Гуляя по Введенскому... и вспоминая...

Ольга Сергеева -Саркисова
      Я тут на днях призадумалась - как странно в этом году пролегают мои маршруты… в основном по кладбищам… Да, и с написанием сюжетов тоже всё странно складывается. И вроде начинаешь писать «во здравие», а заканчиваешь всё равно «за упокой». И вроде сюжет берёшь о самом весёлом празднике в году, к примеру, - Новый год! Да и песня оптимистичная, без которой ни одна ёлка не проходит, а настроение всё равно философское и располагает к мыслям о вечном, о смысле жизни, о памяти людей, о предназначении, о корнях и детях, о прошлом и будущем страны, и вообще, что же остаётся после нас… руины, «священный мусор» с очень большим вопросительным знаком. Вот так я бродила по Введенскому кладбищу в поисках могил моих героев, желая поблагодарить и поклониться им за всех у их последнего причала, но увы… время беспощадно расправляется с нашей памятью, отправляя всё в инферно вслед за телом, если память короткая. А всего в Москве 69 кладбищ. Это построили у Немецкой слободы и стали хоронить иноверцев, немцев, т. е «немые»- не умеющих говорить по- русски. Под таких подходили и поляки, и французы, и итальянцы, и настоящие немцы.  Это считается наиболее романтичным кладбищем, со многими любовными и таинственными историями. ..В кладовой памяти у всех сохранятся свои следы времени- неповторимые, как отпечатки пальцев и ступней…
Пока искала могилы моих героев, кого я только тут не встретила среди руин, осколков мрамора, скорбящих Ангелов, потерявших товарный вид и сопутствующие им причиндалы, то крыло обломлено, то рука, то венок  сбит набекрень, то роза отломана из рук женщины, и много ещё чего,- разбитые колонны, кресты, разрушенные и обросшие мхом часовенки, все почти превратились в руины.  Где-то фрагментами сохранилась изумительная ковка и литьё окон, створки дверей в склепах и часовнях. Удивительное кружево из металла.  Часовен здесь 12…и всё говорит о былой красоте.   
   Сегодня эта готика или псевдоготика привлекает сюда любителей романтических и исторических прогулок. Сколько надписей на надгробиях на латыни, и на других языках, омытых слезами близких и любимых. Скорбные Ангелы, плакальщицы присели у надгробий поляков, французов, итальянцев, немцев, которые несколько веков назад приехали в Россию; пустили корни, полюбили её как мать родную, женились и завели детей, семьи, Москва стала для них вторым домом, а на Введенском кладбище часть из них обрели свой последний приют. Но времена были разные, и многие дворянские семьи уезжали за рубеж после революций 1905 и 1917 года, так как было опасно оставаться в России при новой власти, и многие погибли, потерялись здесь, кто не уехал. А сегодня потомки этих людей приезжают из-за рубежа, и хотят отдать последнюю дань уважения и любви своим предкам, восстанавливают их могилы, что похвально и вызывает уважение. Это кодекс чести настоящих дворян - помнить и чтить свой род, своих родных и близких. Они по всему миру собирают останки всех своих соотечественников, считая позором не выполнить их волю о захоронении. А иначе, при потере памяти о них, рассыпаются и уходят в небытие могилы, детали памятников и надгробий, стираются фамилии, имена ,которые много сделали для России в своё время,- остаётся беспамятство. Остаётся прах…осколки, руины, тоже живописные, конечно, но вызывающие сожаление.  Порой, только догадываешься какая была раньше красота исполнена на этом месте. Сегодня рядом ведётся большое строительство 16- этажных домов с видом на кладбище, от вибраций могилы разрушаются и уходят под землю. Власти Москвы принимают меры по восстановлении многих могил и надгробий, особенно тех, кто сделал много для нашего отечества. На других кладбищах тоже ведутся такие работы.
Здесь находятся останки нескольких «королей» -  немец Фердинанд Теодор фон Эйнем- «конфетный король», вы слышали о таком? Кстати, Эйнем- есть такое местечко в Баварии, небольшой городок. Эйнем любил своё дело, делал нашу жизнь слаще в прямом смысле, и основал фабрику «Красный Октябрь», которая до сих пор жива, но, в революцию много пришлось пережить  трудностей семье,  фабрику  потом отобрали власти. А память осталась о той прекрасной продукции. А ведь как всё начиналось…- (T.F. von Einem), немецкий подданный, который в 1850 году приехал в Москву в надежде начать новую жизнь, открыть свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара,-это был прорыв, помните, что раньше щипчиками отщипывали от головки сахара маленькие кусочки, и это была трудоёмкая работа. Потом (в 1851 году) он организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет, понимая, что сластён на свете намного больше,- все дети и милые дамы разного возраста любят пить чай с вкусными конфетами и шоколадом несколько раз в день, да и угощать гостей принято тоже чаем со сладким. Даже среди мужчин чаще встречаются любители сладкого, чем тех, кто равнодушен к нему. Планы растут и осуществляются. В 1857 году Эйнем встречает своего будущего компаньона Юлиуса Гейса (J.Heuss), вдвоем они открыли на Театральной площади кондитерский магазин – это был в то время такой единственный очень красивый и известный магазин сладостей, рецепты все превосходные, и каждый уважающий себя человек считал своим долгом там приобретать сладости  – и вкусно, и приятно оформлено в красивые коробки с рисунками, и в качестве подарка пригодится, подарить можно на любой визит к детям, друзьям и родственникам, особенно на пасху, рождество, именины, да на любой приятный визит или праздник. И дело пошло в гору. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке уже фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. Сладкая жизнь в Москве удалась и закрепилась на все времена. В справочнике "Фабрично-заводские предприятия Российской империи" об этом факте была сделана запись: "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфет  и чайных печений. Год основания 1867". После революции, у них всё конфисковали, и они, как и многие, выехали в Германию. Там их очень любили, русская диаспора всегда вспоминала продукцию Эйнема, ценили  их за щедрость и доброту. Они очень помогали эмигрантам. Фердинанд Эйнем умер в Берлине, но его наследники выполнили его последнюю волю - основатель фабрики "Красный октябрь" завещал похоронить его в Москве, так как очень её любил и много сделал для страны. Отправляя в рот конфетку производства фабрики «Красный Октябрь» ,- кстати, очень вкусные конфеты были, они есть и сейчас тоже, необыкновенные карамельки,трюфеля, лучшие среди всех фабрик,- вспомните об этом человеке, подарившего наслаждение вкушать великолепные сладости и делать нашу жизнь "дольче вита". Спасибо ему!  Да, я думаю, если внимательнее посмотреть на разный бабушкин «священный мусор» в каждом доме, и порыться в нём, то непременно найдём красивую металлическую коробку из-под шоколада, рождественских конфет и миндального печенья с надписью «Эйнем» в уголочке, где взрослые хранят пуговицы, старые фотографии и письма, разную мелочь. Семейное захоронение находится напротив часовни семьи Эрлангер.-  ещё один очень  знаменитый «мукомольный король» - Антон Максимильянович( Максимович) Эрлангер и его удивительный мавзолей- часовня исполнения желаний, созданная тремя гениями Ф.О. Шехтелем, Кузьмой Петровом-Водкиным, и там находится мозаичная икона «Христос-сеятель», выполнена мастером Анатолием Фроловым по эскизам Шехтеля, (его работы можно увидеть, например, на станциях метро «Автозаводская», «Маяковская» и «Новокузнецкая») по эскизу Петрова-Водкина. Сюда к часовне приходят ежедневно сотни человек, чтобы попросить о своём заветном. Написать на стенах часовни своё желание или в записках, и попросить «короля», чтобы оно исполнилось. Дед Антона Эрлангер с материнской стороны был голландский художник ван Брюссель, очевидно из Брюсселя, раньше так писали, по месту рождения.   Отец Антона был композитор, прекрасный скрипач, дирижер, работал в Мариинском театре. Какие корни! Выбирай  любую творческую профессию! Однако отец не убедил Антона заниматься музыкой, и он пошёл своим путём. Больше, чем искусство, его привлекали промышленное производство. Создал школу мукомолов, ввёл много новшеств в мукомольное дело, создал первый в России журнал «Мукомол» и внедрил первые паровые мельницы, занимался благотворительностью, помогал молодёжи, и сделал своё процветающее дело в Сокольниках с душистыми и вкусными баранками. В часовне никто не похоронен, семью перезахоронили напротив часовни. Хотя планировали гробы подвесить на цепях. Там только был похоронен сын Антона Эрлангер  - Александр, который покончил жизнь самоубийством. Часовню часто белят, так как много надписей и просьб на стенах портят внешний вид со времён советского времени.   Приходящие сюда обращаются к нему просто - Антон или «Король», или к другим членам семьи. Говорят, что обязательно желание исполняется, иначе народ бы сюда не шёл. Пожалуй, это самый ухоженный мавзолей сейчас -  часовня в стиле модерн с колоннами, двумя золотыми рельефами Ангелов  с венком на фронтоне, и небольшим бирюзовым куполом .После революции со  временем и он пришёл в запустение и разруху , но одна женщина, не родственница, а просто верующая Тамара Кронкоянс, называли блаженная Тамара,  шестидесяти лет, больная, еле ходила, инвалид, но поселилась на кладбище в шалаше, и прожила около часовни 12 лет, собирая милостыню  в кружку у церкви Петра м Павла, и у метро на реставрацию часовни, и набрала средства. Очевидно, это был её обет такой. Она была очень верующий человек, и когда увидела внутри часовни Христа – Сеятеля, поняла, что нужно спасать эту часовню от разрухи. Хотя её гнали с кладбища, ломали шалаш, но она продолжала жить там даже зимой, согреваясь буржуйкой. Часовня после реставрации похорошела и поток людей к ней увеличился во много раз. Часовня находится на углу 11 участка.
Меня заинтересовала фамилия блаженной Тамары- Кронкоянс - (крон-корона, кронпринц,кронпринцесса-   букв. принц (князь) короны) — в германоязычных монархиях титул наследника престола...- может, это какая-то веточка рода Эрлангеров ? Может, тайна,которую тщательно скрывали, возможно, история запретной любви? Буду думать и искать...Откуда столько желания и фанатичного рвения восстановить память об этом семействе у этой женщины? Это вопрос...
 
Здесь же в районе 10,11,12, участков находится чрево этого кладбища, несколько великолепных памятников. Это место мне напоминает Париж, Пер-Лашез,  всё похоже на музей под открытым небом. Вот и памятник- надгробие двум известным братьям актёрам –трагикам  Роберту и Рафаилу Адельгейм работы скульптора Л. Альтконе очень напомнили мне Пер-Лашез. Они погодки. Старший Роберт.
Все останавливаются у этого надгробия, заворожённые его красотой. Ангел скорби из белого мрамора привлекает внимание. Часто сюда приходили готы, и сегодня устраивают паломничество к Ангелу, с раскрашенными в разные цвета волосами и лицом, все в чёрной одежде, они приходят сюда фотографироваться и делают здесь селфи на фоне с этим прекрасным Ангелом, самым большим и красивым на этом кладбище. Сначала братья получили разное образование-Роберт-техническое, а Рафаил музыкальное, прекрасно играл на фортепьяно. Но их больше всего интересовала классическая литература и театр, поэтому они заканчивают в 1888 году драматическое отделение Венской консерватории. Они сначала играли порознь в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. Потом было возвращение в Россию, где они 40 лет уже вместе выступали на подмостках русских театров. Они играли потрясающий репертуар - «Отелло», «Король Лир», «Гамлет», »Разбойники», знакомили публику всех наших городов с таким изысканным репертуаром великих трагиков Шекспира и Шиллера, и имели колоссальный успех и известность.
       Есть тут несколько порталов с красивыми скульптурами плакальщиц, скорбящих об усопших, сидящие на ступенях у портала двери в иной мир…и женщинами, покидающие этот мир. Вот рядом могила французских коммерсантов Леона и Софи Пло. Судя по табличке, ушли в мир иной  в один год. Даты и месяцы не указаны, только года, что вызывает разные мысли. Стою в раздумьях. Что же произошло? Они богаты и успешны, даже судя по надгробию. Ему всего 52 года , а ей на шесть лет меньше… Муж занимался торговлей металлами, чугуном, сталью, железом и разбогател во времена строительства железных дорог. Супруга держала перчаточный магазин на Мясницкой . Посмотрим внимательней – вот портал - дверь, как символ входа в иной мир.  На ступеньках бронзовая скульптура красивой молодой женщины у двери в раздумьях, она не скорбит, а решает, как ей поступить, она словно ждёт кого-то, но в нерешительности останавливается и оборачивается. В руке у неё живая красная роза, а раньше в руке у нее был бронзовый цветок, но его отломали вандалы.(ох,уж эти...) Очевидно, это история любви и ревности… Софи была очень красивой женщиной, это отмечали все, даря ей комплименты и знаки внимания, цветы…. Кроме того - непередаваемый французский шарм красавицы кружил головы многим - и женщинам, и мужчинам, в особенности. Но … стоя рядом с этой скульптурой красивой женщины, вы вдруг начинаете чувствовать в воздухе тонкий, непередаваемый запах изысканных французских духов… Что это?  Я оборачиваюсь, -   рядом никого… Это её духи, так как никого рядом нет, а мои пахнут по-другому… Чувствую её присутствие. Ну и дела …дверь портала в этот момент мне показалась чуть приоткрытой, а через минуту, когда я взглянула вновь - уже затворена. Я ничего такого не принимала для таких видений и галлюцинаций, клянусь. Ну, а муж Леон, конечно, ревнивец, по закону жанра, которому мерещатся измены красавицы жены на каждом шагу. Ему кажется, что все хотят украсть у него его возлюбленную, все жаждут овладеть ею. Его бесит, что она разговаривает в своём магазине с богатыми мужчинами покупателями и даёт им перчатки в руки, в прикосновении рук он уже видит измену. Всё является поводом для ревности- взгляд, улыбка, поворот головы, любой знак внимания или слово. Такие мужчины - собственники готовы ревновать жену к швейной машинке, к каждому столбу, носовому платку, домашнему животному, и чаще всего не любят заводить детей, чтобы не делить возлюбленную ни с кем, она должна принадлежать всецело только ему, вот только тогда он чувствует свою самодостаточность, но ненадолго…так как он не верит, что она верна ему, и подозревает, что у неё есть любовники… А значит, жизнь его превращается в АД, и у окружающих тоже. В каждом мужчине априори он видит соперника, ведь фантазия и воображение у таких мужчин без берегов, разыгрываются до крайности. Один девятый вал, накрывает за другим. Но на мраморе с датой рождения и смерти написано на французском – «родителям от детей». Значит, дети были. Казалось бы, что у них всё есть в жизни, и жизнь удалась, но червь ревности разъедает его душу, так как думает только об  измене, и он лелеет планы мести для своей жены .  Это одна из самых кровожадных легенд Введенского кладбища. Рассказывают, что якобы муж, узнав о том, что Софи ему изменяет,(?, всегда находятся доброжелатели и завистники...) заказал этот памятник, а потом убил её и себя из пистолета. Появление этой истории вызвано скорей всего тем, что на надгробии у супругов указан один и тот же год смерти. Но, возможно, здесь была другая история, не менее кровавая, революционная, ведь достаточно взглянуть на год смерти 1905-й.Сколько судеб рушились в этом году, кто мог и успел уехать, - те живы, остальные попали в жернова этого времени. Всё может быть… А ещё, может быть смертельная болезнь, эпидемия.Катастрофа...Но народ упорно хочет слышать о любви и ревности... Памятник красивый. И каждый день кто-то приносит ей розу… в погребальной традиции роза символизирует победу жизни над смертью ,...это очень романтично и трогательно.
 
Надгробие супругов Пло.
   продолжение следует