Художники. Илья Иванович Машков

Лариса Прошина-Бутенко
 
         
      МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 Часть 1

                ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ МАШКОВ

    Когда началась Великая Отечественная война, сортировочный эвакуационный госпиталь (СЭГ) № 290 Западного фронта (с 1944 года – 3-го Белорусского) – стал первенцем в  эксперименте Главного санитарного управления Вооружённых Сил СССР по созданию медицинского комплекса, в котором медперсонал должен был принимать и сортировать раненых по профилю и тяжести ранений.
   О целесообразности сортировки раненых говорил и применял на деле основоположник военной полевой хирургии, русский врач   Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Сортировка позволяла быстрее оказывать медицинскую помощь при ранениях, угрожающих жизни бойцов.

   СЭГ 290 формировался в июле 1941 года в самом пекле войны – в тогда ещё прифронтовом городе Вязьме Смоленской области. А когда в октябре 1941 года случился тяжёлый перелом в ходе войны, и фашисты начали стремительно приближаться к Москве, этот госпиталь решено было отправить в столицу.
   В Москве СЭГ 290 находился с октября 1941 по март 1943 гг.
 
   В опубликованных здесь же, на Прозе.ру, воспоминаниях «сэговцев» (так называли себя ветераны этого госпиталя) есть подробности о его работе в Вязьме, Москве, в Пыжовском лесу, и обо всём пути до Восточной Пруссии, где они встретили долгожданную победу над Германией и её многочисленными союзниками в войне с Советским Союзом.

   В Москве было тревожно; не хватало продовольствия; город ожесточённо бомбила вражеская авиация. Однако нельзя было сравнить сырые землянки и разбитые цеха Вяземского маслозавода, где в начале войны СЭГ 290 развернул десятки хирургических, перевязочных отделений, палаты для раненых и различные вспомогательные службы (пищеблок, прачечные и др.) с капитальными корпусами Коммунистического военного госпиталя, тогда эвакуированного в тыл.
   Здесь было электричество, горячая вода, отопление, канализация. И самое главное – помощь жителей Москвы, государственных учреждений и общественных организаций – таких, например, как Красный Крест.

   В старинном районе Москвы, в любимом районе русского императора Петра Первого – Лефортово - и расположился фронтовой госпиталь, который на ту пору по масштабам квалифицированного медперсонала разного профиля и медицинского оборудования был единственным.
   Сейчас там работает Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко.
   На одном из его корпусов есть Мемориальная доска, напоминающая, что в годы войны здесь СЭГ 290 круглосуточно принимал и спасал тысячи раненных советских бойцов (а также - обожжённых, обмороженных, контуженных, больных) с Западного и с других фронтов, защищавших Москву, и не только её.
   Именно здесь, в госпитале, некоторые московские художники пополняли летопись Великой Отечественной войны своими полотнами, рисунками, портретами, листовками.
 
                ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ

   Из книги начальника СЭГа № 290, военврача, полковника медицинской службы Вильяма Ефимовича Гиллера «Во имя жизни» (Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. Москва – 1956):
   «Художники и скульпторы из МОСХа (Московская организация Союза художников) пришли в наш госпиталь в январе 1942 года, и одним из первых среди них был И. И. Машков.
   Предвоенные картины И. И. Машкова, развешанные в столовой, напоминали воинам о радостной жизни, какой они жили в мирные годы, и которая ждёт их как заслуженная награда после войны.
   С полотен красочных панно вставали донские и кубанские степи, хлебородная Украина…

   В малом зале клуба целый простенок был занят портретами героев войны, написанными Машковым у нас в госпитале.
   Шефы-художники приходили в госпиталь чуть ли не ежедневно. С огромным рвением они приступили к работе, словно боясь, что не успеют закончить её в срок. В свой круг они вовлекли немалое количество сестёр, раненых, врачей, общественниц и дружинниц.
   Немалую помощь оказал им Савинов (Георгий Трофимович Савинов, заместитель начальника госпиталя по политической части; среди сослуживцев – комиссар – Л. П.-Б.); он и сам немного рисовал.
   И выставка получилась действительно прекрасная».
   Прекрасная и не единственная.

    В СЭГе 290 служила Нина Сиротина (Нина Ивановна, по фамилии мужа – Новосельнова); санитарная дружинница, медицинская сестра. После войны – профессиональный поэт.
   Она написала много стихотворений о войне, госпитале, фронтовых товарищах. В числе произведений Нины Ивановны большая, с эмоциональным накалом поэма «СЭГ-290». В ней упоминаются художники:

К нам часто приходят артисты, поэты,
Здесь Минин-2* – скульптор, профессор Машков.
Украсили стены этюды, портреты,
Собрание самых различных голов.

   (* Минин-2 – потому что в СЭГе 290 работал Николай Иванович Минин, хирург, начальник хирургического отделения, принимавшего с ранениями в верхние и нижние конечности. Он был в числе первых московских ополченцев; с тяжёлым ранением ещё в самом начале войны поступил в этот госпиталь и остался в нём служить; воспоминания о нём опубликованы здесь же)

  Предполагаю, что есть книги, рассказывающие о жизни и творчестве Ильи Ивановича Машкова (1881-1944). У художника яркая биография. Биографы, если таковые были, не скучали, листая страницы его жизни, рассматривая полотна, написанные в разные годы.
   Я хочу рассказать о И.И. Машкове и других московских художниках, как о наших соотечественниках, которые внесли свою долю в победу над фашистами. На своих полотнах они оставили на веки-вечные различные события в годы той жестокой войны; лица тех, кто бил врагов всеми доступными им средствами.

   Одни убивали фашистов на полях сражений; другие собирали танки на заводах в тылу; кто-то пахал, сеял и собирал урожай, снабжал продовольствием фронтовиков; кто-то шил обмундирование.
   Фашистов помогали бить медработники, доноры, портные, сапожники, инженеры, строители, журналисты, кинематографисты, поэты, певцы, художники…

                ПОВЯЗКИ НА ГОЛОВЕ, АВТОМАТЫ, ОРДЕНА…

   В Интернете на разных сайтах много работ разнообразного жанра Ильи Ивановича, выполненные в разные годы. К сожалению, пока я не нашла ни одного портрета или рисунка, сделанных художником в 1942 (и в 1943 г.?) году в СЭГе 290 (Позже нашла. См. заключительную часть этих воспоминаний - Л. П.-Б.).
    «В малом зале клуба целый простенок был занят портретами героев войны, написанными Машковым у нас в госпитале», - это свидетельство очевидца – Вильяма Ефимовича Гиллера.
   Исчезнуть они не могли.
 
    В Волгоградском музее изобразительных искусств есть большая коллекция картин и рисунков Ильи Машкова. Это был дар вдовы художника – Марии Ивановны Даниловой. Музей назван его – земляка - именем.
   В Интернете я прочитала, что в этом музее «откроется» выставка работ художника на военную тему. Была выставка или нет, не прояснилось.

   На моё письмо в этот музей ответила сотрудница Ольга Малкова. У нас завязалась интересная переписка. Общими усилиями нам удалось раскрыть секрет рисунка молодой женщины, который есть в названной книге В. Е. Гиллера "Во имя жизни". Это Наташа Попова, медицинская сестра СЭГа 290.
   Точно такой же портрет есть и в коллекции работ И. И. Машкова в Волгоградском музее. Позже я напишу, что удалось узнать о Наташе Поповой.
   
   Расскажу о некоторых картинах профессора Машкова с военными сюжетами, которые есть в Интернете. Они эмоциональны и тревожат сердце.
   Это не рисунки, сделанные в спешке (война, операции, беспрерывный поток раненых) карандашом на листе бумаги. Это живописные полотна с тщательно выписанными лицами персонажей, с жанровыми сценами. Чувствуется рука мастера.
   Где художник брал сюжеты? Возможно, темы взяты из бесед с ранеными, врачами, санитарами; или вычитаны из газет, услышаны по радио. Или это плод воображения художника. Не известно, бывал ли Илья Иванович в операционных госпиталя. Но такие темы есть на его полотнах.

   ОКОП ИЛИ ПОЛУЗЕМЛЯНКА. Небольшая группа уставших бойцов. На головах пилотки с красной звёздочкой. В центре сидит, возможно, командир. На его плечах плащ-палатка, в руке папироса. Под пилоткой видна бинтовая повязка. К стене прислонён автомат.
   Но, если можно так сказать, главный герой этой картины – самовар; из него идёт пар, значит вода в нём кипит.
   Здесь и молодая светловолосая женщина. Она сидит и держит в руках кружку. В ней чай или просто кипяток. Рядом с «сестричкой» медицинская сумка с красным крестом.
   Видно, что случилась у бойцов короткая передышка. Смотрю и говорю: «Доживите, родные!»

   Схожий сюжет в стихотворении профессионального поэта, в годы Великой Отечественной войны – санитарной дружинницы, Юлии Владимировны Друниной:

Мне один земляк
                в сорок пятом
Возле Одера,
                у костра,
Так сказал:
                «О простых солдатах
Дома ты не забудь,
                сестра!»
- Эй, земляк,
                до чего ж ты странный!
Как же я позабыть смогу
Тех,
       кому бинтовала раны,
Тех, с кем мёрзла в сыром снегу?
Эй, земляк
                как же я забуду
Этот горький дымок костра?..
Если в жизни придётся худо,
Помни –
               есть у тебя сестра.
1955 г.

   МОЛОДОЙ БОЕЦ с автоматом, в полушубке Фон: лес, снег. Это партизан.
   
   ВОЗМОЖНО, БЛИНДАЖ. На топчане постель, на ней лежит раненый. Видно, что он страдает. Рядом сидят медицинская сестра или врач в белом халате и мужчина в военной форме. Что-то обсуждают.

   ОПЕРАЦИОННАЯ. На столе лежит раненый. Вокруг большая группа медицинского персонала. Все в медицинских масках. Вероятно, идёт подготовка к операции.

   БЛИНДАЖ. Группа военнослужащих. Один солдат в руках держит листок бумаги, возможно, письмо из дома; читает. У его товарищей грустные, задумчивые лица.
   Это полотно впечатляет не только сюжетом. Молодые воины расположены в центре картины, и только они ярко освещены. А вокруг тёмный фон. И кажется, что нет никакой войны, не льётся кровь, не хоронят убитых. Освещённая часть картины – как предвестник хорошего будущего.

   ПОДВАЛ ИЛИ ШТОЛЬНЯ. Несколько раненных бойцов. Видно, что спаслись чудом. Все страдают от жажды; нужна вода. Солдат держит в руке навесу котелок и смотрит вверх. Может быть, оттуда капает вода. Здесь же женщина и ребёнок.
   Без сострадания невозможно смотреть на измученных людей.

   Этот сюжет напомнил мне отечественный художественный фильм «Тринадцать». Недавно его показал один из наших телеканалов. Фильм-ветеран.
   Также военные действия. То ли с басмачами, то ли это гражданская война. Группа красноармейцев оказалось в пустыне, где ни дерева, ни родника.
   Те тринадцать спрятались в укрытии – зарылись, можно сказать. Нужна была вода. И вот вдруг она начала просачиваться сверху. Красноармеец держал котелок и терпеливо ждал, когда он наполнится. У него кто-то спросил, бежит ли вода. Он ответил с улыбкой: «Течёт помаленько».
   Вода – это биение жизни.

   НА АРЕНЕ БОЯ. Идут усталые, измождённые солдаты. У одного перевязана рука. Пушка. Рядом погибший.
  Чёрно-серый тон полотна лишь усиливает переживания за молодых мужчин, вынужденных, бросив мирные дела, взяться за оружие, чтобы прогнать с родной земли ненавистных фашистов.

   Ещё военные темы на полотнах Ильи Машкова. Все действия, запечатлённые на многих его картинах – это фронт, землянки, полевые медсанбаты, блокада Ленинграда.
 На войне – как на войне, вперемежку горе и радость.  Вот солдату в минуту затишья вручают орден; в землянке бойцы рассматривают присланную посылку и радуются, как дети; солдат играет на баяне; измождённые фигуры ленинградцев…

   Есть и шаржи на фашистов.
   Интересно, что Илья Иванович карикатуру на Геринга нарисовал ещё в 1934 году в Лондоне (надеюсь, что я правильно рассмотрела надпись на рисунке). Толстенный дядя в оригинального покроя камзоле; впереди кинжал; сбоку – шашка. На голове причудливой формы шапка с красной звездой. Свастика. Большое количество разных наград.
   Своим толстым кулаком он кому-то грозит.
   А вот на рисунке главный фашист Гитлер. Без головного убора, чубчик, выпученные глаза, рот широко открыт, как в крике; руки скрещены на груди. Свастика на рукаве вовсе не военного мундира, а бедненького плаща-разлетайки.
   
    А до войны была другая жизнь.

                МОЛОДОСТЬ И «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»   

   «Предвоенные картины И. И. Машкова, развешанные в столовой, напоминали воинам о радостной жизни, какой они жили в мирные годы, и которая ждёт их как заслуженная награда после войны», - вспоминал В. Е. Гиллер.
   Радостная жизнь – именно так надо говорить о работах Ильи Ивановича до Великой Отечественной войны.

   Илья Иванович родился 29 (по старому стилю) июля 1881 года в станице Михайловская Хопёрского округа на территории Области Войска Донского (сейчас – Волгоградская область). Его родители – рязанские крестьяне. Переселились ещё до рождения Ильи, возможно, в поисках лучшей доли.
   В семье было девять детей. Илья – первый. Рисовать начал рано. Учился в приходской школе. Мальчику было чуть больше десяти лет, когда он стал помощником родителям – его отдали работать в торговую лавку. Он и там рисовал.
   Купцу нравились его рисунки, поэтому Илья был освобождён от торговли, рисовал для лавки вывески и плакаты. Вряд ли они где-то сохранились. Если бы сохранились, то можно было бы узнать – с тех ли первых рисунков проявилась у юного художника особая страсть к яркому цвету и гротеску.

   Идут годы. Постепенно расширяется тематика его рисунков. Юноша копирует многое из того, что видит в разных журналах. Но потом пробует сам придумывать сюжеты.
   Не знаю, благодаря кому или чему Илья Машков из той далёкой станицы в 1900 году оказывается в Москве, где поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему 19 лет.  Его педагогами были художники: Константин Коровин, Леонид Пастернак, Валентин Серов и другие корифеи русской живописи.

   Проучился Илья Иванович несколько лет, заскучал и в 1904 году из училища ушёл.
   Женился! Построил себе мастерскую («творческий дом») в здании Политехнического общества (наверное, то, что потом стало музеем). И начал творить так, как мало кто.
   Творчество его было оригинальным, но не он стал первым среди тех художников, которые искали новые формы в этом искусстве и выступали против «академиков» и академизма.

   Илья Машков из плеяды трудоголиков и стоиков. Никто не препятствовал ему отправиться в другие страны. Потом его ученикам после вооружённого государственного переворота в России в октябре 1917 года приходилось кланяться в ножки большевикам и испрашивать разрешения на творческие поездки за рубеж.
   Он побывал во Франции, Англии, Австрии, Германии, Италии, Испании. На какие деньги? Его картины покупали, отсюда и доходы. Много работал; изучал творческие манеры европейских художников.
   Его выставки проходили в Венеции, Лондоне, Нью-Йорке.

   Среди его учеников были:

  РОБЕРТ ФАЛЬК (в феврале 2021 г. в Москве в Новой Третьяковке на Крымской набережной открылась большая выставка его работ; подробности биографии художника есть на разных сайтах в Интернете и там же оригинальные, не повторимые по манере, его работы);
  ВЕРА МУХИНА (скульптор; эксклюзивную скульптуру «Рабочий и колхозница» создала в сороковых годах ХХ века; в годы Великой Отечественной войны писала портреты фронтовиков);
 ВЛАДИМИР ТАТЛИН (как живописец предпочитал кубизм и футуризм; один из основоположников отечественного художественного конструирования);
 АЛЕКСАНДР ОСМЁРКИН (фовизм, кубизм; работы многоцветные; был членом «Бубнового валета»). 
 
   В материалах об Обществе станковистов* (ОСТ) среди его учредителей назван художник Александр Лабас (1900-1983). В его биографии такие подробности: в 1912 году с родителями приезжает в Москву, поступает в императорское Строгановское художественно-промышленное училище; «параллельно занимается в мастерской Ф. Малявина, а затем в мастерской И. Машкова»   
  *Среди московских художников-станковистов был Филипп Иванович Долгов. Он также рисовал раненых и персонал СЭГа 290, но и работал санитаром – в госпитале всегда нужны были помощники. Рассказ о нём также будет (уже опубликован - Л. П.-Б.).

   Учеников было много, так как Илья Машков преподавал с молодых лет. Коллеги утверждали, что у Ильи Ивановича была своя методика обучения рисунку и живописи. Это и привлекало молодёжь.
   Поражает его работоспособность; не понятно, когда он ел, спал, преподавал, готовил выставки, встречался с товарищами по кисти, влюблялся. Даже то, что есть в Интернете на разных сайтах, включая Яндекс. Картинки, - огромная коллекция разно жанровых больших полотен, портретов, рисунков, плакатов.
   Много его работ находятся в разных музеях и картинных галереях. Попалась мне такая цифра: в музеях 78 городов мира.
   
   Ещё в 1907 году Илья Машков познакомился с таким же оригинальным художником, как и он, - Петром Кончаловским. А в 1911 году они с сотоварищами основали в Москве художественное общество «Бубновый валет».
   Общество объединило тех художников, которым хотелось совершить революцию в живописи. Им казалось устаревшим то, что делало старшее поколение русских художников.
   Безусловно, прогресс нужен во всех сферах жизни. Естественно, когда новое идёт от молодёжи. Однако следует ценить и не разрушать до основания платформу, построенную «отцами».

   И в то время – в Российской империи – художников «Бубнового валета» критиковали за название и за стиль работ. Но общество жило и творило. Илья Иванович активно работал, участвовал в выставках этого художественного объединения. Но в 1914 году он его покинул.
   Среди художников – членов «Бубнового валета» были Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк и другие.

                ЕГО ДАНЬ СОЦРЕАЛИЗМУ

   Весьма проблематично словами (здесь мастера лишь искусствоведы) передать сюжет, краски полотен и то, как всё это написано художником.
 Тем, кого заинтересует творчество И. И. Машкова, советую посмотреть хотя бы в Интернете.
   Мне нравится подобная манера живописи – когда лица персонажей несколько скошены, в фигурах нет стандартной пропорции; сюжет объединяет то, что, вроде бы, не должно быть вместе.
   Словом, то, что художники называют гиперболой.
   Повторю: это всё о довоенном времени.

   Например, когда Илья Иванович вдруг обращается к реализму. Есть такое мнение: «По сути, он становится одним из первых идеологов социалистического реализма в живописи».
  На его полотнах появляются партийные чиновники, ударные стройки, передовики производства, колхозники и колхозницы, пионеры и многое подобное. Много писал в Крыму. Дома не засиживался – побывал во многих городах и весях Советского Союза.

   Одно из мнений, которые я вычитала в Интернете:
   «В тридцатые годы советская власть с удовольствием возит картины Машкова по всем крупным городам мира».
   Одна из тех, реалистических, работ - «Привет ХVII съезду В.К.П.б.». На полотне большая красная звезда; на её фоне Ленин (не в полный рост). Ниже его Сталин. По бокам Маркс и Энгельс. Своеобразный постамент вождей. А ещё здесь красные маки, ромашки, ягоды, розы. Всё ярко, не стандартно.   

  Назову некоторые полотна художника, выполненным им в разные годы.
   «Русская Венера» (обнажённая женщина на фоне тачанки с тремя лошадьми; трое мужчин в экзотических нарядах; снег, конники; конечно, где-то есть пояснение о времени того действа);
   «Дама с контрабасом», «Дама с фазанами», «Снедь московская» (пироги, бублики, булочки и много ещё разного – аппетитного и яркого).
   Серия полотен с обнажёнными натурщицами (молодые женщины с хорошо развитыми формами; в разных позах (замечу, что всё прилично).

   Напомню историю с «Обнажённой» Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958). В 1962 году в Москве в выставочном комплексе «Манеж» советские художники и скульпторы устроили грандиозную выставку.
  Я не знаю, тогдашний партийный руководитель Советского Союза Никита Хрущев сам ли пожелал побывать на выставке или его каким-то образом заманили, но он там оказался. На фотографии, которая есть и в Интернете, рядом с ним видны А. Косыгин, Е. Фурцева; свита большая.

   Сначала его водили по тем отсекам выставки, где были работы в стиле социалистического реализма. А потом подвели к «Обнажённой». Никита Сергеевич, вроде бы, опешил от обнажённости дамы. Думаю, что лукавил. К тому своему возрасту он мог бы и не удивляться.
   Однако возмутился, изрёк командирским тоном: «Что это?» Кто-то из сопровождающих художников или кураторов выставки ответил: «Это «Обнажённая» Фалька».

   Говорят, что вождь не расслышал, что ему сказали. И дальше в критических речах Н. Хрущев ту картину Р. Фалька называл «Голая Валька».
   Позже, на закате своей политической и государственной карьеры, вроде бы, он говорил, что вовсе не хотел критиковать ничего на той выставке, потому что мало понимал в искусстве; однако для порядка надо было показать художникам (а заодно и свите) «кузькину мать».
   Интересно было бы узнать, а посещал Н. С. Хрущев в Москве Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а именно зал, где во всей своей красе, без фиговых листочков скульптуры древних эллинов?

   Представляю, что было бы с Н. Хрущевым, если бы он увидел хотя бы одну из серии картин И. Машкова, написанных в Крыму. Может, в обморок бы упал. Для виду.
   «Гурзуф. Женский пляж» - не пожалел художник красок для обнажённой женщины, возлежащей на берегу Чёрного моря; хорошо подобраны сочные краски для красивого тела.
   Нет, она не из рафинированных интеллигенток; возможно, труженица полей, которой посчастливилось приехать в Крым и перевести дух от нелёгкой жизни.
  На этой картине прелестниц несколько. Нет никакого повода для возмущения, всё пристойно.

                КОРОЛЬ НАТЮРМОРТОВ

    Илью Ивановича называют «королём натюрмортов». Да, глазам здесь есть, где разгуляться.
   На многочисленных его полотнах с подносами и без: ананасы, бананы, бублики, виноград, разломанные гранаты и персики, различные ягоды, пироги; ломти мяса, тыква.
   Возможно, тыква из овощей – один из любимых «персонажей». В натюрмортах И. Машкова она встречается часто.

   Я предполагаю, что на выставках за рубежом и дома, народ останавливался и восхищался его картиной «Колхозница с тыквами». Главная героиня – высокая, весёлая, не субтильная, средних лет женщина. В натруженных руках держит две большие тыквы. Полотно яркое, солнечное.
   Есть среди натюрмортов сюжеты с цветами.
   Так и кажется, что всё это, перенесённое на картину, сохранило пленительные запахи.

   Насмотревшись на его многочисленные портреты и рисунки женщин, я бы назвала Илью Ивановича и «королём женских портретов».
   Представительницы прекрасного пола у художника Машкова такие: разного возраста; в шляпках и платках; обнажённые и в светских одеяниях; смеющие и страдающие; с детьми и с санитарными сумками; нежившиеся на берегу моря и трудившиеся на колхозных полях…
   Самое грустное из этой серии: женщины и дети блокадного Ленинграда, беженцы.

   Конечно, у художника была личная жизнь. Первой его женой была итальянка София Аренцвари. Они поженились в 1905 году. Родился сын Валентин. Единственный ребёнок И. Машкова.
  О сыне такая информация: стал инженером-конструктором. В 1937 году был репрессирован. О дальнейшей его судьбе я пока ничего не знаю.
   Вторая жена – художница Елена Фёдоровна Фёдорова.
   Третья – художница Мария Ивановна Данилова.

   Илья Иванович преподавал в военной школе, в ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе*.
   В ВХУТЕИНЕ он, профессор живописи, работал до 1929 года. В 1921 году был избран членом Советской Российской академии художественных наук.
   В творческой биографии профессора Машкова есть и такие страницы: кроме художественного объединения «Бубновый валет», он был также в числе основателей и участников «Общества московских художников» и объединения «Мир искусства» (1916 г.); был членом общества «Московские живописцы» (с 1925 г.) и Ассоциации художников революционной России (АХРР). В Ассоциации художников работал до её распада в 1929 году.

  *ВХУТЕМАС – высшие художественно-технические мастерские, московское учебное заведение. Основано в 1920 г. Имел художественные и производственные факультеты; готовил в основном художников-станковистов и архитекторов, художников-конструкторов.
   В 1926 г. преобразован во ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт. Таковых было два – в Ленинграде и Москве.
   

   Возможно, накопилась усталость или появились проблемы со здоровьем, когда Илья Иванович решил оставить преподавательское дело. По-прежнему много работал, участвовал в выставках.
   Когда началась Великая Отечественная война, художник (ему около 60 лет) переезжает на дачу в Абрамцево. Именно оттуда Илья Иванович приезжал в Москву – в госпиталь.

   С сайта «МИРТЕСЕН»:
   «Во время Великой Отечественной войны переезжает в Абрамцево, пишет портреты солдат, военачальников, работников тыла, целую галерею портретов сотрудников военного госпиталя и раненых».
   Упомянутый военный госпиталь и есть СЭГ №290. «Целая галерея портретов» совпадает с тем, о чём вспоминали В. Е. Гиллер: «В малом зале клуба целый простенок был занят портретами героев войны, написанными Машковым у нас в госпитале», и Н. И. Сиротина-Новосельнова:
      …Здесь Минин-2* – скульптор, профессор Машков.
       Украсили стены этюды, портреты,
       Собрание самых различных голов.

   Илья Иванович Машков умер 20 марта 1944 года на даче в Абрамцево.
   Вечная слава ему и его собратьям по живописи, внёсшим свой вклад в победу над фашистской Германией и её союзниками!
   Говорят, что не горят рукописи. Не горят и полотна художников и скульпторов, работавших в годы Великой Отечественной войны. Для истории они оставили богатое, нетленное наследство: лики героев войны, тружеников тыла и о разных ситуациях на фронтах, в медсанбатах и госпиталях; о страданиях людей во время войн.
   Все эти картины призывают нас: «Берегите мир!»

  В начале рассказа о И. И. Машкове опубликован его портрет в молодые годы. А дальше я буду менять иллюстрации – попробую показать хотя бы малую часть работ этого даровитого мастера.
  Его многогранная жизнь и щедрое творческое наследие, оставленное соотечественникам, заслуживают внимания и уважения.
   
  Информация из:
   Яндекс. Картинки; сайты: МИРТЕСЕН, «Трамвай искусств»; из статьи Алекса Стюарта «Илья Иванович Машков» от 8 октября 2019 г.
--------- -----------------
               
    16.06.2021 г.
                ИНТЕРЕСНАЯ НАХОДКА

   В архиве Совета ветеранов СЭГа 290 я нашла несколько страниц – предположительно журнала*. К сожалению, страница с материалом, о котором хочу рассказать, разорвана. Но текст прочитать можно. Привожу его.

                Художники в госпитале

   "В наш госпиталь художники пришли в январе 1942 года. За год они создали более двухсот портретных зарисовок, композиций, панно и скульптурных работ. Эти труды, несомненно, войдут в историю как замечательные памятники Великой Отечественной войны.

   Одним из первых в госпиталь пришёл И. И. Машков; его влекло сюда чувство величайшего патриотизма советского человека, его страстное желание быть полезным в эти суровые для нашей родины дни.
   В столовой создали уют работы Машкова, написанные им ещё до войны. Его замечательные и красочные панно и картины напоминали бойцам и командирам Красной Армии о просторах донских и кубанских степей, о хлебородной Украине, землю которой сейчас топчет немецкий сапог; о счастливой… колхозной жизни.
   
   В малом зале клуба, где организована выставка работ художников МОСХа, целый простенок – более тридцати работ – занимают рисунки И. И. Машкова. Это портреты Героев отечественной войны.
   Вот портрет Героя Советского Союза лейтенанта Виктора Григорьева. Художник приметил все замечательные черты советского патриота и отобразил их на полотне.
   Вот портрет Героя Советского Союза лётчика капитана Гриднева. В нём наше будущее поколение узнает сталинских соколов советской авиации, кто смело таранил фашистских стервятников.
   А вот портрет сержанта танковых войск – орденоносца Сафонова. Это они, наши славные танкисты, надев стальную броню, громят немецкие орды грабителей и убийц.

   Среди многочисленных портретов самоотверженных людей санитарной службы мы находим портрет героини – военфельдшера Елены Ковальчук. За боевые подвиги она награждена четырьмя орденами. В её лице мы видим наших славных советских женщин, борющихся вместе с мужьями и братьями за независимость и свободу нашей родины, за счастливую жизнь своих детей.
   А вот портрет Кати Гарановой, исполненный заслуженным деятелем искусств художником Васильевым. До войны она работала бухгалтером. В Красную Армию она пошла добровольно дружинницей. Теперь она уважаемая всеми ранеными и любимая медицинская сестра госпиталя.

   Художник Малолеткова изобразила на полотне трогательную картину: военврач Зеленова при очередном обходе раненых неожиданно встречается с раненным сыном Костей. Ему семнадцать лет. В дни, когда Москве угрожала опасность, Костя Зеленов вместе с другими товарищами по институту пошёл добровольно в Красную Армию. За короткое время он стал отличным снайпером".

  Г. Савинов

   На фото вверху: слева – «Дружинница Катя Гаранова», рисунок художника Васильева; справа – «Встреча», рисунок художника Малолетковой.
   Внизу (слева направо): «Герой Советского Союза лейтенант Виктор Григорьев»; «Герой Советского Союза капитан Гриднев»; «Танкист – сержант Сафонов». Рисунки заслуженного деятеля искусств И. И. Машкова.
-------------------
   Автор статьи  Г. Савинов – Георгий Трофимович Савинов, заместитель начальника сортировочного эвакуационного госпиталя (СЭГ) № 290 по политической части (комиссар).
   Можно предположить, что этот его рассказ о работе в госпитале художников МОСХа, был напечатан в журнале «Советский Красный Крест» в 1942 или в 1943 гг.
   «Его замечательные и красочные панно и картины, - написал Георгий Савинов, -  напомнили бойцам и командирам Красной Армии о просторах донских и кубанских степей, о хлебородной Украине, землю которой сейчас топчет немецкий сапог…». Сейчас топчет! Значит, ещё шла война.

   СЭГ 290 прибыл в Москву в октябре 1941 года, а выехал из столицы в марте 1943 года. Журнал «Советский Красный Крест» - печатное издание общественной организации с международными корнями Советский Красный Крест - издавался в Москве. Выходил он и в годы Великой Отечественной войны; возможно, с перерывами.
   В. Е. Гиллер при подготовке своей документальной повести о СЭГе 290 «Во имя жизни» использовал частично эту заметку о художниках Г. Т. Савинова.

   Так, благодаря страницам журнала (можно судить по формату, что это журнал), которым на сегодняшний день 78 или 79 лет, нашлись три портрета фронтовиков. Они находились с ранениями в СЭГе 290. Автор портретов И. И. Машков.
   
   P.S.
   30 августа 2021 г. я прочитала в Интернете статью "Дом Пашкова: история и легенды" (от 19 июня 2021 г.Seeyouinmoscow. Яндекс. Дзен):
   "В 1925-1927 годы в доме Пашкова была проведена реставрация, в которой принимали участие Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг, Евгений Шервинский".
  Блестящие таланты собрались в той реставрационной бригаде; и каждый - неповторим своим творческим стилем.

   Получается, что и в доме Пашкова успел поработать Илья Иванович Машков.
   Стоит это прелестное здание на Ваганьковском холме. Его окна смотрят на Московский Кремль.