Встреча 18 с художником Павлом Михайловым

Владимир Варнек
Михайлов П.Н. АЛЕУТКА АКСИНЬЯ. 1827-1828.  ГРМ

Участие Павла Михайлова в экспедиции к Южному полюсу под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф. Белинсгаузена в период с 04.07.1819  по  24.07.1821 гг. стало яркой страницей жизни художника.Поэтому мой рассказ об этом кругосветном плавании и растянулся на шесть миниатюр (с 11-ой по 16-ю).  Сразу хочу предупредить читателей, что второе кругосветное плавание, в котором принял участие художник Михайлов, не стало такой же яркой страницей в его жизни, и поэтому рассказать об этом плавании я планирую лишь в одной миниатюре.

Трехлетнее плавание российских моряков на шлюпе «Моллер» под командованием  капитан-лейтенанта М.Н.Станюковича,в котором принял участие художник-миниатюрист Петербургской академии художеств, академик Павел  Михайлов, проходило  в период с 20.08. 1826 по 23.08.1829 годы. Приведу ниже краткую информацию о данной экспедиции, после чего расскажу о тех работах Михайлова, которые были представлены в альманахе Русского музея [1].

По примеру предшествовавших кругосветных плаваний, в 1826 году было решено послать из Кронштадта для охраны промыслов в Русской Америке и для доставки грузов в петропавловский порт два военных корабля. Для выполнения этой задачи в Петербурге были построены два одинаковых шлюпа «Моллер» и «Сенявин» длиной 90 футов и шириной 29 футов каждый. Командование первыми и одновременно начальство над обоими судами было поручено капитан-лейтенанту Михаилу Николаевичу Станюковичу, командование вторым – капитан-лейтенанту Ф. П. Литке.

Считалось, что Литке плавал под начальством Станюковича, по существу же он выполнял все исследования самостоятельно и независимо от последнего. Совместной эту экспедицию можно считать лишь по плаванию к местам исследования и возвращению в Петербург, но и тогда суда часто разлучались, и каждый действовал по своему усмотрению, лишь придерживаясь инструктивных указаний о местах встречи.

Каждому из командиров судов были даны отдельно подробные инструкции об их самостоятельных исследованиях. Если Станюковичу предписывалось описать восточное побережье Берингова моря, и исследовать восточный сектор центральной части Тихого океана, включая Гавайские и другие острова, то Литке должен был проводить исследования в западном секторе центральной части Тихого океана и на побережье Азии (от Берингова пролива до Сахалина).

Считается, что по своему научному значению плавание Литке во многом превосходило результаты исследований на судне «Моллер» под командованием Станюковича. Однако, не преследуя цели рассказать читателям миниатюры о работе всей  экспедиции, остановлюсь  лишь на исследованиях, проведенных шлюпом «Моллер» под командованием Станюковича, поскольку именно на его судне находился художник Павел Михайлов.

При этом ограничусь в основном лишь краткой информацией из биографии  М.Н. Станюковича, опубликованной в имеющейся в моей библиотечке книге [2] и интернете, после чего переключусь на альманах [1], из которого вполне можно извлечь информацию о маршруте экспедиции. Замечу, что поскольку  биография Станюковича в [2] существенно меньше по объему биографии адмирала Литке Федора Петровича (17.09.1797 – 08.08.1882), кругосветного мореплавателя, исследователя Арктики и президента Санкт-Петербургской академии наук, то сделаю в ней лишь небольшие сокращения.

«Станюкович Михаил Николаевич (1786 – 29.12. 1869), адмирал, кругосветный мореплаватель, исследователь Тихого океана и полуострова Аляска. Родился в семье прапорщика, происходил из дворян Смоленской губернии. В 1797 году поступил в Морской кадетский корпус. Окончив его, стал  гардемарином (1803), затем мичманом (1804), плавал волонтером на английских военных судах, а в 1810 году прибыл на Балтийский флот; в 1813 году, командуя бригом «Соболь», участвовал в сражении под Вексельмюнде, а в 1817 году был переведен на Черноморский флот.

В 1826 – 1829 гг., командуя шлюпом «Моллер», совершил кругосветное плавание к берегам Камчатки и в Русскую Америку. Участвовал в описи Алеутских островов, острова Унимак и северного берега полуострова Аляска от Исаноцкого пролива до устья реки Накнек, впадающей в вершину Бристольского залива.  При этом к описи американского побережья северной части Тихого океана Станюкович приступил лишь в начале июня 1828 года.

До этого в Уналашке им были лишь проверены физические инструменты. Экспедиция успела только частично описать северное побережье полуострова Аляска и Бристольский залив. В этот период работ были определены также 9 астропунктов. Зимой 1827-1828 гг. была осмотрена и определена цепь Гавайских островов между двумя параллелями северной широты. 

При описи берегов Станюкович, так же как и другие мореплаватели, использовал испытанную русскими моряками методику описания берегов адмирала Сарычева. Судно останавливалось на якоре, а опись вели с гребных судов и байдар. По пути команда «Моллера» осматривала Алеутские острова, некоторые из которых были описаны уже ранее.

Отчета об исследованиях Станюковича на судне «Моллер» не было опубликовано, и они остались менее известными, чем исследования Литке на «Сенявине».

С 1837 по 1851 гг. в звании контр-адмирала (1837), а затем и вице-адмирала (1848) Станюкович командовал соединениями кораблей Черноморского флота, после чего был назначен в 1852 г. командиром Севастопольского порта и его военным губернатором. В 1855 году был введен в состав Адмиралтейств-совета, а через год произведен в адмиралы. Его именем названы гора в Бристольском заливе  и мыс в Тауйской губе».

Завершая эту часть миниатюры, отмечу лишь то, что и на этот раз судно «Моллер», на котором вернулся из своего второго кругосветного плавания П.Н. Михайлов, пришло в Кронштадт 23 августа 1829 года, после чего у художника снова началась его тихая петербургская жизнь. Но поговорим о ней в двух оставшихся миниатюрах, а сейчас, листая страницы альманаха [1], познакомимся с маршрутом судна и тем, какие зарисовки во время путешествия делал художник Михайлов. 

Открывает вторую часть альбома «Вид Рио-де Жанейро с моря», выполненный Михайловым 13 января 1827 года на протяженном горизонтальном рисунке (на бумаге) с использованием акварели и графитного карандаша. Замечу здесь, что первый и все последующие рисунки и зарисовки, относящиеся ко второму кругосветному плаванию, были выполнены художником во время путешествия, и нет ни одной картины, которая была бы написана им уже после возвращения в Санкт-Петербург. Поэтому все эти материалы следует рассматривать в основном как документы к невыполненному отчету о плавании, подобного тому, который после завершения плавания  подготовил Ф.Ф. Беллинсгаузен.

Но продолжим  наше «путешествие» по страницам Альбома [1]. После четырех иллюстраций с видами Рио-де-Жанейро, его берегов и окрестностей следуют виды Вальпараиса (берега и бухты), острова «Уналошка» с селением «Юллюлюк», порта «Новоархангельска», островов «Лито» и «Оснабур» (Полинезия). Затем в альбоме появляются виды Петропавловской гавани и бухты на Камчатке, после чего на целом  ряде страниц приводятся наброски с изображениями жителей Аляски их одежды, быта и занятий. 

Очередные аналогичные зарисовки в Альбоме "привязаны" уже к Алеутским островам. Завершают эту серию рисунков портреты алеутов, выполненные на коричневой бумаге с использованием угля, сангины и мела. На одном  из таких портретов запечатлена алеутка Аксинья, «картинка» с изображением которой приложена к настоящей миниатюре. При разглядывании в альбоме этих и других портретов Павла  Михайлова у меня возникло ощущение, что именно во время кругосветных путешествий у него прорезался дар художника-портретиста, который в его петербургской жизни никак не мог проявиться, хотя он и учился в Академии художеств в портретном классе С.С. Щукина.

Не буду утомлять читателя далее рекламой Альбома и завершу свой «репортаж» «посещением» Сандвичевых (Гавайских) островов. Особенно на этих страницах альбома заинтересовал меня акварельный рисунок «Игра палочками бамбуковыми сандвичан на острове Авагу», исполненный 2 февраля 1828 года (бумага, акварель, 31,3х25,1).   

На нем художник изобразил группу молодых людей из 10-ти человек возраста до 25 лет – восьмерых девушек, две из которых сидят на первом плане на бамбуковых табуретках и двух юношей, которые вместе с шестью девушками стоят тесно позади и наблюдают за игрой двух сидящих девушек. Все изображенные являются, по моему мнению, представителями «золотой» гавайской молодежи. 

Девушки изысканно одеты в модные длинные платья разного цвета, а головы их украшают модные прически; в ушах некоторых из них – модные серьги. Юноши же выглядят пижонами, а на плечах того, который стоит за девушками по центру портретного рисунка, большая накидка фиолетового цвета, которую он прижимает к груди своей правой рукой. Все молодые люди на картине запечатлены босиком.

Обратила мое внимание на рисунке какая-то несоразмерность частей тела. Фигуры всех их удлинены, а головы несоразмерно малы. Особенно несуразной показалась мне фигура самой крайней девушки слева с наброшенной на правое плечо накидкой, стоящей к зрителям почти что задом. Ноги девушки, открытые заметно выше колен, кажутся очень мощными выше колен, тогда как голова кажется очень маленькой. Разглядывая рисунок, подумал, что выполнен он в каком-то художественном стиле, типа древнегреческого. Но подтвердить эту гипотезу поисками в интернете не удалось. 

Замечу теперь, что я специально так подробно обрисовал облик молодых людей на данном рисунке. Дело в том, что при подготовке предыдущей миниатюры, к которой был приложен автопортрет художника Павла Михайлова, я увидел признаки такого же художественного стиля: очень длинная фигура, небольшая голова, длинная офицерская форма вместо накидок. Поэтому мне и показалось, что данный незаконченный портрет является каким-то загадочным, и не является "обычным автопортретом" художника, на котором он изобразил себя во весь рост. Было бы очень интересно узнать мнение специалистов-искусствоведов об этой версии. Данный автопортрет, кстати, можно увидеть и в Википедии, где он приложен к краткой биографии художника. В ней имеется одна неточность: звания академика по живописи портретной миниатюрной П.Н. Михайлов был удостоен в 1815, а не в 1807 году [3]. Такая же ошибка сделана и в других справочных изданиях.


ПРИМЕЧАНИЕ.   

1.  Русский музей представляет: Павел Михайлов; путешествие к Южному полюсу. Альманах. Вып. 352. СПб. Palace Editions, 2012. Тираж 2000 экз.  Научный руководитель Евгения Петрова.  Директор Русского музея Владимир Гусев. Текст Наталии Соломатиной.   

2. История гидрографической службы Российского флота. Монография в четырех томах. Том 4. Авторы Болгурцев Б.Н., Грибанов О.Л., Корякин В.И., Попов Б.Г. Издание Главного управления навигации и океанографии МО РФ. 1997.
   
3. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767-1770, 1772-1774, 1776,1779, 1794,1802-1815)/ сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.

КОНЕЦ миниатюры 18.      

Продолжение следует.     12.02.2021

12.02.2021