Эпизод 19. Рудимент в нашей работе

Денис Маслюк
У ч е н и к  и з  О р а н ж е р е и.  Эпизод 19.                Р у д и м е н т  в  н а ш е й  р а б о т е.

       Перейдя жить в другое помещение, я стал реже встречаться с другими соучениками. Для меня начала действовать отдельная программа обучения. В ней было намного больше индивидуальных занятий. Мы встречались уже только эпизодически в общих коридорах.

       Но однажды мы всё-таки встретились со Стариком. Без всякой причины остановились поговорить в коридоре. Он выглядел ещё старше, чем ранее. Но в глазах всё же светился огонёк мысли и доброты. «Добряк, ну что ты с ним будешь делать», – подумал я.

       Было достаточно времени для  беседы. Я заговорил с ним с удовольствием. Он тоже ответил приветливо:
       - Как живёшь, Умник? Я слышал, твоё обучение близится к окончанию. Скоро уедешь неизвестно куда.

       - Да, как-то так. Хотя сроки мне неизвестны самому, – ответил я уклончиво, ибо рабочие секреты разглашать было не принято.
       - Будь осторожен, не делай необдуманных поступков, – предостерёг меня Старик от чего-то непонятного.

       - Что ты имеешь в виду?
       - Есть вещи, которые невозможно исправить после того, как их совершил.
       - Я прошёл хорошую школу. Руководителям Оранжереи не будет стыдно за меня. Меня здесь назвали Умником. Хотя и часто ругали за то, что иногда умничаю слишком.

       - Им не будет стыдно за тебя. Им вообще не будет стыдно. Но главное – это чтобы к тебе самому время от времени приходило чувство стыда и сомнения в правильности поступков. Это важно. Совесть – очень деликатная штука, её легко отогнать подальше. А умничанье – это то лучшее, что есть в твоей натуре. Это способность самостоятельно мыслить.

       - Ну да, не слышит тебя сейчас Старший Учитель. Не говори так смело. А то останешься и дальше голодным.

       - Я не боюсь. А тебе желаю, сразу по приезду на новое место, прямо возле аэропорта найти ближайшую церковь. Любую. И для начала подать милостыню нищему возле её крыльца. Так будет лучше. Я точно знаю. Гуманность – это высшее свойство человека. Нужно им дорожить.

       - Милостыню? Зачем? Что за чепуха? Это же бесполезная сердобольность. Зачем вообще давать что-либо этим бескультурным нищебродам?
       - Бескультурным? Нет. Это будет нужно не им, а тебе в первую очередь. Подумай о себе. Для культурного человека обязательным качеством является понимание святыни и умение сочувствовать. Я это тоже точно знаю.

       - Эко тебя опять занесло в философию, – ответил я уже с лёгким раздражением.
       - Ты перестал быть человечным, Умник, – голос Старика звучал с грустью.

       - Человечность в нашей работе – рудимент, мешающий индивидуальному выживанию. – Мне казалось, я выдвигаю неоспоримые аргументы. А он не улыбался.
       - А ты попробуй перейти к коллективному выживанию. Это же лучше. – С его стороны это тоже был сильный аргумент. Но что-то в моей жизни уже изменилось невозвратно. Что-то тёплое уже сильно похолодело.

Продолжение следует.
http://proza.ru/2021/02/12/1850