Важнее места на кладбище

Борис Сухоруков
     У моего отца умер двоюродный брат. В очередной раз заметил, что традиционные русские похороны мне не нравятся.
     Человек я сентиментальный. Но не обряд похорон из меня выдавливает слёзы. Жалко было, что из жизни ушёл хороший человек. Но его доброту ко мне невозможно выразить ни количеством цветов, ни качеством гроба, ни количеством участников процессии, ни особым местом на кладбище. Все эти фетиши я никак не могу соотнести с характером покойного.
     Единственное, что остаётся важным в обряде - всеобщий сбор. Уходя в последний путь, усопший собирает всех вместе, как на перекличку. Этот здесь, эти здесь, эти не пришли...
     Мы так редко видимся. Я повидался с многочисленной роднёй. Я узнал их лица. Помню и имена многих. Возможно, мне легче остальных делать это, поддерживать память, так как мы с отцом вычерчивали древо нашего рода. Большое, раскидистое дерево получилось.
Некоторые люди публикуют свою генеалогию. Расписывают все веточки. Я тоже хотел узнать о своём роде. Но зачем рассказывать о нём? Кому это нужно? Кому это интересно?
     Ещё когда я искал в разных источниках упоминание фамилий из нашего рода, подумал, что это очень трудно.
     О ком писали в хрониках? О людях знатных и выдающихся. Но если ты не из князей или больших купцов, если не было в роду гениев или героев, то жизнеописание твоего рода никому не интересно, кроме самих родственников. Если в роду никто не вёл записи, то другой истории не найдёшь.
     На поминках тётка умершего рассказала несколько случаев из его раннего детства. Мой отец заметил, что впервые услышал эти истории, хотя бабуля рассказала о том, что было лет 60 назад.
     Они всё ещё помнят, наши дедули и бабули. Они могут рассказать о том, что пережили. Если это записать... Вот это будет памятник, это будут венки славы. Это важнее, чем количество цветов на похоронах, качество гроба, количество участников процессии и место на кладбище.

Омск. 2010 год