Они воевали в Испании ч. 18

Николай Мринский
107. КОРОБКОВ ПАВЕЛ ТЕРЕНТЬЕВИЧ - лётчик.

Родился 5 октября 1909 г. в дер. Липник Суджанского (ныне Медвенского) района Курской обл., в семье крестьянина. Работал пастухом, чернорабочим в совхозе, колхозником. Окончил 4 класса начальной сельской школы. С 1931 г. Павел Коробков в Красной Армии. Сначала служил в пехоте, затем перешёл в авиацию. В 1933 г. окончил Ворошиловградскую военную авиашколу лётчиков, в 1936 г. - школу высшего пилотажа в Одессе. Служил на командных должностях в истребительной авиации Белорусского ВО. К лету 1938 г., в звании ст. лейтенанта, был инструктором - лётчиком в 8-й Одесской школе пилотов Киевского ВО. С 10 июня по 26 октября 1938 г. участвовал в национально-революционной войне испанского народа. Однако попал он туда не сразу: 5 раз подавал рапорт. И добился своего. Боевое крещение получил летом 1938 г. под Валенсией. Оно запомнилось ему взысканием и поощрением одновременно. В тот памятный день он вместе с другими лётчиками сопровождал группу бомбардировщиков к линии фронта. Шёл правым ведомым. Неожиданно впереди показались вражеские самолёты. Они летели встречным курсом на одинаковой высоте. Хотя и был строжайший приказ держаться кучно, Коробков в миг забыл обо всём на свете. Сделав поворот, он тут же оторвался от своих и оказался лоб в лоб с неприятельским истребителем. Исход решали секунды. Нажим на гашетку, и по вражеской машине хлестнул огненный ливень из 4-х пулемётов. Ослепительно блеснул взрыв, и у всех на глазах к земле полетели обломки расстрелянного им вражеского самолёта. Республиканцев охватило ликование. Радовался боевому успеху и Коробков. Но нарушение приказа едва не стоило ему жизни. Отрезав смельчака от своих, вражеские лётчики стали обстреливать его со всех сторон. В один из моментов боя на советского лётчика ринулись 2 неприятельских истребителя, взяв его в клещи.

На помощь Коробкову подоспел другой наш лётчик, и они вдвоём расправились с обоими "Фиатами". Но противник продолжал наседать. Выход оставался один - бросить машину в глубокое пике... На аэродроме Павла Терентьевича встретили восторженно. С земли наблюдали бой и восхищались его отважными, точными действиями. Техник - испанец, обняв Коробкова и прокричав по-русски "Молодец!", потащил его к самолёту: - Камарадо Павлито, идём посмотрим твой авион. На козырьке кабины, на плоскостях и фюзеляже они насчитали 15 пробоин... Однако командир эскадрильи встретил Коробкова серьёзным внушением за невыполнение приказа. Правда, он заметил в характере молодого пилота и другое: готовность смело вступать в бой с врагом, умение разить наверняка, самому же невредимым ускользать из - под удара. "А за боевую находчивость, объявляю вам благодарность", - сказал в заключение командир. Коробков был помощником командира эскадрильи, а затем командиром 2-й эскадрильи истребителей И-16. Имел псевдонимы "Пабло" и "Камарада Павлито". К октябрю 1938 г. совершил 121 боевой вылет, в 36 воздушных боях сбил 6 самолётов франкистов. 22 февраля 1939 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Участник боёв на р. Халкин-Гол в 1939 г., похода Красной Армии в Западную Белоруссию, советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В годы ВОВ сражался на Южном и Юго-Западном фронтах, в Крыму, под Сталинградом, на 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Был командиром 12-го ИАП, зам. командующего ВВС армии, комдивом, ст. инспектором ВВС. После войны продолжил службу в ВВС. В 1954 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1960 г. в запасе. Жил в г. Калинине. Умер 12 апреля 1978 г. Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й ст., Отечественной войны 2-й ст., Красной Звезды; медалями, орденами иностранных государств.

108. КРУЧИНИН ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ – танкист, ПОГИБ.
 
1908 г. р. дер. Старинцы Полоцкого р-на Витебской обл. Белорус. Призван на службу в 1929 г. Мл. командир с/сл., командир танка. Герой Советского Союза (посмертно). Погиб 8 ноября 1936 г. в бою под Мадридом. Награждён орденом Ленина.

109. КУПРИЯНОВ ПАВЕЛ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ - танкист, ПОГИБ.
 
1908 г. р. дер. Старинцы Полоцкого р-на Витебской обл. Призван на службу в 1929 г. Мл. командир с/сл., командир танка. Герой Советского Союза (посмертно). Погиб 8 ноября 1936 г. в бою под Мадридом. Награждён орденом Ленина.

110. КУСТОВ ВИКТОР ПАВЛОВИЧ - лётчик.

Родился 26 апреля 1909 г. в Москве, в семье грузчика Северной железной дороги. В 1921 г., после смерти отца, вместе с семьей переехал в Христиновку (Черкасская обл.). В 1923 г. окончил 6 классов. Трудовую деятельность начал с 14 лет. В 1923 - 1924 гг. был чернорабочим на станции Христиновка, в 1924-1930 годах работал там же учеником слесаря, слесарем и бригадиром. В 1930 г. вернулся в Москву и в течение 2 лет учился на рабфаке при Московском институте инженеров ж/дорожного транспорта. В мае 1932 г. по партийной путёвке поступил на учёбу в 7-ю Сталинградскую школу военных лётчиков, которую окончил в декабре 1935 г. С января 1936 г. служил младшим лётчиком в 12-й истребительной авиаэскадрилье 111-й истребительной авиабригады под Ленинградом. С 20 августа 1937 по 25 февраля 1938 гг. в качестве добровольца принимал участие в национально-революционной войне испанского народа. Испания... Ярко - синее небо днём, чёрное с серебряной, словно кованой луной ночью. Оливковые рощи на приморских холмах Андалусии, пальмы Малаги, каштаны Кастилии, жёлтая, жёсткая земля Уэски. Кустов поднимал свою машину с аэродромов Сагунто и Ла-Сенья, Сарион и Каспе, Альканьис и Каса - дель - Буэй. Полгода защищал он небо Барселоны и Валенсии Сарагосы и Мурсии. Сходился в смертельных схватках с германскими "Мессершмиттами" и "Юнкерсами", итальянскими "Фиатами" и "Капрони". Всего совершил около 60 боевых вылетов, в групповых боях сбил 3 истребителя. Воевал в эскадрилье И-15 под командованием А.К. Серова. Был пилотом, командиром звена. Имел боевой налёт 80 часов. 14 октября 1937 г. в составе звена перехватил и привёл на аэродром Бахаралос истребитель CR-32. В групповых воздушных боях сбил 3 вражеских самолёта.

Из десятков воздушных боёв, в которых участвовал Кустов, самым памятным был тот, который провёл над Теруэлем 22 декабря 1937 г. Тогда его звено, выполнив задание по штурмовке перешедших в контрнаступление войск мятежников, возвращалось на свой аэродром. На подходе в горе Халавамбре наших лётчиков перехватила эскадрилья Ме-109. Завязался неравный бой. Полчаса горные долины содрогались от рёва моторов, пулемётные трассы чертили небо. Меткой очередью с близкого расстояния Кустов сбил один "Мессер", но в следующую секунду его машина оказалась зажатой фашистами со всех сторон. Виктор пытался вырваться из кольца, но тщетно. Шесть против одного! На помощь ведомых рассчитывать было нельзя: им тоже приходилось нелегко в бою с превосходящими силами врага. Фашисты могли легко разделаться с Кустовым, но они вели лишь отсекающий огонь. Шедший слева лётчик приблизился вплотную, и Виктор, увидев на его лице злорадную улыбку, понял: "Хотят посадить". Мгновенно в памяти промелькнул жуткий эпизод, рассказанный накануне командиром эскадрильи Иваном Девотченко. В ноябре 1936 г. попавшего в плен советского лётчика-добровольца Владимира Бочарова фашисты изрубили на куски, завернули в простыню и сбросили в ящике на мадридский аэродром Барахас с запиской: "Такая участь ждёт всех большевиков". Кустова бросило в холодный пот. Надо вырваться из кольца! Но как ? А если не удастся ? В таком случае он как можно дороже отдаст свою жизнь. Резко увеличив скорость, Кустов неожиданно направил свою машину на шедший внизу вражеский истребитель и, когда расстояние сократилось до 40-50 метров, нажал на гашетку. Раздался треск, сверкнули языки огня. "Мессер" камнем полетел к земле.

Отвесным пике Виктор бросил самолёт в глубокое ущелье и, лавируя среди гор, стал уходить от преследователей. Огненные трассы проносились слева и справа, прошивали плоскости истребителя. Однако повторять смертельно рискованный маневр советского лётчика немцы не рискнули. Некоторое время они шли над пиками гор, а затем, потеряв Кустова из виду, прекратили преследование. На аэродром Сагунто Кустов привёл израненную машину на последних каплях горючего. С трудом вылез из кабины и, едва коснувшись земли, потерял сознание. Наступила нервная разрядка. Победа досталась нелегко. 4 декабря 1937 г. был ранен в воздушном бою с Ме-109 над аэродромом Бухаралос, после 2-месячного пребывания в госпитале, отправлен на родину. 2 марта 1938 г. награждён орденом Красного Знамени. В 1938 г. получил звание ст. лейтенанта, а в следующем году - капитана. С апреля 1938 г. командовал эскадрильей 38-го, а с февраля 1939 г. - 44-го истребительных авиаполков Ленинградского ВО. В мае 1939 года переведён командиром звена в 22-й ИАП и с 29 мая участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол. Вскоре стал командиром эскадрильи 56-го ИАП (истребительная авиабригада, 1-я армейская группа). 3 августа 1939 г. в воздушном бою с группой японских бомбардировщиков Ки-21 был тяжело ранен огнём стрелков. Таранным ударом уничтожил самолёт врага, но погиб и сам. 29 августа 1939 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина и Красного Знамени. Похоронен в Монголии, в местах боёв.

111. КУЦЫЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - танкист, ПОГИБ.

1913 г.р., с. Якимовка Броварского р-на Киевской обл. Отец - Куцый В.В. Погиб в бою 17 февраля 1937 г. на р. Харама. Награждён орденом Красной Звезды в 1937 г.

112. ЛАВРОВ ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ – ПОГИБ.

Родился 23 февраля 1899 г. в Ленинграде. В Красной Армии с 1919 г. Член ВКП (б). Капитан, советник командира 25 дивизии. Погиб 27 января 1938 г. при бомбёжке. Похоронен в Валенсии. Награждён орденом Красного Знамени в 1938 г. Присвоено воинское звание майор (пр. НКО № 0252/ п от 17.04.1938).

Продолжение следует в части  19                http://proza.ru/2021/02/12/1817