Эпизод 17. Религия

Денис Маслюк
У ч е н и к  и з  О р а н ж е р е и. Эпизод 17.               Р е л и г и я.

       Через некоторое время состоялась моя вторая беседа со Старшим Учителем, она касалась религии и моей будущей работы в этом направлении. Я вырос в не слишком религиозной семье. Моё техническое образование тоже не способствовало вере в Бога. Рассказ Старшего Учителя о религии ещё более отодвинул меня от всего возвышенного в этом смысле.

       Он преподнёс тему приземлённо и практично, без всякой загадочности и мистики. О нравственной стороне веры речь не шла как о таковой:
        - Помни, Умник, важнейшие основы философии и психологии религии. Всякая религия, всегда и везде, решает две главные задачи. Первая – это формирование мировоззрения людей, объяснение сущности бытия, трактовка явлений природы. А вторая – это убеждение широких масс людей в той важнейшей мысли, что «Всякая власть от Бога».

       То есть, религия решает вопросы идеологического обеспечения власти. Так было всегда и везде, независимо от названия религии и уровня её развития – во все времена и у всех народов. Без стабильной и продуманной религиозной системы трудно решать задачи власти.

       Это значит, что изначально человек задаёт себе вопросы «Почему» – почему светит солнце, почему гремит гром, почему течёт река и горит огонь? Самый умный и находчивый из людей придумывает ответы на эти вопросы, в силу своих способностей и знаний. Он и объясняет остальным ответы, главная сущность которых в том, что всё в природе – от Бога. Он и становится шаманом, жрецом, а в последствии священником. Он формирует мировоззрение племени, общества так, как понимает сам.

       Немного позже он понимает простую вещь – что объяснять всему племени нужно далеко не всё. А гораздо выгоднее оставлять за собой единоличное право общаться с Богом. Так его авторитет становится незыблемым и непререкаемым.

       Шаман формирует религиозную систему, то есть, назначает определённых богов, ответственных для определённых стихий и явлений природы. Возникает языческий Пантеон богов. Богов должно быть много. Религиозная система обязательно должна быть сложной и запутанной, недоступной для понимания простым человеком.

       Разобраться в ней и объяснить её может только лично шаман, жрец, брахман и его каста. Доступ к общению с богами должен быть максимально закрыт для непосвящённых. В этом стабильность власти жреца.

       Но жрец – это самый умный, находчивый или просто хитрый из племени. Но он не воин. Таков его исторический удел. А руководит племенем вождь, именно военный лидер. Он сильный, но не искушён в психологии. Для их совместного устойчивого правления нужен симбиоз военной власти и религии.

       Именно такое единство и стало самой практичной формой правления во все времена и у всех народов. Шаман поддерживает вождя, говоря, что того «любят» боги. А вождь поддерживает шамана, отдавая ему часть добычи. И уже дело времени шлифовать и оттачивать исторические мифы и легенды о строгих богах, храбрых героях и их подвигах.

       - Учитель, но ведь язычество давно ушло в прошлое. Его почти нет в современном мире. Только на каких-нибудь дальних островах ещё остались дикари с копьями. Они ведь нам не интересны? Так?

       - Нет, не так. Оружие аборигенов меняется, усовершенствуется с развитием науки и техники, от копий и стрел до баллистических ракет. А вот психология человека меняется мало. Одно и то же на протяжении многих столетий.

       Цивилизованные страны давно перешли от языческой системы к монотеизму, к единобожию. Но главные задачи религии от этого не поменялись. Племя разрослось до размеров народа или нации. Увеличилась территория, её назвали страной. Усложнилась система управления ею, то есть, появилось государство. Вождь стал царём или королём. 

       Ему понадобилась другая, более совершенная идеологическая система для поддержания своей власти. Языческий жрец постепенно превратился в священника. Это значит, что он придумал систему единого Бога. И вот уже система единого Бога гораздо надёжнее объясняет народу, что «вся власть от Бога». Царь – Божий помазанник. Всё! Царь – монарх, то есть, един во власти, и Бог един. Трон незыблем, ибо опирается на устойчивый треугольник – деньги, оружие, церковь!

       История знает отличные примеры использования религии не только для обеспечения власти внутри страны, но и при захвате других стран. Помни, как поступил Александр Македонский при завоевании Египта. Он ввёл свои войска в страну, затем принял местную религию, затем объявил себя фараоном и стал для египтян богом, а не завоевателем. Прекрасная схема для управления страной и народом. Гораздо более эффективная, чем мечи и пушки… Ты увидишь храмы наших церквей в стране, где будешь работать. Они там уже есть.

       Александр был великим полководцем, и учил его, в своё время, Аристотель. Ты готовишься стать Мастером, и учу тебя я. Тебе не нужно стремиться стать богом для аборигенов. Это работа для других людей. Да у тебя и не получится, хоть ты и Умник. А вот любимцем для элиты стать нужно. Постарайся!

Продолжение следует.
http://proza.ru/2018/09/10/1673