Полемика

Анатолий Белаш
                Мое знакомство с г-ном Л.Х. состоялось на страничке «ответов», где он появился с критикой моей статьи «Вы за базовый доход?» и комментария В.Лоскутова. После моего ответа на его критику, последовало полное изложение статьи г-на Л.Х. «Маша и медведь», уже опубликованной ранее на его странице. Мне показалось неуместным загружать «ответы» опубликованными  произведениями, и я написал об этом. Надо отдать должное г-ну Л.Х. - статью из «ответов» он убрал.
 
                Прочитав «Машу и Медведь» там, где принято читать публикации, я написал рецензию. В ней  одобрительно отозвался о статье, в целом, но усомнился в правомерности утверждения – «Сегодня уже всем очевидно: Россия выигрывает мировую технологическую гонку»               
               
                Последовал пространный ответ, в котором излагались сведения о действительных и мнимых достижениях России в технологической гонке. Оказывается, мы уже не выигрываем технологическую гонку – мы ее выиграли -
 «ТЕПЕРЬ ВСЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОРЫВЫ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ТОЛЬКО В РОССИИ», «СЕГОДНЯ БОГ КРЫШУЕТ РОССИЮ».
Мне кажется, более или менее осведомленный  человек, прочитав такие заявления, в лучшем случае, только поморщится.
 
            Думаю, что всякое преувеличение и бахвальство мнимыми  успехами не способствует имиджу и делам как личности, так и целой страны, поэтому я представил свой комментарий. Начал с того, что хотел бы порадоваться вместе с г-ном Л.Х. успехам России, но этому мешает знание ряда аспектов технологического состояния нашей экономики. Затем я изложил то, что мне известно об этом из сообщений газет и, в меньшей мере, из интернета. Вот, о чем я писал.

                В области космических исследований нас уже опережают не только США, но и Китай. Если 15 - 20 лет назад мы выполняли 30-40 запусков космических объектов, то в 2020 -17. У США на орбите 1300 работающих спутников, у Китая – свыше 360, у Евросоюза – 180, у России около 160.

                С 1990 года объем грузоперевозок всеми видами транспорта сократился в 2,3 раза, а пассажиропоток в 2,7. С 2000 по 2019 год рост  грузоперевозок всего лишь 3%. Летаем мы на импортных самолетах, с Суперджетом облажались и с трудом начинаем выкарабкиваться из ямы 90х.  В гражданском судостроении, если не считать ледокольного флота, тоже провал. Только сейчас  начинаем обновление рыболовецкого флота и строительство речных круизных лайнеров.               

                Оппонент говорит о колоссальном прорыве в нефтехимии, хотя наша страна производит  химической продукции в 6 раз меньше потребности. Из 8 самых крупных НПЗ лишь один запущен в последние годы, остальные построены  лет 60 назад и нуждаются в модернизации.

                Сельское хозяйство, действительно, «бьет рекорды по объемам и по экспорту». Это касается, прежде всего, зерновых, сахарной свеклы и подсолнечника, но семена, в основном, импортные – свеклы - 40%, подсолнечника – 73%, картофеля еще больше! А создать новый сорт, апробировать его, организовать производство семян – нужен десяток лет. Курятиной мы обеспечены, «ножки Буша» нам не нужны, но доля импортного племенного материала, суточных цыплят и инкубаторных яиц, составляет 90 %. Что будем делать, если и здесь последуют санкции?

                Многие упомянутые оппонентом технологии только в планах, в будущем. Есть надежда.  Но поставленная в 2003 году Путиным задача удвоить ВВП к 2010 году и сейчас нами не решена. К 2019 году ВВП в ценах 2010г увеличили на 85%.В последние годы ВВП снижался, что не вяжется с бурным технологическим ростом.

               Мой ответ на следующий день был удален. Кем, как и почему, мне неизвестно.  Комментарии г-на. Л.Х. остались, Можно спокойно разобраться, что там еще интересного.
 
              Г-н Л.Х - «Ядерные технологии, ВКЛЮЧАЯ МЕДИЦИНСКИЕ, ЗДЕСЬ НАШ ОТРЫВ измеряется десятилетиями».      
                Не знаю, как насчет «десятилетий», но атомную промышленность мы сумели не только сохранить, но и развить. Успехи ее несомненны. Тут автор совершенно прав.
               

                Г-н Л.Х -        «Российские генетики создали новые сорта хлопка, которые дают отличное волокно не на юге Узбекистана, а на севере Волгоградской области. Из этого хлопка производят ивановский текстиль, который выдавил Китай с отечественного рынка.»   
                Создание нового скороспелого сорта хлопка, пригодного для возделывания в Волгоградской области, – это, действительно, серьезное достижение.. По данным областного комитета сельского хозяйства (2019г) хлопок выращивается на опытных полях ВолГАУ. В следующем году фермерские хозяйства планировали засеять хлопчатником   200 – 500 га. Для возделывания у нас хлопка в промышленных масштабах нужно еще немало сделать. Так что «из ЭТОГО хлопка ивановский текстиль» производить пока не можем.

                Г-н Л.Х -  «Автомобилестроение? КАМАЗы заняли весь пьедестал, а за джипами «Аурус» очередь из арабских шейхов».    
                «Аурус» – семейство отличных автомобилей высшего и представительского класса, разработанных на КАМАЗе и намеченных к выпуску в Елабуге. Двигатель проектировался совместно с фирмой Porshe. Успехи наших КАМАЗов общеизвестны. Уцелевший в 90 ые годы завод работает и неплохо. Разработана машина нового поколения – КАМАЗ- 5490. Журнал «За рулем» пишет: «В создании КАМАЗ-5490 просто неоценима помощь стратегического партнера концерна «Даймлер». Я совсем не против сотрудничества с зарубежными фирмами. Очень хорошо, что Даймлер не присоединился к санкциям. Только вряд ли это хороший пример превосходства наших технологий.         
               

                Г-н Л.Х. – «…новый авиационный электрический двигатель на сверхпроводниках взорвёт авиацию. Русский двигатель!»
                Это интересно! Ищу и нахожу сенсационное сообщение о том, что 5 февраля на аэродроме Сибирского НИИ авиации проведены наземные испытания самолета ЯК-40 с тяговым авиационным электродвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках (лента ВТСП). Это, действительно, незаурядное событие, не имеющее аналогов в мире. Более детальное знакомство с проблемой использования ВТСП показывает, что не все так радужно.
                Л.М.Фишер, директор научно-производственного объединения сверхпроводниковых ограничителей – « … для сверхпроводниковых ограничителей мы должны взять соответствующую сверхпроводниковую ленту ВТСП, которая сейчас производится в Соединенных Штатах, Японии,  Корее»
У нас, оказывается, ведется НИОКР, еще работают над ее производством.
                В.П.Смирнов, научно-технический руководитель электрофизического блока АО «Наука и инновации», - «,,,развитие техники и физики высокотемпературной сверхпроводимости не стоит на месте. Люди ищут новые составы, новые способы. К сожалению, сейчас это не входит у нас в программу будущей активности. Но мы надеемся, что и в Академии Наук, и в вузах такие работы будут проводиться и помогать в создании условий, когда наши технологии и наши устройства на основе высокотемпературной сверхпроводимости не будут отставать и даже в определенном смысле будут впереди мирового развития этого направления.»

                Г-н Л.Х. спрашивает, в какой отрасли отставание, по моему мнению, критическое. Я не могу ответить на этот вопрос и другим отвечать не советую. Почему? А вспомните старый анекдот -
            «Ты слышал, китайцы спутник запустили? - Да, ну? - Точно! – Три миллиона китайцев рогатку растягивали!»

                Я верю в возрождение нашей экономики, в завоевание передовых позиций в основных отраслях. У нас для этого есть главное - богатейшие ресурсы и образованный, талантливый народ. Но «перековки  либералов в государственников», о чем пишет мой оппонент, мало. Чтобы  русский самолет на электрической тяге летал, а сырьем для текстиля служил русский хлопок, надо много и упорно трудиться, преодолевая недостатки. Поэтому  не надо их замалчивать, надеясь на «крышу» Бога.
.


 В