. По представлениям древних после смерти человека его душа могла сохраняться или проходить очищение в камне. Камень выполнял роль "дома для души, нежели бренное тело, Отголосками этих представлений являются традиции установки надгробных камней или захоронение кристаллов кварца вместе с умершим. И раз речь пошла об очищении тела хочется еще отметить, что в кыргызском языке в принципе совпадает по звучанию слова ТАШ (камень) и ТАЗ (чистый). А вот интересно созвучие ДУШИ и КАМНЯ в чувашском языке, ЧУН (душа) и ЧУЛ (камень).

Позднее уже при строительстве каменных жилищ и храмов подобные чашевидные знаки наносились на стены этих сооружений. Скорее всего эти знаки носили не только декоративный, но и смысловой характер, связанный с ритуальными практиками древности. С течением времени сложилась традиция закладки чашечных камней в основания и стены жилищ, храмов, гробниц в качестве оберега, для защиты строения от разрушения, а его обитателей от бед и несчастий. В России сложилась традиция закладки чашечных камней в основание церквей и часовень.

Хочется также отметить, что у древних видимо было особое отношение к самому КАМНЮ. К примеру,  ASMAN по древне-персидски это КАМЕНЬ, а в арабском языке слово ASMAN уже переводится как НЕБО. Связь КАМНЯ и НЕБА тут явно наблюдается! Во-первых, в славянских легендах известно сказание об АЛАТЫРЬ-КАМНЕ, который упал с НЕБА. Алатырь-камень наделен волшебными свойствами: из-под него по всему миру растекаются целебные реки, бьют источники с живой водой. И место это является центром земли.  По другим преданиям, это скала у входа в Пекло (царство мёртвых) на берегу реки Смородины. Река Смородина отделяет мир живых от мира мертвых. Исходя из вышестоящей информации о чашечных камнях можно предполодить, что все эти многочисленные святилища с чашечными камнями были попыткой воспроизведения именно АЛАТЫРЬ-КАМНЯ.

Во-вторых, связь КАМНЯ и НЕБА мы можем наблюдать и в мусульманских преданиях. В Мекке в Заповедной мечети находится мусульманская святыня Кааба. В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень (ХАДЖАР аль АСВАД). Во время хаджа считается большой честью совершить к нему прикосновение. Существуют различные гипотезы происхождения камня. Согласно мусульманскому преданию во время потопа этот камень был принесён из рая и охранялся ангелами. По некоторым научным данным, это метеорит, упавший с неба. В арабском языке КАМЕНЬ  это  ХАДЖАР, но также слово ХАДЖАР еще переводится, как  ПЕРЕСЕЛЯТЬСЯ. Это слово произошло от арабского слова ХАДЖ, которое переводится, как ВОЗВРАЩЕНИЕ, ВОЗОБНОВЛЕНИЕ. А учитывая то, что арабский и семитский языки очень тесно переплетаются между собой, можно вспомнить слово с иврита КАДЕШ (святой, священный), и КАД (кувшин, ведро). В древнетюркском KADAH   (чаша, кубок), KADAGLA (хранить, оберегать). Сразу вспоминается и наше русское слово КАДКА. Корни у этих слов явно общие.

В Иудаизме известен КАМЕНЬ Основания - скала на Храмовой Горе над которой располагалась Святая Святых Иерусалимского Храма. В Иудаизме Камень основания был краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с него Господь начал сотворение мира. Камень основания нёс образ середины мира, считался сакральным центром вселенной, выполняющего гармонизирующую роль. В данное время КАМЕНЬ основания находится внутри мусульманского Купола Скалы. По преданию пророк Мухаммад совершил с него  вознесение. В арабском языке КАМЕНЬ основания переводится, как САКХРА, что в свою очередь пересекается в звучании с латинским словом  SACRUM (священный).

Своеобразную связь КАМНЯ со СВЯЩЕННОСТЬЮ можно наблюдать и в таджикском языке. По таджикски  САНГ (камень), а в латинском языке SANCIRE (освящать),

Хочется отметить еще одну легенду о камне. "Дух воздуха, принёс царю Соломону Камень - Сокровище Мира! Соломон повелел отколоть от камня маленький кусочек и оправить его в серебряное кольцо и начертать на КАМНЕ ЧАШУ мудрости, пламенем просиявшую." Интересно, не к чашечному ли камню относит нас эта легенда.

В русском языке слово КАМЕНЬ несколько пересекается с тюркским словом КАМ (шаман). Тем более, что в старославянском языке слово КАМЕНЬ, звучало, как КАМ.

В кочевой культуре степей распространены также были каменные истуканы - БАЛБАЛЫ (от тюрк. БАБА - праотец, предок).  По другому их называли КАМЕННЫЕ БАБЫ. Люди верили, что камни воплощали умершего предка, оставшегося на земле в виде балбала, чтобы присматривать за своими родственниками и охранять их.  Ставились они на возвышениях огромных курганов, степных холмов или в центре майданов. Как правило, в правой руке у такого балбала изображалась ритуальная чаша, а в левой - меч. Иногда фигура балбала держала двумя руками только чашу. В научной культуре до сих пор нет единого мнения кого изображали каменные бабы. Большинство исследователей предполагают, что каменные изваяния являются изображениями умерших людей, которые ставили на их могилы. Другие видят в них обобщённый образ предка. Третьи считают, что каменные бабы сим­во­ли­зи­ро­вали вра­га, уби­то­го ге­ро­ем, так как су­ще­ст­во­вал ри­ту­ал да­ре­ния ду­ши лич­но уби­то­го вра­га по­гиб­ше­му то­ва­ри­щу. Я больше склоняюсь, что эти балбалы все-таки изображали знаменитого предка. Около него проводились церемонии, посвященные всем предкам рода или даже целого племени. Возле таких изваяний часто были отмечены следы жертвоприношений. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов.

Возможно ли, что эти каменные БАЛБАЛЫ были логичным прогрессированным продолжением ЧАШЕЧНЫХ КАМНЕЙ в плане почитания предков? Не знаю! Но интересно то, что и там и там присутствует ЧАША, а также и там и там замечены следы жертвенных ритуалов! 

А теперь хотелось бы вернуться к самой ЧАШЕ!
Чаша – один из символов, являющихся архетипичными для человечества. Этот образ несет в себе глубочайший символический смысл едва ли не во всех культурах. Известно очень много метафор и фразеологизмов про чашу, которые часто используются поэтами и писателями в своих произведениях: "Пить от единой чаши», «пить чашу скорби», «чаша жизни», "бросить на чашу весов", "выпить чашу до дна", "миновала чаша", "переполнилась чаша терпения", "да минует меня чаша сия"! Очень много пословиц про чашу «дом – полная чаша», "не твоя чаша, не тебе и пить", "моя то доля с чашкой в поле" … Таким образом ЧАША предстает, как ДОЛЯ, МЕРА, СУДЬБА!

Многим народам древности были известны ритуальные ЧАШИ.
ЧАША в качестве сосуда для жертвоприношения символизирует жертвенник или гроб, а также и мир в целом. В митраизме чаша является символом стихии воды, в суфизме связывается с образом вина. В культах Зороастра изображается Чаша с пламенем. На тибетских изображениях бодхисатвы держат Чашу, процветшую языками огня. У друидов была Чаша жизни.  В египетском символизме имеются ассоциации между чашей жизни и сердцем как центром жизни. Иероглиф, обозначающий сердце, имел форму сосуда. Заодно можно отметить, что и в китайском языке слово ZHONG имеет значение ЧАШИ, ДУШИ, СЕРДЦА, СЕРЕДИНЫ, ПОСРЕДНИКА, РАВНОМЕРНОГО, а также ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ одновременно.

Как сосуд чаша является женским символом и ассоциируется с утробой Матери-Богини. Чаша обладает магическим значением во многих культурах на протяжении всей истории человечества. Согласно преданиям древней Ирландии, в магических чашах на пирах никогда не кончалась пища. Древние кельты ассоциировали чаши с плодородием и изобилием, а также с воскресением мертвых.

В индуизме известна чаша, в которой хранится напиток богов нектар, или сома, из которого Индра с сонмом небожителей черпают радость и амриту. В «Махабхарате» из-за чаши божественного напитка бессмертия разворачивается ожесточённая борьба между богами и асурами, павшими духами. Побеждают боги и, возвратившись на небо, передают чашу амриты на хранение Арджуне, ученику великого Кришны.

На изображениях Будда очень часто держит в левой руке ЧАШУ или КАМЕНЬ Чинтамани, или в обеих руках и то и другое. Чаша в руках Будды является источником неисчерпаемой мудрости и силы духа и ей приписывалось высшее происхождение. И буддийский монах свою чашу называет чашей мудрости и считает её символом чистоты жизни и возвышенных стремлений.

Алхимиками ЧАША рассматривалась, как символический прообраз искомого философского КАМНЯ.

В христианстве четыре легендарные ЧАШИ имеют статус священных реликвий. Первой из них, Чашей Бессмертия, владел еще библейский Адам, но в результате грехопадения этот чудесный сосуд был утрачен. О второй чаше также упоминается в Ветхом Завете—в ней пророк Илия получал питье от ангела небесного. Остальные две реликвии связаны с именем Христа. Одна из них послужила ему сосудом во время Тайной Вечери, а во вторую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Спасителя, стекавшую с Его креста. Впоследствии христианские легенды объединили эти две чаши в фантастическом образе святого Грааля.

В христианском культе важнейшая роль отводится ЧАШЕ Евхаристии (приЧАЩЕния) — золотому или серебряному церемониальному бокалу, в котором содержится освященное вино, аллегорически представляющее кровь Христову, пролитую на кресте. Из этой чаши, символизирующей искупление грехов человечества Иисусом Христом, верующие причащаются во время таинства Евхаристии.

Таким образом получается общий сакральный символ ЧАШИ и КАМНЯ сопровождает нас с далекой древности вплоть до наших дней! И совпадения в звучании русского слова ЧАША и тюркского слова ТАШ я считаю не случайным.Такие же аналогии просматриваются и в других языках. К примеру, в расшифрованном древнеегипетском языке также можно отметить определенное сходство в звучании слов КАМЕНЬ и ЧАША.
 
ABA (древнеегипет) - жертвенный камень
AAB (древнеегипет) - чаша
ABB (иврит, араб) - отец

Или вот еще интересные переплетения общего созвучия и смыслов!
PATERA (лат) - жертвенная чаша
POTIR (др.греч) - чаша, применяемая в христианском богослужении при освящении вина и принятии причастия
PETRA (др.греч) - скала, камень
PATER (лат) - отец, основатель, родоначальник, предок
PETER (иврит) - перворожденный, первенец матери
PETER ( иврит) - открывать, разверзать, разделять, отделять, делать свободным, отпускать, освобождать; разверзающий - тот кто родился первым; раскрывающий утробу
И кстати, в древности перворожденные имели особый статус в ритуале жервоприношений.
POTER (иврит)  - прорыв
PORTU (индоевр) - проход, ворота
PITAR (санскрит) - отец, предки
PITARAU (санскрит) - родители
PITR (санскрит) - поклонение умершим родственникам, как Богам
PPITR (санскрит) - отец, родители, родственники по отцу, предки, умершие и почитаемые, как Божества
PITRIA (санскрит) - наследственный, родовой, относящийся к предкам питарам
Можно также отметить и русские слова ПРЕДОК и ПЕРЕД.
Возможно пригодиться английское слово PATTERN (образец, шаблон, схема)

А сейчас возьмем русское слово КАМЕНЬ.
КА (др.тюрк) - родственники по крови
КА (др.тюрк) - сосуд, посуда
КА (др.тюрк) - складывать вместе, класть по порядку
КА  (шумер) - рот, уста
КА (др.егип) - душа
МЕН (тюрк) - я
MEN (санскрит) - сознание, думать
MAN (алб) - кормить, питать
MAN (швед) - я, она, он, они, люди
MAN (англ) - человек, мужчина
CAMU (др.инд) - миска, чашка

Учитывая то, что в слове КАМЕНЬ, звук К может быть протетическим, можно рассмотреть отдельно слово АМИНЬ.
АМIN (др.греч) -  истинно
АМЕN (др.евр) — верно, да будет так, да сбудется
АМЕN (арам) - правда
АМIN (араб) - крепкий, верный; мирный, безопасный
AMAN (араб) - невредимый, спасенный
АМИН (эвенк) - отец, папа
АМИНЬ - обычно завершающая формула в молитвах и псалмах в исламе, иудаизме и христианстве, призванная подтверждать истинность произнесённых слов.
Слово АМИНЬ  в русском языке имеет три значения:
- заключительное слово христианских молитв, означающее ИСТИННО, ВЕРНО
- всё, конец
- употребляется, как магическое заклинание спасти от нечистой силы

Есть мнение что слово АМИНЬ (AMEN) произошло от санскритского слога АУМ , считающегося в Индии священным. В соответствии с ведийским наследием считается, что звук АУМ (ОМ) был первым проявлением не явленного ещё БРАХМАНА, давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком. Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — небеса, воздушное пространство и землю.

Если вы внимательно читали все приведеные легенды, мифы и обычаи разных народов, то поймете насколько связаны все эти слова!

P.S.  Еще интересные совпадения!
В церковнославянском словаре есть слово ДОСТОКАН, которое переводится, как СТАКАН и ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ. А также всем известны мифы о ЧАШЕ ГРААЛЯ, где для христиан ГРААЛЬ это ЧАША ХРИСТА, а для Востока это ЧАША  МУДРОСТИ. В мифах Древней Греции известен был камень ОМФАЛ - древний культовый объект в Дельфах, считавшийся Пупом Земли. Изначально ОМФАЛ был могилой змея ПИФОНА,  представляя собой надгробный камень и мог служить точкой соприкосновения между миром живых и мёртвых, выступая истинным центром всего мироздания. А также известна АМФОРА - сосуд для погребальных и культовых обрядов. Известен также еще один сосуд, похожий на АМФОРУ - ПИФОС.