Хобби - это страсть. 1

Анна Алексеевна Золотовская
Сейчас на Проза ру проходит много литературных конкурсов.  Но, познакомясь с условиями конкурса и увидев ограничения типа «это надо», а  «это нельзя», я понимаю, что ЭТО не для меня.

Я пишу только о том, что мне хочется и как мне надо.

Словом, у меня ни разу не появилось желания принять участие.  Но вот я прочитала тему очередного конкурса «Хобби – моя маленькая жизнь» …   И меня – «зацепило».  Зацепило в том смысле, что мне захотелось написать на эту тему.

И опять же – не на конкурс, а для себя. Вспомнить свои любимые увлечения.
Их было не так уж много.  Но одно из них – на всю жизнь.  Рисование!
Я уже где-то писала о том, что в моём бедном детстве не было даже нужных карандашей.

Коробка с шестью цветными карандашами появилась у меня, когда я пошла в школу. Это был подарок первокласснику от детского садика.  Акварельные краски тоже с шестью цветами появились у меня намного позже.

Любовь к рисованию появилась во мне, наверное, с рождения.  С того момента, когда я пальчиком на холодном оконном стекле нарисовала первый домик с трубой.  Рисовала то, что видела.  Любимым рисунком была «зима». Ведь она у нас была всегда долго, да и красок для её изображения много не надо – достаточно трёх карандашей.

В сильные морозы разглядывала узоры на стёклах. В нашем доме было много окон. В самой большой комнате, которая зимой не отапливалась было 5 окон.  И это был мой первый «вернисаж» художников от природы. Боже! Сколько рождалось фантазий, разглядывая эти сказочные узоры.  Я пыталась перенести их на бумагу, придумывая свои сюжеты.

Другой объект для вдохновения…  Дом наш деревянный, и во времена моего детства в нём ничто  не подвергалось окрашиванию.   Скорее всего, просто не было денег на краску, да и краску для полов, потолков, стен и дверей купить было негде.
Чистоту в поморских домах наводили тем, что перед Пасхой мыли весь дом «большим» (я об этом подробно писала в своих воспоминаниях «Перед Пасхой»)

А здесь я хочу вспомнить лишь то, как утром, просыпаясь и лежа в постели, я любила разглядывать потолок, вымытый щёлоком.

Высвечивалась вся красота дерева.  Вот где был простор моим фантазиям!
Я мысленно рисовала море (и это было мне нетрудно – ведь я жила у моря), «рисовала» с приливами и отливами, с береговой песчаной или каменистой линией, уходящей в ближайший лес.

Сучок в дереве, отмытый до желтизны, превращался в солнце. Часто меня так распирало от увиденного, что я вскакивала и бежала за альбомом и карандашами и рисовала свою картину.

Учителей, которые помогли бы мне приобрести навыки в технике рисования, не было.
7 лет я училась в сельской школе. У нас или совсем не было уроков рисования, или на этот урок по расписанию приходила классный руководитель и говорила нам: «Рисуем на свободную тему».   И мы «творили» кто во что горазд.  Для меня этот урок был самым желанным.  Я вся погружалась в творчество.

Губы и язык были перепачканы красками, так как остриё цветных карандашей я смачивала языком и губами.  Высунув разноцветный язык, я предавалась вымыслам и была далека от реальности.

В конце урока учительница брала наши рисунки и ставила нам оценки в журнал. У меня всегда была «5».  Кроме того, Ольга Петровна показывала мою работу всему классу. Я была смущена от похвалы, но на душе был праздник.

Однако больше всего я любила рисовать «портрет». Сначала срисовывала с фотографий или из учебников знаменитых личностей. Все русские писатели были в «моём альбоме». Но чаще всего я рисовала своего любимого поэта Михаила Лермонтова, один из которых чудом сохранился в родительском доме , и я сейчас показываю его в заставке.

Однажды, срисовав и несколько увеличив портрет старшего брата, я послала ему в письме в Беломорск, где он учился в мореходке.  Я знаю, что он его долго хранил и, показывая кому-то, говорил, что у него сестрёнка художник.

Постепенно я стала рисовать «портрет с натуры».

Конечно, никто мне не позировал, и я никого об этом не просила. Поэтому мои портреты скорее были шаржами, но иногда получалось что-то серьёзное. Например, как «старая поморка», что вы видите в заставке.

Увлечение – рисовать «лица» осталось во мне на всю жизнь.  Однажды, разбирая старые тетради с лекциями, я обнаружила на полях страниц столько «лиц», что удивилась: а когда же я  успевала лекции записывать. Но что меня больше порадовало, что Лица были узнаваемы: я вспоминала своих преподавателей и сокурсников, и коллег.

Но возвращаюсь в детство, в 7 класс. Постепенно в своём классе я приобрела статус «классного художника».  Меня стали использовать по назначению: написать какой-то плакат, что-то раскрасить, нарисовать к празднику…

В 7 классе я стала выпускать стенную газету. И это моё новое хобби, точнее – продолжение старого, переходящего в новое увлечение, которое останется со мною на долгие годы.

Но об этом я расскажу в продолжении.