Они воевали в Испании ч. 19

Николай Мринский
113. ЛАКЕЕВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ - лётчик.

Родился 23 февраля 1908 г. в дер. Слобода, ныне Дзержинского района Калужской обл., в семье рабочего. Окончил 7 классов. Работал на заводе "Электросила" в Ленинграде и там же учился в электромеханическом институте. С 1931 г. Иван Лакеев в рядах Красной Армии. В том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, в 1933 г. - Энгельсскую военную школу лётчиков. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком 107-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. С ноября 1936 г. по 13 августа 1937 г. участвовал в национально-революционной войне испанского народа. Был пилотом и командиром 1-й эскадрильи истребителей И-16. Участвовал в обороне Мадрида, в сражениях на Хараме, под Гвадалахарой и Брунете. В воздушных боях сбил 12 самолётов мятежников, был ранен.... 1936 год. Военно-фашистский мятеж в Испании. В Советском Союзе прокатилась волна митингов под лозунгами: "Протянем руку помощи испанскому народу!", "Дело испанского народа - наше кровное дело!". Однажды вечером на построении в октябре месяце, военком 107-й истребительной авиаэскадрильи Брянской бригады батальонный комиссар К. Рябов объявил: - Возможно, кому-то придётся поехать в зарубежную командировку. Нужны добровольцы. Это большая честь. Заниматься там придётся делом, которому мы учились. Лейтенант И. Лакеев долго не мог заснуть. Думал о жене, о дочурке, которой исполнилось полгода. Но больше всего его беспокоил вопрос: возьмут или нет? Когда зачитали списки тех, кому доверено с оружием в руках защищать священные идеи интернационализма, там оказалась и фамилия Лакеева. Собрались быстро. В назначенный час командир эскадрильи капитан С. Тархов доложил о готовности к отправке.

Отряды по 10 истребителей И-16 в каждом возглавляли старшие лейтенанты В. Бочаров, С. Денисов и К. Колесников, а инженерно-техническую группу - инженер 3 ранга П. Невинный. Лейтенанта И. Лакеева избрали парторгом подразделения. В начале ноября 1936 г. авиаторов-интернационалистов на пароходе "Курск" доставили по Средиземному морю к берегам Испании. Они рассчитывали прибыть в Картахену, но фашистская авиация нещадно бомбила главную военно-морскую базу республиканского флота, и капитан парохода получил разрешение взять курс на Аликанте. Багряные зарницы на горизонте свидетельствовали, что война совсем рядом. По мере сборки боевых машин отряды перелетали в район Мадрида. К тому времени фашисты уже захватили его пригород Карабанчель. Напряжённые бои шли на подступах к университетскому городку, в парке Каса-де-Кампо, в районах стадиона и мостов через Мансанарес. С 4 ноября здесь уже сражались 13 лётчиков из Киевского ВО под командованием ст. лейтенанта П. Рычагова. Они летали на истребителях И-15, которые испанцы успели окрестить "Чатос" (курносые). По фашистским аэродромам и войскам наносили удары группы бомбардировщиков СБ. Эскадрилья С. Тархова первые боевые вылеты на штурмовку живой силы и боевой техники выполняла в условиях вражеского господства в воздухе. 9 ноября её лётчики получили настоящее боевое крещение в схватке с 15 Не-51, сбив 4 из них. Впоследствии Лакеев ознакомился с высказыванием об этом бое одного фашистского лётчика: "Мы вдруг поняли всю серьёзность положения. Наши Не-51 были слишком медлительны по сравнению с этими новыми самолётами. Это казалось невероятным, но они поднимались выше нас и могли играть с нами, как им захочется".

На советских лётчиков - защитников Мадрида - легла тяжёлая физическая и психологическая нагрузка. Каждому ежедневно приходилось выполнять по 5-7 боевых вылетов. Наши воздушные бойцы сражались не щадя себя. Фашисты не могли взять столицу Испании и начали её варварские бомбардировки. В ноябре вой сирен машин "скорой помощи" и пожарных автомобилей стал частью жизни Мадрида. Истребители И-16 превосходили вражеские самолёты по скорости, но бронеспинок и радио на них не было. В полёте командир управлял группой эволюциями самолёта. Тем не менее уже первые схватки показали, что даже в случае равенства сил противник прекращал выполнение боевого задания, а наши лётчики вступали в бой при любых обстоятельствах. 13 ноября над Мадридом 18 истребителей И-16 вступили в бой с 12 бомбардировщиками Ju-52 и 26 истребителями Не-51. Наши лётчики сбили 6 машин, но самолёт капитана С. Тархова был подбит, лётчик выбросился из кабины с парашютом. Опустился на мадридский бульвар с 6 пулями в груди. Не вернулся и ст. лейтенант В. Бочаров. А через 2 дня одиночный "Юнкерс" сбросил на аэродром Барахос ящик, привязанный к парашюту. Вскрыл его лейтенант И. Лакеев. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну установили, что это Володя Бочаров... Фашистские палачи надеялись запугать добровольцев, добились же обратного результата. Гнев наших лётчиков был велик, в 2-х последующих боях эскадрилья во главе со ст. лейтенантом С. Денисовым, заменившим Тархова, сбила 10 самолётов противника - 2 "Юнкерса", 4 "Хейнкеля" и 4 "Фиата", причём без потерь со своей стороны. Лакеев был участником этих схваток и лично сбил один "Фиат".

Как-то звено А. Морозова, в которое входил Лакеев, сверху со стороны солнца атаковало группу истребителей Не-51. Враг заметил его только в момент открытия огня. В результате дерзкой атаки фашисты потеряли 2 самолёта. Ивану Алексеевичу особенно запомнилось отражение налёта 43 самолётов противника, когда И-16 сбили 1 "Юнкерс" и 2 "Хейнкеля". Памятен и бой с 48 вражескими самолётами, когда были сбиты 1 "Юнкерс" и 4 "Хейнкеля", и снова без потерь со своей стороны. Только за 2 первых месяца боёв наши лётчики сбили в районе Мадрида 63 немецких и итальянских самолёта, в том числе бомбардировщиков - 12. За это же время наши СБ и штурмовики Р-Z вывели из строя на аэродромах ещё 64 самолёта, а их воздушные стрелки при отражении атак уничтожили 7 вражеских истребителей. Постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 г. 11 наших лётчиков, в том числе капитан С. Тархов, ст. лейтенант В. Бочаров и лейтенант С. Черных, были удостоены звания Героя Советского Союза, а 2 января 1937 г. все лётчики 107-й эскадрильи были награждены орденом Красного Знамени, инженеры и техники - орденом Красной Звезды. Бои в небе Испании продолжались. Как-то лейтенант И. Лакеев в одиночку ворвался в строй 10 "Фиатов". Ему удалось сбить один CR-32, но остальные основательно потрепали его. Дважды сильно обожгло бок и ногу. Совсем бы пришлось плохо, если бы на помощь не поспешил Павел Путивко. На истерзанной машине Лакеев благополучно приземлился на аэродроме Алькала. Его направили в госпиталь, но уже на 3-й день он сбежал оттуда. Ходил на перевязки и продолжал летать. 6 февраля 1937 г. на реке Харама южнее Мадрида началось наступление фашистских войск. В воздухе вновь развернулись ожесточённые бои. Лакеев всё чаще летал ведущим. Противник нёс серьёзные потери.

18 февраля ознаменовалось двумя воздушными боями над Мадридом, в одном из которых "правительственные истребители впервые понесли такие большие потери". В 11:00 39 республиканских истребителей начали бой с 6 "Юнкерсами" и 50 истребителями. В результате республиканская сторона потеряла сбитыми 4 самолёта: 1 И-16 и 3 И-15. Филипп Замашанский был тяжело ранен и, пытаясь совершить посадку вне аэродрома, разбился на И-16. Самолёт Петра Угроватова, получив повреждения, загорелся. Лётчик, несмотря на ранение и ожоги, смог благополучно спастись на парашюте. В этом же бою погиб американский пилот Бен Лейдер. Подробности его гибели неизвестны, но, по воспоминаниям И.И. Кравченко, в этот день был сбит американец "Арнольд", который выпрыгнул с парашютом и пропал без вести. Скорее всего это и был Бен Лейдер, которого, поскольку он выпрыгнул над территорией противника, по печальной традиции записали в погибшие. Последний сбитый республиканский самолёт пилотировал также гражданин США, который был ранен. Кто это был - сказать сложно, иностранные источники приводят разные фамилии. Противник в этом бою, как указывается в документах, применил "новую" тактику: 30 истребителей вступили в бой, а остальные, находясь выше, немедленно "пикировали, сбивали или наносили много пробоин" всякий раз, когда какой-нибудь республиканский самолёт откалывался от общей массы дравшихся. В этом бою, по отечественным данным, было "сбито 6 самолётов мятежников" и много подбито. Среди пилотов И-16 на победы претендуют К. Дубков, А. Тарасов, Н. Никитин, И. Лакеев, П. Кузнецов и в паре - П. Хара и А. Минаев. 20 февраля 30 республиканских истребителей встретились с 3 "Юнкерсами" и 22 истребителями. Бомбардировщики ушли, не сбросив бомб.

В бою с истребителями единственную победу одержал Иван Лакеев, сбив "Хейнкель-51". С республиканской стороны погиб испанец Луис Берсиал Руберо (Luis Bercial Rubero), его И-15 был повреждён и при вынужденной посадке потерпел катастрофу. Пилот И-16 Алексей Минаев получил ранение в руку, но сумел благополучно вернуться на свой аэродром. 3 ноября 1937 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, И.А. Лакеев был удостоен звания Героя Советского Союза. С весны 1938 г. по январь 1939 г. командовал вновь сформированным 16-м ИАП. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 г. и в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Участник ВОВ с первого дня. Воевал под Волховом и Тихвином, сражался под Ростовом-на-Дону. С апреля 1943 г. до конца войны был командиром 235-й ИАД (в августе 1944 г. была переименована в 15-ю ГИАД) . Участвовал в Сталинградской битве, в боях за Кавказ, в Курской битве, в освобождении Киева и Львова, в боях над Польшей, Венгрией, Германией и Чехословакией. Лично участвовал в боевых вылетах. В одном из боёв под Курском в мае 1943 г. сбил немецкий самолёт-разведчик. В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба. Был на ответственных должностях. С 1955 г. - в запасе. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Суворова 2-й ст., Кутузова 2-й ст., Богдана Хмельницкого 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды; медалями, иностранными орденами. Последние годы проживал в Москве. Умер 15 августа 1990 г., похоронен на Троекуровском кладбище.

Продолжение следует в части  20                http://proza.ru/2021/07/24/355