Эпизод 5. Седой добряк

Денис Маслюк
У ч е н и к   и з  О р а н ж е р е и.  Эпизод 5.                С е д о й   д о б р я к. 

       Впервые я пообщался со Стариком в столовой за обедом. Мы встречались и раньше, но общения до этого случая не происходило. Обед проходил за длинным столом казарменного типа. Или, лучше сказать, это был приём пищи. Так точнее…

        Жестяные кружки. Неизысканная еда. Вилок и ножей нет, только ложки. Каждый ест только свою порцию – одно из основных правил Школы.

       В моей тарелке суп с мясом. Его достаточно, чтобы наесться досыта. Ибо я имел статус Соратника. Я ел этот суп и слушал рассуждения Начальника о важной цели нашего обучения, нашей великой миссии в обществе, о неуместности жалости к врагам, о подвигах предшественников.

       Он сидел в кресле, положив ногу на ногу, и спокойно без азарта говорил свою речь. Наблюдал за Учениками и монотонно говорил, постукивая блокнотом по колену:
       - Вы учитесь здесь, чтобы достойно выполнить свою часть большой Задачи, чтобы впоследствии стойко преодолеть все трудности и препятствия на пути. Каждый из вас непременно совершит свой подвиг в полном соответствии со своими способностями. Величие нашей общей цели оправдывает все средства и компенсирует все затраты. Помните об этом.

       А я слушал всё это скептически, без увлечённости идеей. Я ещё не был увлечён идеей Школы и не видел величия Задачи. Выполнял своё дело, скорее от безысходности и по принуждению.

       Рядом сидел и смотрел на меня седой Старик. Он – бесперспективный добряк, отброс процесса обучения. В его тарелке только тюря – вода с хлебом. В полном соответствии с заслугами в Школе.

       Он был голоден, но поначалу старался это скрыть. Однако было отчётливо видно, как голодные мысли двигают его скулами, а взгляд его неотрывно бродит в моей тарелке. Умные глаза с близоруким прищуром выдавали в нём бывшего интеллигента, но взгляд уже был диковатый и затравленный.

       А я доедал свой суп с мясом. Старик с просящим выражением на лице взял у меня из тарелки небольшой кусок мяса и быстро, с жадностью проглотил его. Однако! Я медленно думал, как отреагировать на такую смелость.

       Я видел его голод, а сам решал, доесть ли мне самому оставшийся кусок мяса или нет. Я был, в общем, сыт, но доел бы остаток просто по ходу. Старик смотрел просящими глазами. Тогда я сам переложил последний кусок мяса со своей тарелки к нему, и он с удовольствием съел его.

       Пришла мысль о том, что я был ещё человечен, ибо мог поделиться пищей с другим, неродственным существом.

       Начальник сморщился в презрительной усмешке, увидев эти манипуляции:
- Ну-ка, Добрюша, бери тарелки и марш на кухню мыть посуду. Расслабился ты, я посмотрю, слишком. Не по твоему достоинству такое питание. Не рискуй! А ты, Умник, не слишком умничай, не рекомендую!

Продолжение следует
http://proza.ru/2021/02/12/1669